Мнение психиатра: «Классический кататонический синдром»

Феномен «Зоиного стояния» комментирует психиатр-психотерапевт Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Светлана Кондрашова:

Феномен «Зоиного стояния» комментирует психиатр-психотерапевт Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Светлана Кондрашова:

поделиться:
26 декабря 2007, №30 (30)
размер текста: aaa

По всей видимости, речь идет о классическом кататоническом синдроме. Это явление очень распространено на поздних стадиях эндогенного заболевания — шизофрении. Для кататонического ступора действительно характерна сильная ригидность (затвердевание) мышц — вплоть до такого состояния, когда человеку невозможно сделать укол. Еще лет 20 назад палаты с наиболее тяжелыми пациентами в психиатрических больницах порой напоминали музеи восковых фигур, но сегодня обнаружить кататонический синдром в чистом виде практически невозможно ни в одной нормальной психиатрической клинике. За последние 12 лет психофармакотерапия сделала огромный шаг вперед. Современные препараты позволяют стабилизировать заболевание на более ранней стадии, не доводя его до кататонического ступора.

Говорят, Каменная Зоя издавала душераздирающие крики.

Это тоже весьма характерное для кататонии поведение. Единственное, что в этой истории вызывает у меня сомнение, — это срок в 128 дней. Кататонический ступор может длиться сутками, в редких случаях достигает 7–8 дней, но не более. Впрочем, нетрудно заметить, что почти все более-менее достоверно подтвержденные факты из истории про «Зоино стояние» приходятся на первую неделю от Нового года до Рождества. Дальнейшее описание все более напоминает типичное народное мифостроительство.

Некоторые считают, что среди людей религиозных больше процент сумасшедших, а некоторые полагают, что наоборот — религия привносит в жизнь человека душевное здоровье. Что говорит на этот счет статистика?

Специальной статистики на эту тему нет, но, исходя из собственного профессионального опыта, могу сказать, что частично правы и те и другие. Если человек придерживается религиозных догматов, не впадая в фанатизм и не увлекаясь суевериями, то такая вера действительно оздоровляет, поскольку дает человеку чувство защищенности. С другой стороны, в церкви ищет выздоровления огромное количество не совсем адекватных людей. Я давно заметила, что психически уязвимые люди каким-то непостижимым образом находят те места, где им могут помочь. Вот, например, на нашем учреждении нет никаких табличек. Тем не менее мы уже давно перестали удивляться, что сюда, как магнитом, тянет наших потенциальных пациентов. Они просто приходят к этому забору, стоят и смотрят на него.

С точки зрения атеиста рассуждения монаха о воскресении Христа — такой же бред сумасшедшего, как и страх перед зелеными человечками. А есть ли здесь принципиальная разница с точки зрения психиатрии?

Безусловно. Монах не одержим той реальностью, в которой живет. Он полностью владеет информацией о ней и понимает ее логику. Монах способен рационально и критически мыслить. Сумасшедший отличается от него тем, что его реальность ему не принадлежит. Он не знает, как в ней ориентироваться. И если с монахом случится что-то из ряда вон выходящее, он скажет: «Слава Богу за все!» — а сумасшедший залезет под стул.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение