--

10 сумасшедших, которые нас заразили

О взаимосвязи между безумием и талантом сказано уже так много, что мы не станем повторяться. Данная подборка составлена не с точки зрения талантливости «пациентов», а с точки зрения их влияния на все остальное — будем считать, здоровое — человечество. Сразу оговоримся, что, во-первых, политических деятелей мы сюда не включили (так как они все же лишь «исполнители», нас же интересуют «творцы») и, во-вторых, этой десяткой количество невменяемых знаменитостей никак не исчерпывается: их, без­условно, в несколько раз больше; данная коллекция — субъективный выбор корреспондента «РР»

Анна Старобинец поделиться:
5 марта 2008, №8 (38)
размер текста: aaa

Пациент 1



Эдгар Аллан По 1809–1849,  американский писатель, поэт

Диагноз. «Душевное расстройство», точный диагноз не установлен.

Симптомы. Страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации.

В статье Хулио Кортасара «Жизнь Эдгара По» имеется берущее за душу описание одного из приступов болезни писателя: «Где-то в июле 1842 года, впав в полубезумное состояние, он совершил путешествие из Филадельфии в Нью-Йорк, куда его вдруг повлекли воспоминания о Мэри Деверо, той самой девушке, дядю которой Эдгар когда-то отстегал хлыстом. Мэри была замужем, и Эдгаром овладело абсурдное желание дознаться, любит ли она своего мужа. Ему пришлось несколько раз туда-сюда переправиться через реку на пароме, спрашивая у всех встречных адрес Мэри. Но он все же добрался до ее дома и устроил там безобразную сцену. Потом остался пить чай (легко вообразить себе лица Мэри и ее сестры, которым против воли пришлось терпеть его, так как он проник в дом в их отсутствие). Наконец гость удалился, но прежде искрошил ножом несколько редисок и потребовал, чтобы Мэри спела его любимую песню. Только несколько дней спустя сбившейся с ног миссис Клемм удалось с помощью отзывчивых соседей отыс­кать Эдгара, который в полном помрачении рассудка бродил по окрестным лесам».

История болезни: Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми депрессиями. Кроме того, он зло­употреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий.

Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять лет умерла).

После смерти Вирджинии — за оставшиеся ему самому два года жизни — Эдгар По еще несколько раз влюб­лялся и предпринял две попытки жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной очередным его «срывом», вторая — из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в дешевом балтиморском трактире пять дней спустя (человек, вызвавший к нему доктора, охарактеризовал По как «джентльмена, весьма скверно одетого»). Писателя поместили в клинику, где он и скончался еще через пять дней, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных кошмаров По — смерть в одиночестве, — вопреки всем его «предосторожностям», сбылся: много с кого он брал обещание «быть с ним в последний час», однако же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких при нем не было. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса, исследователя Северного полюса.

Чем он нас заразил. Двумя популярнейшими современными литературными жанрами.

Первый — роман (или рассказ) ужасов. Большое влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако же гофмановский мрачный романтизм По впервые сгустил до консистенции подлинного кошмара — вязкого, безвыходного и весьма изощренного («Сердце-обличитель», «Падение дома Эшеров»).

Второй жанр — детектив. Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал предтечей конан-дойлевского Шерлока Холмса с его дедуктивным методом.

Пациент 2



Фридрих Вильгельм Ницше 1844–1900, немецкий философ

Диагноз. Ядерная «мозаичная» шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, — одержимость), возможно, на фоне сифилиса.

Симптомы. Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира — «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение. В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.

История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения — к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиат­рических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось — под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я мертвый, потому что я глупый» или же «Я глупый, потому что я мертвый».

Чем он нас заразил. Идеей сверхчеловека (как ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший левое плечо человек ассоциируется у нас со свободной, надморальной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью).

Идеей новой морали («мораль господ» взамен «морали рабов»): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна.

Идеологией фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие — победить («Падающего толкни!»).

Допущением: «Бог мертв».

Пациент 3



Эрнест Миллер Хемингуэй 1899–1961, американский писатель

Диагноз. Острая депрессия, умственное расстройство.

Симптомы. Суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы.

История болезни В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать — а потому добровольно согласился пройти лечение в психиат­рической клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают… Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.

Чем он нас заразил. Болезнью «потерянного поколения». Хемингуэй, как и его товарищ по эпохе Ремарк, имел в виду конкретное поколение, перемолотое жерновами конкретной войны, однако термин оказался уж больно соблазнительным и удобным — с тех пор каждое поколение находит причины для того, чтобы считать себя потерянным.

Новым литературным приемом, «методом айсберга», — когда скупой, сжатый, бесцветный текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст.

«Мачизмом» нового образца, воплощенным и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя — суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба бесполезна, но борется до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским мачо стаэёл, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик и море»), в уста которого Великий Хэм вложил фразу: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сам Хемингуэй — охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник, нобелевский лауреат, чье тело сплошь покрывали шрамы, — к огромному разочарованию многих, «до конца» бороться не стал. Впрочем, своим идеалам писатель не изменил. «Мужчина не имеет права умирать в постели, — говаривал он. — Либо в бою, либо пуля в лоб».

Пациент 4



Джон Форбс Нэш род. в 1928 американский математик, лауреат Нобелевской премии. Широкой публике известен по фильму Рона Ховарда «Игры разума»

Диагноз. Параноидальная шизофрения.

Симптомы. Мания преследования, навязчивые идеи, бред, трудности самоидентификации, разговоры с несуществующими собеседниками.

История болезни. В 1958 году журнал Fortune назвал Нэша восходящей звездой Америки в «новой математике». В том же году у него проявились первые симптомы заболевания. В 1959-м Нэш был уволен с работы и помещен в психиатрическую клинику в пригороде Бостона (McLean Hospital) для принудительного лечения. После курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, он был выписан из больницы и вместе с женой Алисией Лард уехал в Европу, где пытался обосноваться в статусе «политического беженца». Нэшу отказали в политическом убежище, через некоторое время он был депортирован из Франции в США. Семья поселилась в Принстоне. Джон Нэш не работал; болезнь его быстро прогрессировала.

В 1961-м он был помещен в Trenton State Hospital в Нью-Джерси, где прошел курс инсулиновой терапии. Однако после выписки Нэш снова сбежал в Европу, оставив жену и ребенка (в 1962-м Алисия оформила развод, но продолжала помогать бывшему мужу).

По возвращении в США Нэш стал регулярно принимать антипсихотические средства, и состояние его улучшилось настолько, что коллеги устроили его на работу в Принстонский университет. Однако через некоторое время он отказался от лечения, опасаясь, что лекарства могут повредить его умственным способностям и научной работе, — случилось очередное обострение.

На протяжении многих лет Нэш наносил визиты в Принстон, записывая на досках непонятные формулы и беседуя с «голосами»… Студенты и профессора уже привыкли к нему, как к безобидному привидению, когда в середине 80-х Нэш, ко всеобщему удивлению, пришел в себя и снова занялся математикой.

В 1994 году 66-летний Джон Нэш (совместно с Райнхардом Зелтеном и Джоном Харсани) получил Нобелевскую премию по экономике «за анализ равновесия в теории некооперативных игр».

В 2001-м Нэш снова женился на Алисии Лард.

Чем он нас заразил. Новым научным подходом к экономической теории игр и так называемой математике конкуренции: Нэш отказался от стандартного сценария «победитель — проигравший» и сконструировал математическую модель, при которой обе конкурирующие стороны лишь проигрывают от продолжения соперничества. Этот сценарий получил условное название «равновесие по Нэшу»: игроки сохраняют равновесие, ибо любое изменение может ухудшить их позиции. Исследования Нэша в области теории игр активно использовались американцами в период «холодной войны».

Пациент 5



Джонатан Свифт 1667–1745 ирландский писатель

Диагноз. Болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера — специалисты спорят.

Симптомы. Головокружение, дезориентация в пространстве, потеря памяти, неспособность узнавать людей и окружающие предметы, улавливать смысл человеческой речи.

История болезни. Постепенное нарастание симптомов вплоть до полного слабоумия в конце жизни.

Чем он нас заразил. Новой формой политической сатиры. «Путешествия Гулливера», безусловно, не первый саркастический взгляд просвещенного интеллектуала на окружающую действительность, однако новаторство здесь не во взгляде, а в оптике. В то время как другие насмешники смотрели на жизнь сквозь увеличительное стекло или в телескоп, декан собора св. Патрика смастерил для этого линзу с очень кривым стек­лышком. Впоследствии этой линзой с удовольствием пользовались Николай Гоголь и Салтыков-Щедрин.

Пациент 6



Жан-Жак Руссо 1712–1778 французский писатель и философ

Диагноз. Паранойя.

Симптомы. Мания преследования.

История болезни. В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают (так, Руссо однажды решил, что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника).

Чем он нас заразил. Педагогической реформой. Современные пособия по воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля…»: 1) взамен «репрессивному» методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки; 2) он полагал, что ребенка следует освободить от механического затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой информации; 3) задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности; 4) наказание, по Руссо, должно быть естественным следствием поведения ребенка, а не проявлением власти сильного над слабым; 5) матерям Руссо советовал самостоятельно вскармливать своих детей, а не доверять их кормилицам (сегодняшняя педиатрия полагает, что только материнское молоко положительно сказывается на здоровье ребенка); 6) Руссо высказывался даже против пеленания, ограничи­вающего свободу движений младенца.

Новым типом литературного героя и новыми литературными направлениями. Порожденное фантазией Руссо прекраснодушное создание — слезливый «дикарь», руководствующийся не разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), — дальше развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма.

Идеей правового демократического государства (прямо вытекающей из сочинения «Об общественном договоре»).

Революцией (именно «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер).

Пациент 7



Николай Васильевич Гоголь 1809–1852 русский писатель

Диагноз. Шизофрения, периодический психоз.

Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»); клаустрофобия.

История болезни. Те или иные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь заметно прогрессировала. 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла сестра его близкого друга (Екатерина Михайловна Хомякова), и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии («На меня нашел страх смерти», — жаловался он). Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диаг­ностировали. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Лечение (не слишком, впрочем, профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и окунание головы в ледяную воду) положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные причины его смерти так и остались неясны, существуют различные гипотезы — от отравления ртутью до выполнения контрактных обязательств по отношению к врагу рода человеческого. Однако же, вероятнее всего, Гоголь попросту довел себя до полного нервного и физического истощения — не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему жизнь.

Чем он нас заразил. Специфической любовью к маленькому человеку (обывателю), состоящей наполовину из отвращения и наполовину из жалости.

Целым букетом удивительно точно найденных русских типажей. Гоголь разработал несколько «ролевых моделей» (наиболее яркие — модели «Башмачкин» и «Чичиков»), которые вполне актуальны до сих пор.

Пациент 8



Ги де Мопассан 1850–1893  французский писатель

Диагноз. Прогрессивный паралич мозга.

Симптомы. Ипохондрия, суицидальные наклонности, припадки буйства, бред, галлюцинации.

История болезни. Всю жизнь Ги де Мопассан страдал ипохондрией: он очень боялся сойти с ума. С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды пытался покончить с собой (один раз при помощи револьвера, второй — при помощи ножа для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси — там он и прожил, в полусознательном состоянии, до самой смерти.

Чем он нас заразил. Физиологизмом и натурализмом (в том числе эротическим) в литературе.

Потребностью неустанно бороться с бездуховным обществом потребления (своеобразных клонов «Милого друга» усердно воссоздают ныне здравствующие французские писатели Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер, старается не отставать и наш Сергей Минаев).

Пациент 9

Винсент Виллем ван Гог 1853–1890 голландский художник

Диагноз. Шизофрения.

Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации, бред, приступы мрачности и агрессии, сменяющиеся немотивированным радостным возбуждением, суицидальные наклонности.

История болезни. В последние три года жизни болезнь художника сильно прогрессировала, приступы ее участились. Во время одного из таких приступов художник произвел знаменитую хирургическую операцию: отрезал себе левую мочку и нижнюю часть ушной раковины (отрезанный фрагмент он упаковал в конверт и отправил возлюбленной в качестве сувенира на память). Ван Гог был помещен в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Свою болезнь художник осознавал («Я должен без уверток приспособиться к роли помешанного», — сказано в одном из его писем). До самой смерти он продолжал работать, несмотря на полное отсутствие интереса к его произведениям со стороны покупателей, вел нищенский образ жизни, голодал (по некоторым свидетельствам, во время работы он иногда ел свои краски). Именно в период «помрачения» созданы картины «Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле», «Дорога с кипарисами и звездами», «Пейзаж в Овере после дождя»… 27 июля 1890 года Ван Гог смертельно ранил себя выстрелом из пистолета.

Чем он нас заразил. Анимацией. Творческая манера Ван Гога (яркие краски, динамичные сюжеты, гротескно искаженная реальность, атмосфера кошмарного или, напротив, счастливого детского сна) легла в основу многих работ современных художников-мультипликаторов.

Пониманием того, что художественная ценность любого произведения — вещь весьма относительная: нищий безумец, малевавший кривые подсолнухи и прихлебывавший абсент, посмертно стал рекордсменом аукционных продаж.

Пациент 10

Сергей Александрович Есенин 1895–1925, русский поэт

Диагноз. Маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Симптомы. Мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления).

Несколько случаев есенинского помрачения не без смака описал в своих воспоминаниях Анатолий Мариенгоф. Вот один из них: «У меня в комнате, на стене, украинский ковер с большими красными и желтыми цветами. Есенин остановил на них взгляд. Зловеще ползли секунды и еще зловещее расползались есенинские зрачки, пожирая радужную оболочку. Узенькие кольца белков налились кровью. А черные дыры зрачков — страшным, голым безумием. Есенин привстал с кресла, скомкал салфетку и, подавая ее мне, прохрипел на ухо:

— Вытри им носы!

— Сережа, это ковер… ковер… а это цветы…

Черные дыры сверкнули ненавистью:

— А!.. Трусишь!..

Он схватил пустую бутылку и заскрипел челюстями:

— Размозжу… в кровь… носы… в кровь… размозжу…

Я взял салфетку и стал водить ею по ковру — вытирая красные и желтые рожи, сморкая бредовые носы. Есенин хрипел. У меня холодело сердце…»

(«Роман без вранья»).

История болезни. Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцировавшихся, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз про­ходил лечение в психоневрологических клиниках — во Франции и в России. Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия: через месяц после выписки из клиники профессора Ганнушкина Есенин покончил с собой, повесившись на трубе парового отопления в ленинградской гостинице «Англетер» (в 1970-е годы возникла также версия об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства; доказана эта версия не была).

Чем он нас заразил. Новыми интонациями. Есенин сделал стилистической нормой истероидную, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю (прямые его последователи не в стилистическом, но в идеологическом смысле — «деревенщики»).

Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.

Иллюстрации: Мария Соснина

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Шаталова Люба 22 февраля 2011
Иллюстрации хорошо сделаны, Марии Сосниной жму руку. А текст - без комментариев. Они все ниже.
Петр Алексеевич Романов 29 марта 2008
Что касается Хемингуея - полная хемингуевина. Психически был здоров как слон. Что видно из его даже поздних вещей. Когда он уже был полным алкоголиком. Если алкоголизм считать за псих заболевание, так пол России психи. Вот, кстати, Черчиль. Хоть и вряд ли гений, а назюзюкивался с утра так, что после обеда уже засыпал. И кто его интересно за психа считает?
Михаил Филатов 29 марта 2008
Интересен другой вопрос - взаимосвязь психического расстройства и гениальностию По списку Мопассан, Свифт, Хемингуэй - не вижу связи, у них болезнь проявилась уже в конце жизни, когда они уже все написали. Гоголь - связь есть, но, опять же, в последние годы и болезнь оказала разрушительное воздействие на его творчество Есенин - связь есть, но, скорее, опять же, разрушительная. А вот ван Гог, Ницше - связь очевидная, и похоже, благотворная (т.е. именно болезнь, по сути, сделала их гениями).
Олег Виленский 29 марта 2008
С интересом глазами специалиста прочел Вашу статью "10 сумасшедших". Рекомендую Вам ознакомиться с моей книгой "Психиатрия. Социальные аспекты" (2002г. М. "Познавательная книга Плюс", 2008 г. М. "Вузовская книга", изд. 2-е исправленное и дополненное). Ваш профессор О.Г.Виленский психиатр vilenskyog@yandex.ru
Лешка Сергеич 11 марта 2008
Кстати никто из уважаемых вышекомментирующих почему то не отметил замечательные иллюстрации Маши Сосниной! Так полагаю, что часть известных сумашедших была слеплена из пластика и лишь местами подрисовано. Браво! Очень интересная и познавательная статья. Честно говоря вообще имею слабость к таким вот странноватым классификациям. Да, статья не без ляпов. Но - Как минимум эта статья напомнила, а кому-то может открыла, что кроме находящихся в своем уме Лукьяненко Марининой и Н.Сафронова искусством пытались заниматься так же разные сумашедшие Эдгара По, Хемингуей и Ван Гог. Так что особенно полезна эта статья как раз читательницам Космо. Еще бы приложить или хотя бы сделать ссылку на эти самые перечисленные картины Ван Гога, рассказик Ги де Мопассана и вообще хорошо было бы. А не согласен вот с чем В графе "Чем он нас заразил" по-моему плохо написано "Есенин сделал стилистической нормой истероидную, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю". Это не Есенин, это Безруков сделал, он же Пушкин, он же бригадный браток. В этой же графе про Гоголя и Ван Гога - вообще плохо написано. А Нэша упомянули потому что фильм, да?
Khruchev Nikita 18 апреля 2011
Лешка Сергеич: Иллюстрации восхитительные. Статью стоит читать уже из-за одних иллюстраций. Маше Сосниной огромный респект!
Sadko .. 11 марта 2008
Редкостная по степени глупости и самонадеяности статья. Если конечно это вообще можно назвать статьей - кусочно нарезанные мнения разделенные по пунктикам. Статью тяжелей написать - в ней связность мысли должна присутствовать. На деле имеется лишь плод воспаленной фантазии аффтара. PS Эксперт деградирует и судя по статье весьма быстрыми темпами. - Вольяжные благо-банальности повторяемые Приваловым из раза в раз. - Онтефошыская мантра-заметка "Экстремистские настроения в России локализованы в очень узком социальном слое...." висящая на сайте уже который месяц. PS Если и появляются статьи по делу или с наличием информации (а не мнений), то в основном из регионов.
Алексей Семинихин 10 марта 2008
Спасибо, интересная статья, к тому же несколько "освежающая" после ученого "занудства" "Эксперта" ;)
Сергей Васильевич Дубовский 8 марта 2008
Автор статьи демонстрирует типичный пример гуманитарного подхода. Сначала придумывается (иногда заимствуется) концепция, а потом подбираются примеры под эту концепцию, часто притянутые за уши.. Сегодня так нельзя работать даже "концептуалистам". Множество примеров "за" мало, множество примеров "против" вообще отсутствует. Заходов в генетику нет, а там кое-что на эту тему имеется. Ошибки наблюдений и теория вероятности тоже отсутствуют. Одним словом. уровень статьи соответствует агитпропу или глянцевому изданию, что уже хорошо для автора, но не для читателей Эксперта. Все таки неприятно. когда на уши лапшу вешают, даже если она развлекательная.
Никола Ковал 8 марта 2008
Ну, тема достаточно щекотливая. Давайте придерживаться фактов. Итак, факты такие. Да, мы знаем, например, что у Достоевского были припадки эпилепсии. НО, но! Во-первых, ставить на основании этого диагнозы: может только специалист с медицинским образованием, далее - это должен быть личный контакт (т. е. сейчас это невозможно). Ну, используя такие термины как психически или умственно ненормальный, можно любого поймать в "неподходящий" момент и объвить его таковым. Здесь я просто вижу огульное навешивание "ярлыков" действительно выдающимся людям. И еще , госп. Романов, вы видимо никогда не общались с аутичными людьми, именно потому , что с ними почти невозможно общаться. Так, что ваши догадки по поводу аутизма Einstein бездоказательны. В общем, складывается впечатление, что Анне больше нечем заниматься, как выдумывать небылицы на фоне былей. И это удел многих журналистов. Главное, что написано несколько строк, а каков смысл, до этого им никакого дела. People havaet.
Петр Алексеевич Романов 8 марта 2008
Александр Сергеевич Полыгалов Ну так вперёд - приведите мне пример людей, которые 1) признанны гениями или же великими мыслителями; 2) известны практически всем; 3) психически нездоровы.
Привожу. Курт Гедель. Известный параноик с манией преследования. Эйнштейн страдал явным аутизмом.
Александр Сергеевич Полыгалов 7 марта 2008
Игорь Геннадьевич Кудрявцев Ну не знаю, уж как-то поверхностно... Ницше - идеолог фашизма? Бред, ничего такого он не писал, а если некоторые его идеи и использовали, то вырванные из контекста.
Тут не поверхностность, тут неточность, и то небольшая. Идея сверхчеловека, преломлённая в контексте расового и национального превосходства, это как раз то, что использовалось фашистами. С соответствующими ссылками - на Ницше. Так что идеи, может, из контекста и вырваны, но Ницше точно писал кое о чём таком, о чём впоследствии говорили фашисты. Только он писал, скажем так, более субъективно и индивидуалистически (см. про манию величия): не про нации и расы, а про отдельного человека - как правило, имея в виду себя любимого.
Руссо - автор идеи правового демократического государства? А кто ж такие Локк и Монтескье? Или автор статьи о них не слышала?
Они были психически здоровыми. А Руссо и правда ОДИН ИЗ авторов идеи правового государства. И уж точно он первый, кто ввл понятие "общественный договор".
Подозреваю, список можно продолжить. В общем уровень Космополитена...
Ну так вперёд - приведите мне пример людей, которые 1) признанны гениями или же великими мыслителями; 2) известны практически всем; 3) психически нездоровы. Пока Вы этого не сделали, рассуждения о статье и Космополитене выглядят как-то поверхностно, в свою очередь - как в том самом Космополитене. Кстати, тот же Достоевский - эпилептик, но никак не сумасшедший. Вы ещё вспомните Кафку или уже упоминавшегося Ремарка... Автор привела примеры тех, про кого точно известно, что они были больны, проходили лечение и т. д. Так что сложновато будет списочек продолжать, думается...
Олег Леопольдович Макаров 7 марта 2008
Игорь Геннадьевич Кудрявцев Подозреваю, список можно продолжить. В общем уровень Космополитена...
Присоединяюсь. Редкий бред.
Ирина Сергеевна Тимошкина 7 марта 2008
Спасибо за статью. Теперь я считаю, что не зря прогуляла первую лекцию =)
Игорь Геннадьевич Кудрявцев 7 марта 2008
Ну не знаю, уж как-то поверхностно... Ницше - идеолог фашизма? Бред, ничего такого он не писал, а если некоторые его идеи и использовали, то вырванные из контекста. Руссо - автор идеи правового демократического государства? А кто ж такие Локк и Монтескье? Или автор статьи о них не слышала? Подозреваю, список можно продолжить. В общем уровень Космополитена...
Никита А. Ольхов 6 марта 2008
Вот если кто не знал, что такое "эксплуатация низменных потребностей публики", то статья это иллюстрирует. Всякому, считающему себя недооцененным, конечно же, приятно узнать от "специалистов", что "переоцененные" - просто психи. А по существу - статья вздор. Многие, увы, умирают еще перед смертью. Но это вовсе не означает, что они всю жизнь так прожили. О Ницше и авторе "Пышки" это можно утверждать однозначно. При чем тут Руссо и Есенин - вообще непонятно. Впрочем, о большинстве своих персонажей автор явно судит понаслышке. Свифта, поди, читала только в детских пересказах, Руссо и Ницше не читала вообще. Иначе не повторяла бы переписываемой из "источника" в "источник" чепухи о них и их творчестве. Не читан и Пушкин, который заметил для "недооцененных", что великие, может, и дрянь, но им, всё одно, не чета. Так что все могут спать спокойно.
Мария Кривых 6 марта 2008
Очень интересная статья! Браво!)))
А В 612 6 марта 2008
Не знаю, как там с "Энштейнами", но, если взять, хотя бы, отечественное искусство, то, что ни "гений" (не вошедший в список - Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Чехов, Левитан, Врубель и т.д. и т.п.) - то явный псих. С разницей исключительно в степени буйности. Разве что художники, как институциональные аутисты - те - тише. Все же оставшиеся, "нормальные", явно страдали некоторой формой клаустрофобии, стилистически отраженной даже нашими современиками, типа, "пусто внутри, и поэтому полон стакан". Просто одних называют "высоким стилем" - геями, а других, простецких, "3,14дорами".
Кирилл Дегтярёв 6 марта 2008
Владимир Беляев Кирилл, а Есенин не мог "свихнуться" на фоне выпивки (и мало ли что тогда могли употреблять творческие люди кроме алкоголя)?
Да, тогда был "популярен" кокаин. Не знаю, как с этим было у Есенина. Не знаю, не врач. Но, естественно, видел разных людей в разных состояниях. Свихнуться из-за выпивки... Тут, наверно, надо различать: "допился до чёртиков", а, выйдя из запоя, возвращаешься в нормальное состояние, и некое устойчивое состояние "сдвига по фазе". Думаю, что у Есенина было первое. Другой вопрос - если "под шофе" быть регулярно, то как отличить одно от другого? Наверно, если уж копаться в этом вопросе (хотя это, в сущности, компание в чужом грязном белье), то есть смысл узнать, были ли у Есенина "закидоны" клинического характера в юности, когда он ещё не успел "приобщиться" к пьянке по-чёрному. Вроде бы их не было.
Сергей Владимирович Скрипников 6 марта 2008
Петр Алексеевич Романов Классифицируем список... .... Вывод. Уважаемой авторше и экстпертше Эксперта незачот. Учить матчасть. И перестать писать про предметы за пределами понимания.
Уважаемый Петр Алексеевич! Специально для вас предлагаю вывести в отдельную категорию болезнь "мания величия"/псевдовсезнайство. Предлагаю также Ане написать отдельную заметочку об этой удивительной болезни, внеся в нее и вас, тем самым потешив ваше самолюбие. Негоже уважающему себя умному человеку столь бездоказательно заниматься псевдоклассификациями. Сама идея, по меньшей мере, протухшая - это раз, ну и всегда вспоминается задорновское - "тициан мне лично подписал картину" - это два. Я вот Ницше за руку не держал, с Есениным не выпивал - посему затрудняюсь не то что смело классифицировать, но даже подступаться к этому. А распространять по свету массовые заблуждения - дело телерепортеров и сотрудников таблоидов, а отнюдь не наше с вами. Всего доброго!
Владимир Беляев 6 марта 2008
Кирилл, а Есенин не мог "свихнуться" на фоне выпивки (и мало ли что тогда могли употреблять творческие люди кроме алкоголя)? Кто-то пьет и много пьет (как Ремарк, например, который еще и сполна хлебнул ужаса в окопах Первой Мировой - чем "хуже" Гражданской войны у Есенина) - и живет довольно-таки долго и нормально. Кого-то алкоголь загоняет в могилу раньше срока, как Довлатова, при психическом здравии. Ну а у кого-то развивается маниакальный психоз - почему нет?
Кирилл Дегтярёв 6 марта 2008
Петр Алексеевич Романов Гении и психи. По, Гоголь, Есенин, ван Гог
Ну, Есенин не псих. Скорее, про него верно то, что Вы написали про Хемингуэя. Поддавал. Плюс эмоциональность, повышенная чувствительность поэта, жизнь в революционную эпоху (Хемингуэй, хоть и "потерянный", но такого не пережил). Опять же, к вопросу о деревне (о восприятии которой Есениным автор написала глупо, мягко говоря) - слом цивилизации, слом деревенской России, Есенин это отчасти увидел, отчасти предвидел/предчувствовал. Оттого и пил. Замкнутый круг. А вот, например (опять же, к вопросу о "деревенщиках"), Шукшин этот цивилизационный кризис увидел в апофеозе. Кстати, Шукшин - гений. И тоже здорово пил. А вот, если о современниках Есенина, интересно, Маяковский. Тоже гений. Псих? В общем, к Вашему незачёту присоединяюсь. Про Есенина поверхностно и неумно. Рискну предположить, что и про остальных тоже, хотя глубоко не вникал.
Владимир Беляев 6 марта 2008
мне про Гоголя очень понравилось. Когда он не ел ничего и жаловался на слабость :))) В общем, хорошая статья! Спасибо автору!
Петр Алексеевич Романов 6 марта 2008
Классифицируем список. Гении и психи. По, Гоголь, Есенин, ван Гог Гении но не психи. Хемингуей был совершенно психически нормальным, что ясно видно из его собственных произведений, и из отзывов современников. Все проблемы были от неумеренного употребления, переросшего в конце жизни в явный алкогольный психоз. С депрессией и склонностью к самоубийству. Психи но не гении. 1. Ницше был неудачный философ и эссеист-любитель. Его сентенции смешны. Что в нем нашли - остается непонятным. Ницшемания просто симптом массового психоза. 2. Руссо не был никаким гением ни с какой стороны. Ни литературы, ни философии. Кроме идеи про пеленания детей. Типичное трепло во французском стиле. 3. Мопассан в гении не тянет. Был писатель вполне заурядный. Даже по масштабам французской литературы. По сравнению, например, с Гюго и Мериме явно второго класса. 4. Нэша считать математическим гением 20 века смешно. По сравнению с Колмогоровым, Гильбертом, Винером и Геделем он никто. Еще мешнее оценивать математические достижения по Премии Шведского Банка за экономику, которую обыватели сдуру считают нобелевной. Не психи и не гении Свифт был довольно неплохим писателем, но в масштабах английской литературы в гении никак не попадает. Предположение что он был психом выглядит глупо, принимая во внимание тот факт что по основной профессии он был крупным деятелем английской разведки. Шизиков там не держат. Вывод. Уважаемой авторше и экстпертше Эксперта незачот. Учить матчасть. И перестать писать про предметы за пределами понимания.
Bear_ Bull 6 марта 2008
Еще и Достоевского можно упомянуть - лучший сумасшедший на мой взгляд ))))))))
Виктор Викторович Полянский 6 марта 2008
Авторесса собрала множество интересной информации - но почему-то пощадила Руссо, не упомянув о его общеизвестной склонности к эксгибиционизму.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение