--

Рамиль Габбасов: «Идите туда, где темнота и cтрах»

Стремление к совершенству, поиск своего пути лежат в основе боевых искусств, пришедших в Россию с Востока. Оценить важность этих принципов для повседневной жизни дано только опытным мастерам

29 июля 2009, №29 (108)
размер текста: aaa

Невысокий плотный мужчина с легкой проседью в коротких темных волосах неторопливо поднялся мне навстречу со скамейки в скверике возле московского Елоховского собора. По внешнему виду невозможно было угадать, что он — обладатель четвертого дана в карате, левым локтем ломающий уложенные друг на друга глыбы льда весом в одну тонну. Рамиль Габбасов учился мастерству у самого Масутацу Оямы.

Масутацу Ояма по прозвищу Божественный Кулак — легендарная фигура в мире карате. Бывший камикадзе, уединившись в горах после поражения Японии во Второй мировой войне, он выработал стройную систему боя, которая принесла созданной им школе киокушин всемирную известность. Сам Ояма немало способствовал ее популяризации, организовывая показательные выступления на всех континентах. Он ломал руками камни, бился один на один с быками — трех из них он убил на глазах у потрясенной публики, — крушил ударами ноги толстенные доски. В его школе (додзе), в 1963 году превратившейся во дворец (хомбу), обучались тысячи каратистов со всего мира. Были среди них и российские ученики.

Каким образом вам удалось попасть в число учеников великого Оямы?

Мы с Виктором Беловым не единственные русские, побывавшие у Оямы. Однако мы в 1994 году провели в его школе три месяца, а до нас были ребята, которые прожили там всего месяц. Главное — желание, а мы были одержимы стремлением увидеть основателя киокушинкай, потренироваться под его руководством, понять его философию. Чтобы добыть деньги на поездку, Виктор даже продал машину и квартиру, а жену отправил жить к матери. Мы как-то не задумывались о том, что будет дальше.

А вы до этого с Беловым были знакомы?

Да, виделись на соревнованиях. Кстати, во время стажировки у Оямы мы с ним ссорились, даже два раза подрались.

Ояма нередко говорил, что следует очень осторожно выбирать друзей…

Вообще-то их не выбирают. Они сами на жизненном пути встречаются. Просто надо какой-то период прожить, чтобы понять: этот человек — твой друг. Так и с женой: сразу нельзя наверняка сказать, что она будет твоей супругой до гроба. Ситуации разные бывают: и денег не хватает, и ссорятся люди. Но с годами супруги притираются, воспитывают друг друга и в обоюдном компромиссе добиваются чего-то. Меня часто спрашивают: есть у вас настоящий друг? Я обычно отвечаю: много. Я не ставил такой задачи — их как-то по полкам расставлять: этот друг, тот знакомый, а вон там товарищ.

Среди девизов, сформулированных Масутацу Оямой, есть такой: «Даже стоящий на воинском пути не может игнорировать вопрос денег. И все же нужно быть осторожным, чтобы никогда не стать привязанным к ним». Удалось вам убедиться в правоте этого высказывания наставника?

Тому, что прочитал или услышал, обычно находишь подтверждение через какое-то время. Сейчас, владея большим жизненным опытом, могу сказать, что у денег есть какая-то негативная энергия. При этом сбить с пути истинного могут не только деньги: бывает, что на это влияют женщины, высокая должность, азартные увлечения…

Карате как пища

Понятие «путь» — едва ли не самое важное во всех боевых искусствах. Ояма писал, что боец должен испытывать «сильное чувство самоотречения, осознания цели, которое поможет ему в преодолении соблазнов. Человек, чей разум горит желанием научиться всему на выбранном пути, будет посвящать любую возможную минуту тренировке».

Что вы вкладываете в понятие «до», или «путь»?

Каждый человек проходит свой особый путь, при этом он выбирает его самостоятельно, а не по чьей-то подсказке. Конечно, старшие всегда, исходя из своего опыта, пытаются направить своих детей. Те могут согласиться, а потом всю жизнь обвинять родителей в том, что им не дали заниматься любимым делом. Мне, к примеру, в детстве надо было ездить на тренировки восемь километров, и родители меня не отпус­кали из-за позднего возвращения домой. Приходилось их обманывать, придумывать, что я на дискотеку ухожу, еще что-то. А потом я своему другу случайно ногу сломал. Все осуждали, говорили: если он другу может ногу сломать, то как же будет поступать с другими?

Когда после армии мне пришла пора возвращаться домой, я решил остаться в Хабаровске, поскольку там были хорошие учителя карате. Никто меня тогда не понял, все хотели, чтобы я приехал на родину и жил обычной жизнью, как мои товарищи: кто-то из них к тому времени стал комбайнером, кто-то на заводе работал, обзавелись уже семьями. Но я настоял на своем, потому что знал: мой путь — другой!

Жил я тогда в общежитии, перебивался кое-как, и вдруг один местный бизнесмен предложил мне за очень хорошие деньги пойти к нему телохранителем. Я решил посоветоваться со своими учителями — Исаковым Евгением Николаевичем и Пукасом Валерием Викторовичем. Они дали мне такой ответ: существует путь, на котором много поворотов, впереди туман, а по бокам цветут сады, на ветках висит множество сладких плодов. Но ты не знаешь, что будет, если свернешь, какой окажется эта дорога: короткой или длинной. А может, она вообще вскоре оборвется. Я-то все настаивал на конкретном совете: ведь вы мои учителя, направьте меня, я вам доверяю. А они в ответ: нет, ты сам должен принять решение, потому что сам будешь за него отвечать. Пришел я в общежитие, ребятам рассказал, они все говорят: давай, соглашайся — классное предложение. Я подумал и отказался. Тогда меня никто из моих друзей не понял: как так, такие деньги предлагали! Прошли годы, этот бизнесмен разорился, а я весь ушел в тренировки и, надо сказать, многого добился. Согласись я тогда — неизвестно, как бы все у меня сложилось.

Вернемся в Японию. Какими были ваши первые впечатления от Оямы?

Мы ожидали увидеть какого-то сверхъестественного человека, который спустился откуда-то сверху. Но он оказался совсем простым, его величие заключалось в простоте — это мы потом уже поняли. Там существовала такая традиция: в один из вечеров накрывался стол, и все ученики садились за трапезу вместе с учителем. Ояма говорил, что карате — это как еда: нельзя в один день насытиться, а во второй ничего не есть — надо питаться регулярно, но в меру. Так же надо заниматься и карате — каждый день, но не до пресыщения.

Ояма в то время был уже пожилым человеком…

Да, но это не означало, что он сидел и что-то рассказывал. Он постоянно приходил на тренировки и многое объяснял.

Вы еще на него с Виктором обижались…

Было такое. Поначалу он спрашивал за ужином старшего, как там «руссия», выслушивал ответ, сжимал кулак и говорил: «Руссия — сбарачи». Мы с Виктором думали, что он нас ругает: вот, дескать, какие сволочи. Это нас, конечно, подстегивало на тренировках. Потом приехал переводчик, и мы к нему обратились с вопросом, что это за слово. Он нам объяснил: оказывается, по-японски это значит «молодцы».

Перетерпеть ради победы

Российские боевые искусства прошли за последние двадцать лет путь, который восточные единоборства в других странах одолевали столетиями. Запрещенные в СССР виды спорта, загнанные в подвалы и полностью оторванные от остального мира — крохи информации собирались с помощью ксерокопий и VHS-кассет отвратительного качества, — оказались в числе наиболее массовых. По данным Российского союза боевых искусств (РСБИ), сейчас в стране боевыми единоборствами занимается свыше миллиона человек.

Восточные единоборства, возникшие совершенно в другой среде, в другой культуре, у людей с иным менталитетом, пользуются в России большой популярностью. Как объяснить этот парадокс?

Я бы не стал так уж сильно акцентировать разделение Восток — Запад, поскольку у нашей страны тоже есть свой Восток. Надо помнить о том, что Россия — страна многонациональная. Вот это смешение разных культур, как мне кажется, способствует популярности боевых искусств. При этом быть сильным, чемпионом у нас всегда было престижно.

Поскольку вы занимаете высокую должность в Российском союзе боевых искусств, вам проще оценить динамику развития единоборств.

Конечно, были подъемы и спуски, но положительная динамика все равно есть. Если сравнить сегодняшний день с ситуацией десятилетней давности, то людей занимается не меньше. Сейчас больше возможностей для тех, кто хочет овладеть боевыми искусствами: в школе, институтах, военных училищах. Результаты тоже о многом говорят: есть чемпионы, есть медали. Юношеские игры в Анапе, которые в этом году РСБИ проведет во второй раз, показывают, что в стране много хороших ребят, способных заменить старшее поколение.

В то же время наши чемпионы почти никому не известны. Федору Емельяненко вряд ли удастся пройти незамеченным по улицам Токио, а здесь его оставят без внимания. Мне кажется, что пока еще многие не понимают значение боевых искусств. К примеру, человек закончил школу, институт, пошел работать. Какой у него жизненный опыт? Никакого. Другое дело — человек, занимавшийся боевыми искусствами, который знает цену поражениям и победам, дисциплинирован, в состоянии принять решение. К тому же он наделен стремлением к самосовершенствованию. На многих людей неудачи влияют негативно, им кажется, что мир вокруг рушится. В боевых искусствах важен внутренний стержень бойца: не­удача означает только одно — надо подняться и идти дальше.

Так что же важнее в карате: дух или техника?

В первую очередь дух. Вот вам простой пример: два примерно равных по силам человека борются между собой, и у них одинаковые ощущения, в том числе болевые. Один говорит себе: «Еще немножко, нужно перетерпеть», а второй стонет: «Все, больше не могу». Понятно, кто победит?

Когда вы только начинали заниматься карате, криминальная обстановка в России была неважной. Существует мнение, что многие бойцы пополнили ряды преступных группировок. Насколько это соответствует действительности?

Каждый год учебные заведения заканчивает множество людей. Сколько из них работает потом по профессии? Так же и в карате. Многие им занимались, но кто-то выбрал свой путь. Они, скорее всего, посчитали, что именно этот путь будет для них лучше. Быстро заработать, получить те или иные блага. Но сказать, что мы специально готовили бандитов, нельзя. Карате воспитывает принципы, которые идут вразрез с криминальными инстинктами.

Страх — от незнания

В карате существует такая притча. Молодой ученик, решив, что он — непревзойденный мастер, отправился в соседнюю провинцию, в которой проживал известный старый мастер, чтобы спровоцировать его на бой. Он застал мастера ухаживающим за своим бобовым полем. Ученик принес ведро навоза и специально высыпал его содержимое на бобы, решив тем самым вывести старца из себя. Но мастер лишь улыбнулся в ответ. В порыве гнева ученик сломал толстую деревянную палку. Старик, увидев это, предложил ему сломать прочный бамбуковый прут. Но молодому человеку этого сделать не удалось. Тогда старый мастер одним ударом переломил прут и сказал: «Иди к своему учителю и скажи ему, чтобы он тренировал твой разум так же, как и твое тело».

У каждого бойца есть свой учитель. А кто наставник сэнсэя Рамиля Габбасова?

В карате — это мои первые учителя, у которых я занимался. Вообще, на каждом этапе жизни обязательно встречаются люди, которые тебя учат. Даже тот, кто тебя обманул, является учителем: он научил тебя, что так делать нельзя.

Так вера же подрывается…

Да, но слепо верить тоже нельзя. Надо самому проверять истинность кем-то сказанного. Когда мы были маленькими, старики всегда говорили: «Идите туда, где темно и страшно». Я с ними согласен: при свете все ясно, в темноте скрыты победа и неожиданные находки.

Поэтому вы ходили на кладбище?

Нет, просто в детстве я очень боялся темноты. Может быть, это было влияние бабушек, которые обычно пугали маленьких: не выходи вечером на улицу, а то тебя заберет злой дядька. Годы шли, мы выросли и ездили вечерами на дискотеку в город. Чтобы никто не украл, мы прятали велосипеды в канал, в воду. А местные подглядели за нами и вытаскивали велосипеды специальными крючками, после чего нам приходилось возвращаться домой пешком. И тогда кто-то из ребят предложил прятать велосипеды на кладбище. Команда наша была человек двадцать, но после этого она сократилась чуть ли не вполовину. Условия были такие: один человек заносит велосипед, другой забирает. Я испытывал просто ужас. Но опозориться перед друзьями тоже не мог. Это и стало переломным моментом. Я понял, что эти страхи сам себе придумал. Самое интересное — что все те, кто прятали велосипеды на кладбище, в жизни чего-то добились.

Страх — от незнания. Например, когда кого-то называют страшным бойцом, то это откладывается в уме соперника, и он проигрывает. А ведь силы были равны! Так же и боль. Люди, которые выступают, знают, что боль тоже контролируется и нет бесконечной боли. Ее просто нужно перетерпеть. В жизни бывают более сильные удары.

Ну а боязнь получить травму? Бывает, что футболист машинально убирает ноги, не идет в жесткий стык, бережет себя…

Если он будет так думать, то никогда не выиграет. Например, у вас болит нога, но надо нанести ею удар. Вы думаете: «Вот попаду сейчас в кость и еще больше травмируюсь!» Все так и случится.

Есть ли место в боевых единоборствах, в частности в карате, жестокости и злости?

Жестокость и злость — удел слабых. Благородство и честь, напротив, свидетельство силы. Если человек злится в бою, то у него ничего не получится. Эмоции сковывают бойцов, из-за этого они не задумываются о том, как добиться успеха.

Что вы чувствуете, когда проигрываете поединок?

Вначале человек обычно ищет виновного извне: кто-то или что-то повлияло на его выступление. На самом деле, если ты проиграл или получил травму, это твоя вина. Выслушал, к примеру, советы тренера, но их не выполнил. Хорошо, разобрался в себе, подтянул технику, но на следующих соревнованиях опять проиграл — уже по другой причине. Так вот и совершенствуешься, пока не победишь. Если мы хотим хорошо жить завтра, нужно работать сегодня. Если просто говорить о светлом будущем, то ничего не изменится.

Двенадцать против одного

Рассудительность сегодняшнего Габбасова резко контрастирует с его юношескими поступками — драками, плохим поведением в школе, жестокими битвами с «дедами» в армии. Он признает, что взгляды человека непрерывно меняются со временем и сегодня он не может подписаться под всем сказанным им раньше.

В детстве вы были довольно беспокойным, часто дрались. Это как-то повлияло на выбор вида спорта?

Наверное. Прийти в школу с синяком под глазом было стыдно, хотя ты мог и побить своего противника.

Вам однажды пришлось драться против двенадцати человек…

Даже дважды, хотя оба раза мы защищались. В одном случае мне досталось очень сильно, потому что те, за кого я заступился, убежали. Мне тогда запомнилась тетка, которая сказала: «Вот тебе и каратист. Оказывается, и тебя могут побить». Возможно, это благотворно повлияло на мое отношение к тренировкам.

У вас четвертый дан по карате киокушинкай. Много это или мало?

Есть десять ученических и столько же мастерских степеней. Самый высокий мастерский — десятый. Как правило, высшими степенями обладают основатели школ и направлений. Чем-то это похоже на армию: не может лейтенант сразу стать генералом — даже если ему присвоят это звание, он не будет в состоянии командовать армией, поскольку не прошел все предыдущие этапы, не набрался необходимого опыта.

Что за экзамен вам пришлось сдавать 17 часов?

Это было на Дальнем Востоке, и я сдавал экзамен на первый дан. Тогда еще впервые приехали японцы, которые хотели убедиться, что мы знаем все то, чему они обучают в своих школах.

А в чем заключался этот экзамен?

Он состоял из нескольких этапов. Первый — техника на месте, потом — в движении, в комбинациях, проверка физических кондиций. При этом каждый пояс в одно время сдает, соискатели выстраиваются в зале в десять рядов. Когда младшие свои нормы сдают, то и все остальные те же упражнения делают. То есть последним, самым старшим и опытным, в десять раз тяжелее, чем остальным, потому что они со всеми все делают, а в конце и свои нормативы должны выполнить. Затем следуют ката, и наконец — спарринги. И все это происходит по той же схеме. Если кто-то не сдал, то у него есть шанс подготовиться и пройти экзамен в следующий раз.

Зачем ломать ногой четыре биты?

Это видео интересно смотреть в замедленном темпе. Стопка блестящих на солнце льдин, поставленных друг на друга, занимает полэкрана. Сэнсэй Габбасов, стоящий за ней на возвышении, примеривается для удара. Прыжок вверх, короткий взмах, локоть резко идет вниз, сопровождая разваливающиеся с треском брикеты льда. Восторженный вопль публики.

Тамешивари — обязательный элемент подготовки бойца карате. Вам в прошлом году удалось разбить положенные друг на друга глыбы льда весом в одну тонну. Что это — пропаганда карате, наподобие того, как Ояма бился с быками?

С одной стороны, пропаганда, с другой — доказательство собственных возможностей. Многие думают, что это просто — ломаешь первую льдину, остальные сами собой колются. Они заблуждаются, потому что есть много примеров, когда люди ломают при этом руки. Будь это легко, это делали бы все. Или, к примеру, сломать ногой четыре бейсбольные биты…

А как вы готовитесь к такому выступлению? Ведь тут все происходит принародно, повтора быть не может…

Были случаи, когда разбивать не удавалось. Тут тоже многое зависит от уверенности. Если сомневаешься в том, что это тебе удастся, то не получится.

Легче заниматься карате, будучи членом «Единой России»?

Честно сказать, я был исключен из комсомола в армии, после того как подрался со старшими сослуживцами. И с тех пор к любой партии относился скептически. Но сейчас мы — не я один — пришли к выводу, что не можем стоять в стороне от жизни страны. Пусть это избитые слова, но мы так считаем. Это вовсе не дань моде.

В каком случае оправданно применение вашего мастерства за пределами татами?

Как ни странно это звучит, но ни в каком и во всех. Объясню так: знания и опыт, полученные в каждодневных тренировках, я могу постоянно применять в повседневной жизни, в работе, в семье. Что касается навыков бойца, то есть выражение «Лучший бой — тот, который не состоялся». Ударив человека, который не знает о том, что вы занимаетесь боевыми искусствами, можно получить серьезные последствия. Если вы нанесете ему тяжелую травму, то вас будут таскать в милицию, могут даже судить. Вместо того чтобы двигаться вперед, вам придется свернуть со своего пути и не сделать многое из того, что могли бы.

Фото: из архива федерации карате Киокушинкай России

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение