Классик кия

У нас немало асов. Но лишь один — Митасов

Его родина — самая глубинка Воронежской области, село Троицкое Новохоперского района. В 1950 году, семнадцати лет от роду, имея за плечами курсы трактористов, отправился Георгий Митасов в Ленинград. И в первый же день забрел в Дом культуры Ильича и обнаружил там людей, гоняющих длинными палками костяные шары. Приглядевшись к игрокам, упросил дать и ему попробовать

19 сентября 2007, №16 (16)
размер текста: aaa

Георгий Степанович с тех пор буквально заболел бильярдом, и эта его «болезнь» продолжается до сих пор. Митасов всегда делал лишь то, к чему лежала душа, в чем он растворялся, купался, что исполнял мастерски, красиво, изящно, молодцевато, зная, что доставляет удовольствие, приносит радость другим. Сейчас он этому искусству учит других. И живет их жизнью, и радуется их радостью.

Ай да Самаранч!

Георгий Степанович, несколько лет назад вы показывали мне видеокассету, где был снят приезд Хуана Антонио Самаранча, кажется, в Академию госслужбы при президенте России. Тогда президент МОК загнал разом шесть шаров в шесть разных луз. Но вы так и не объяснили, как это ему удалось.

Вопрос правильный. Это был трюк, чтобы его исполнить, вовсе не обязательно быть классным игроком. Тут нужно всего лишь правильно поставить шары. Бьющий должен только точно попасть в центр одного шара, о чем Самаранч и был предупрежден. И ему это удалось.

В связи с этим мне вспоминается история об одном маркере-инвалиде. Он еле передвигался, у него тряслись руки. И, тем не менее, он был потрясающим игроком. Это правда?

Не совсем. На самом деле таких было двое: Николай Березин по прозвищу Бейлис и Василий Кочетков, в кругу игроков носивший титул Бузулукский. Николай Иванович работал в Центральном доме литераторов, а Василий Евдокимович — в Доме ученых. Их история не была тайной в среде игроков. В начале двадцатых годов оба переболели одной неприятной болезнью, от которой в конце концов излечились, но остались на всю жизнь глубокими инвалидами. Однако это были настоящие гении бильярда, у них невозможно было выиграть...

На плечах гигантов

1

— Но, говоря о гениях нашей игры, следовало бы первым назвать легендарного маркера и игрока Заику — Николая Ивановича Ефимова, который свое прозвище получил из-за врожденного речевого дефекта, — продолжает Митасов. — Заику я считаю самым лучшим игроком России всех времен. И своим первым учителем. Он мой земляк, всю свою недолгую жизнь прожил в Воронеже, что, конечно, только способствовало нашему с ним сближению. Всякий раз, приезжая в деревню к родителям, я через пару дней перебирался в областной центр к дяде Коле. И пропадал у него. Если на равных, без форы, то он никогда никому не проиграл ни единой партии. Вообще. Причем он нередко отдавал наперед когда четыре, а когда и все шесть шаров. И все равно побеждал.

Но ведь и стол бывает не идеальный, с каким-нибудь тайным пороком...

Правильно. И кий мог попасться не совсем правильной формы, а с каким-то дефектом, с подвывихом. Да и взять кий Николай Иванович мог не свой, «пристрелянный», а просто из колоды. И шары далеко не всегда были абсолютно круглые. Да чего уж там, и трезв он бывал не каждый день. И вот поди ж ты, даже в таких условиях он сперва примеривался, изучал ситуацию, обдумывал, закладывал ее в мозговой «компьютер» и быстренько находил свою игру.



Надо сказать, отчаянный он был мужик, мог, внедрившись в криминальный мир, выдавая себя за какого-нибудь ветерана-фронтовика, начать буквально «шелушить» в бильярд всяких «зазывал», «набойщиков», «наперсточников» и прочее жулье. Честных тружеников он никогда не трогал.

В моей жизни был только один человек, у которого я так ни разу и не выиграл, — это дядя Коля Ефимов.

А вы знали Чемоданова?

Да, знал. Но за бильярдным столом мы с ним встречались мало, и вы сейчас поймете почему. Андрей Петрович Чемоданов вообще стоит в истории нашего бильярда особняком. Он хотя и не работал маркером, но игроком был замечательным. Однако в историю он вошел главным образом как Страдивари русских бильярдных столов и киев. Чемоданов родился в 1880 году и прожил 91 год. Еще в 1927 году Сталин взял его к себе, причем на долгие годы, почти на всю свою жизнь. Ввиду особых условий, в которых оказался Андрей Петрович, он имел очень ограниченные возможности для встреч с сильными мастерами. Мало кто знал, что у Сталина есть учитель — учитель бильярдной игры. А он очень уважительно относился к Андрею Петровичу. И стол для Сталина в черноморской Зеленой Роще — филигранная работа рук Андрея Чемоданова.

Известно, что большим любителем бильярда был сын Сталина Василий. А как он играл?

Если честно, то средне.

У кого еще из больших мастеров вы учились игре?

У названных мной Бейлиса и Бузулукского. Правда, со временем я стал давать им по 15–20 очков форы.

Запрещенные приемы Ширвиндта

В фойе бильярдного клуба «Олимпийский» висят большие портреты друзей клуба — любителей игры на бильярде. Среди них космонавт Павел Попович, теннисист Евгений Кафельников, певец Валерий Сюткин, губернатор Нижегородской области и он же президент Федерации бильярдного спорта страны Валерий Шанцев, другие узнаваемые лица. Вы наверняка могли бы продолжить этот ряд, добавив тех, с кем вам доводилось встречаться или даже обучать игре.

Попробую. Хотя всех на одном выдохе, конечно, не назову: Андрей Макаревич, Эльдар Рязанов, Марк Рудинштейн, Леонид Ярмольник, Леонид Агутин, Леонид Якубович, Александр Пороховщиков, Александр Ширвиндт, Владимир Долинский, Павел Бородин, Борис Хмельницкий, Элина Быст­рицкая, Сергей Никоненко, Валерий Сюткин.



Скучно с ними, конечно, не бывает?

Ох, не бывает. Ширвиндт, например, вообще создавал вокруг себя удивительную атмосферу. Иные его соперники от смеха просто не могли играть.

Может, он просто намеренно выводил их из игры?.. А как насчет спиртных напитков?

У всех по-разному. Эти люди приезжают прежде всего отдыхать, а не побеждать. Тот же Александр Анатольевич в недавнем прошлом обычно появлялся в бильярдной с двумя большими сумками с напитками и всякой снедью. Угощал всех. Сам, однако, воздерживался.

Что, вообще не смачивал горло?

Нет, что вы! Он — не закусывал.

Ну а остальные — Якубович, например?

Ленечка — мой ученик. Он закусывает всегда!

А что, Ширвиндт больше не наезжает?

Наезжает, но чаще просто звонит. Обязанности худрука теат­ра оставляют ему совсем мало времени.

Уж коль скоро мы коснулись темы напитков, то интересно узнать, насколько отношения с ними отрегулированы у бильярдистов-профессионалов?

Никак не отрегулированы, этих отношений попросту нет. Профессиональный бильярд — это состязание, требующее огромного физического и нервного напряжения, выносливости. За одну только партию игрок проходит расстояние до трех-четырех километров. Про своих учеников с уверенностью могу сказать, что никто из них не выпивает и не курит. Они прекрасно знают, что на высоком исполнительском уровне игры это просто недопустимо. Да и я в свои семьдесят четыре — если б систематически выпивал, разве играл бы так, как вы видели? И как бы тогда я обучал искусству игры?

Нужен ли такой «Классик»?

Вы только что упомянули Сергея Никоненко, который сыграл одну из главных ролей в известном фильме «Классик». Понравился ли вам этот фильм, ведь он имел кассовый успех?

Категорически не понравился. Бильярд представлен там игрой, замешанной на авантюре, мошенничестве, на астрономических суммах выигрышей. Это отнюдь не повышает репутацию нашего вида спорта и даже действует против него. Было же время, когда бильярд не признавался видом спорта. Когда считалось, что это грязная игра на деньги, игра в табачном дыму, игра под выпивку, игра для богатых. Когда бильярд испытывал такое же отношение к себе, как джаз или музыка Прокофьева и Шостаковича.



Конечно, само наше общество теперь стало другим, изменилось отношение и к бильярду. Не скрою, я тоже внес в это свою лепту. Мы укрепляем внешние связи, вышли на международную арену. В бильярд играют серьезные люди. За любого своего ученика я могу поручиться — это честный и порядочный человек. Анечка Мажирина, моя радость и гордость, десять лет тренируется у меня. Ей 24 года, а она уже двукратная чемпионка мира. Окончила Московский государственный торгово-экономический университет. Аспирантка, пишет диссертацию на тему «Идеология и механизм тоталитарного государства». А какая красавица! И с помощью таких учеников, я считаю, важно и нужно рассказывать людям о чистой, честной игре.

Давайте все-таки вспомним фильм «Классик». Каково ваше отношение к герою Сергея Никоненко?

Я очень хорошо отношусь к Сереже Никоненко, он замечательный актер (и кстати, такой же хороший человек), но как игрок он в фильме неубедителен, но в этом, пожалуй, не его вина… Сценарий? Я прочитал его, когда мне предложили стать консультантом фильма. Но сценарий мне не понравился, и консультировать я отказался. Все это заведомо не то, не та правда жизни. И не та игра в бильярд. И уж как минимум следовало обучить артистов правильно держать кий. Сережу, правда, учить не нужно, он и так неплохо играет на бильярде. Но уж очень много там неточностей в мелочах. Профессиональный игрок, например, вряд ли будет пользоваться составным кием, такой кий снижает игровые качества. Ну, и так далее.

Скандальный Жаров

А есть ли правдивые фильмы, где действие разворачивается вокруг бильярда? Ну, во всяком случае, где не искажена техника самой игры?

Да, есть. В знаменитом «Возвращении Максима» в бильярд играют хорошо.

Неужто Жаров и Чирков — сами?

Подождите, расскажу-ка я вам вот какую историю. Вхожу я как-то в ресторан Центрального дома литераторов и вижу за столом двух замечательных артистов: Костю Сорокина и Михаила Жарова. Сорокин приглашает меня к ним за столик и говорит: «А это, Миша, самый лучший бильярдист на всем белом свете». Жаров насупился и говорит мне: «Ерунда, я у вас выиграю, я вообще выигрываю у любого, у кого угодно». Сорокин возражает: «Ты, Миша, не горячись, ведь это сам Егор Митасов, многократный чемпион Советского Союза». Однако Жаров и слышать ничего не хочет, все надувается и багровеет: «Я выиграю у кого угодно, вы наверняка видели, какой я игрок».



Слышать такое мне, конечно, было странно и обидно. Тогда я предлагаю Жарову партию, причем тут же и немедленно. Но тот играть как будто и не собирается. «Мне, — говорит он с надрывом, — с вами неинтересно, я все равно играю лучше». В общем, эта бестолковая перепалка продолжалась еще какое-то время. Как вдруг Михаил Иванович расхохотался и сказал, что непременно выиграл бы у меня, когда бы... сам умел играть. Тогда пришел мой черед удивляться: «Как же вы так убедительно сыграли свою партию в фильме “Возвращение Максима”?» Оказывается, что и за Жарова, и за Чиркова играл профессиональный бильярдист, ленинградский мастер Жорж Гаев. В обоих случаях на экране зрители видят его руки...

Отнюдь не древние пирамиды

Русский бильярд. Русская пирамида. Эти слова теперь на слуху. Но что это такое и какие вообще существуют виды и разновидности игры в нашей стране?

С нынешнего года все виды русского бильярда называются «пирамидами». Прежде всего это «свободная пирамида», бывшая «американка». Играется она по принципу «любым шаром бить любой». Для победы в партии нужно забить восемь шаров. Следующая — «классическая пирамида», бывшая «русская пирамида». Играется одним шаром, но только «чужим» и по номерам. Для победы в партии нужно набрать 71 очко. Дальше — «динамичная пирамида». Она имеет два варианта. Оба играются одним шаром. В первом можно забивать и «свой», и «чужой», причем неважно как, лишь бы забить восемь шаров. Во втором — нельзя забивать два «свояка» подряд, а можно только через «чужого». Можно забить даже восемь «чужих», но если забили «свой», то затем непременно — «чужого», после чего можно снова играть «свой». Есть, впрочем, и некоторые другие детали правил.

А какие турниры и какого уровня проходят по «пирамиде»?

В этом году в Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по «динамичной пирамиде». Чемпионаты мира до сих пор проводились по «свободной пирамиде» («американке»). А теперь будут и по «динамичной» — опять же в нынешнем году в Санкт-Петербурге.



Но ведь кроме русской пирамиды есть и другие виды бильярда — карамболь, снукер, пул? Чем они плохи?

Вовсе не плохи. Мы поддерживаем все эти бильярдные дисциплины и участвуем в соревнованиях по ним. Причем сейчас они выходят на качественно новый уровень. К примеру, пул и снукер нынче не только самосовершенствуются, но, что особенно важно, приверженцы этих видов бильярда постоянно ищут новые территории для их распространения.

Есть ли у нас успехи на международном уровне в этих дисциплинах?

Есть. И неплохие. Мастер спорта международного класса Константин Степанов впервые за всю историю отечественного бильярда завоевал серебряную и бронзовую медали на престижнейшем европейском чемпионате по пулу. Теперь он, опять же впервые в истории отечественного бильярда, занял высшую строчку официального рейтинга Европейской федерации пула. Заслуженный мастер спорта Анна Мажирина в первый же свой приезд на чемпионат Европы по снукеру обыграла многих именитых соперниц и в итоге завоевала бронзовую медаль, причем заметьте — в «не своей», казалось бы, дисциплине. Вообще участие моих учеников, чемпионов мира по «пирамиде» Мажириной и Юрия Пащинского в снукерных соревнованиях вызвало у снукеристов интерес не только к самим российским спорт­сменам, но и к тому, чем они занимаются в бильярдном спорте. Попробовав на досуге поиграть в «пирамиду» с нашими спортсменами, кое-кто из иностранных мастеров наметил для себя цель — поучаствовать в наших соревнованиях по этой дисциплине.

А какой бильярд вам самому больше по душе?

Вопрос для меня коварный, ибо, как главный тренер сборных команд страны, я должен относиться ко всем дисциплинам одинаково. Но если честно и по секрету, то больше всего люблю «пирамиду». В карамболе вообще нет луз, там игра идет на касание шаром о шар. В пуле и снукере лузы широкие, а шары небольшие. В нашей же «пирамиде» луза лишь на считанные миллиметры шире диаметра шара, и в этом особый интерес, особая привлекательность. Кроме того, в «пирамиде» несчетное множество вариантов — их сотни, тысячи. Здесь просто безмерный простор для творчества! И все же каждая бильярдная дисциплина имеет свои достоинства и преимущества.

Шары и кольца

Бильярд уже давно признан видом спорта. А если так, то обсуждается ли вопрос о его включении в олимпийскую программу?

Этот вопрос энергично обсуждается, причем с того самого дня, когда Хуан Антонио Самаранч так эффектно «выступил» в Москве в Академии государственной службы.

Тогда он и сказал, что наконец-то понял, что такое настоящий бильярд. И что нужно добиваться включения этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Но самого Самаранча отправили на заслуженный отдых на ранчо. Так что пока дело стоит.



И потом, какие именно бильярдные дисциплины нужно включать в олимпийскую программу? Например, президент МОК Жак Рогге тяготеет к карамболю, который не имеет широкого распространения в мире, но популярен в Италии, Франции, Нидерландах, Египте и некоторых других странах. В Англии и в ряде африканских государств распространен снукер. В Австралии и Новой Зеландии — снукер и пул. Кстати, представители Зеленого континента вообще самые упрямые и несговорчивые: они хотят продолжать разговор только относительно пула и снукера. А о карамболе и тем более о «пирамиде» и слышать не хотят.

Жаль, ведь «расцветка» этого континента и бильярдного сукна так схожи!

Пожалуй. Но, к сожалению, об этом просто никто не подумал, иначе, глядишь, все и решилось бы. (Улыбается.) А если серьезно, то в России, во многих европейских, а также в отдельных американских государствах (особенно там, где много наших эмигрантов) более всего распространена именно «пирамида». Два последних мировых чемпионата по «пирамиде» проходили в Германии, в них участвовали представители 30 стран. В Международном олимпийском комитете есть подкомитет по программе Игр. Большинство членов этого подкомитета и вообще членов Всемирной конфедерации бильярдного спорта сходятся во мнении, что нужно включать в программу Игр все бильярдные дисцип­лины. И все же в этом вопросе много разногласий. По-преж­нему сильно влияние отдельных национальных федераций бильярда, гнущих свою линию.

Но только ли любовь к своей национальной дисциплине является причиной олимпийских разногласий?

Вы правильно вопрос ставите. За «своими» интересами — большая политика и большие деньги, и это, пожалуй, главное. В общем, идет активное обсуждение, которое, я надеюсь и верю, все же придет к благоприятному для нас итогу. И он будет реализован. Ведь во Всемирную конфедерацию бильярдного спорта входит более ста государств, и мы очень энергично ведем работу «в олимпийском направлении», так что в конце концов должны договориться.

Яркий пример: Кишинев — Тирасполь

В этой связи хочу рассказать вам о том, как умеют решать свои вопросы спортивные функционеры, причем вразрез с намерениями и действиями своих политиков. Например, у молдавского бильярда вполне удачно складываются отношения с приднестровским. Представители неприз­нанной Приднестровской республики регулярно приезжают на соревнования в Кишинев. В свою очередь молдаване помогают проведению турниров в Тирасполе. В составе сборной команды Молдавии на чемпионате мира в Финляндии был игрок из Приднестровья. В общем, никакие политические разногласия не могут помешать развитию бильярдного спорта. Более того, бильярд, словно дипломатический вестник, способствует развитию и упрочению отношений между соседями.

Фото: Федор Савинцев для «РР»

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Иван Митрофанов 16 мая 2010
Аналитика и прогнозы валютного рынка forex, программы forex котировки валют в реальном времени, трейдинг по свечным паттернам.

Георгий Степанович Митасов — первый заслуженный тренер СССР и России по бильярдному спорту. Вице-президент Федерации бильярдного спорта. Главный тренер сборных национальных команд. Девятикратный чемпион страны.

Самый авторитетный бильярдист страны, автор многих практических разработок по этому виду спорта. Среди его воспитанников пять чемпионов мира. А еще Егор Митасов — член Союза писателей России и автор трех поэтических сборников...

Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение