Фото: Grazia Neri/photas

7 вопросов Кшиштофу Занусси, режиссеру

О театре и зрителях

Кшиштоф Занусси — кинорежиссер, дипломат, советник папы римского по культуре — взялся за постановку спектакля в новосибирском театре «Старый дом». Занусси много работает в театрах Германии, Франции, Италии, Украины. В России же он ставил только однажды — во МХАТе в начале 90-х. «Русский репортер» расспросил знаменитого режиссера о том, как он оказался в Сибири, о чем можно поговорить с епископами и что такое современный театральный зритель

поделиться:
4 июня 2008, №21 (51)
размер текста: aaa

1. Как случилось, что вы приняли приглашение совсем незнаменитого театра, да еще из Сибири?

Я полюбил Новосибирск много лет назад, когда приезжал сюда со своей первой полнометражной картиной. Ее показывали в Академгородке, и я навсегда запомнил, как свободно мыслят ваши зрители. Возможно, это одно из стереотипных представлений о Сибири. Но мой дед, рожденный где-то здесь и не знавший родины (прадед Занусси был сослан в Сибирь. — «РР»), пешком по шпалам вернулся в Польшу. Новосибирск не самый красивый город из тех, что я видел, тем более что вашу красоту — деревянные дома — вы сносите. Но люди меня поразили.

2. О чем вы будете ставить спектакль?

Может быть, о том, что на этой земле невозможно полное счастье. Героини пьесы — две великие актрисы: Сара Бернар и Элеонора Дузе. Они достигли всего, о чем мечтают сегодня люди: успеха, богатства, влияния. А счастья? Но искусство имеет такую особенность: в нем всегда есть сюрпризы. Заранее все известно только про китч.

3. А театр — элитарное искусство?

У меня горничная из глухой украинской деревни. Театра не видела. Посмотрела последнюю репетицию спектакля, который мы потом повезли в Киев. Приходит — слезы в глазах. Понравилось! Возвращаюсь из Киева — первой меня встречает не жена и даже не девять наших собак, а горничная. Спрашивает: «Как было в Киеве?» «Хорошо», — отвечаю. «Ну а дальше-то, дальше что там?» Она думала, что в Киеве мы показывали следующую серию. Очень удивлялась: кому интересно играть и смотреть одно и то же? Люди в глубинке даже не знают, что такое театр.

4. Но это все-таки глубинка…

В Америке в театр в течение всей жизни попадают 4% населения. У вас, допустим, 2 миллиона жителей. Подсчитайте, сколько из них — театральная публика. И не забудьте, что в театр постоянно ходят одни и те же люди. Театр всегда был элитарным.

5. Это хорошо?

Не надо надеяться, что театр станет как рок. Или футбол. Но людям театр нужен, я в этом убеждаюсь постоянно. Люди хотят видеть близко живого актера. Кто будет в состоянии в XXI веке себе это позволить, я не знаю. Но без театра человечество не сможет жить хорошо.

6. Почему?

Искусство — поиски красоты и мудрости. Мы не успеваем за всю жизнь получить столько встреч и набраться столько опыта, сколько дает нам искусство. В Италии, например, со времен Феллини я постоянно вижу на улицах смешных толстых баб из его картин. Раньше я их не замечал. Но Феллини мне их показал, и теперь я смотрю отчасти его глазами. Если что-то из моих работ вот так же осталось, я считаю себя успешным.

7. Зачем нужен совет по культуре в Ватикане? Церковь хочет влиять на искусство?

Этот совет существует уже более 30 лет. Епископы со всего мира и немного светских советников. Мы обсуждаем, что нового в культуре, что происходит с ценностями, которые считаются главными для христианского мышления. Предыдущий папа был в прошлом драматургом, влюбленным в театр. Он пригласил меня. Нынешний папа — профессор, и он тем более хочет поддерживать связь с людьми искусства.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение