Фото: из личного архива Б.Мирту

7 вопросов Бьярке Мирту, идеологу "Новых медиа"

О будущем журналистики

С 6 по 28 марта на московской фабрике «Красный Октябрь» пройдет выставка «Проекции реальности: столкновение с [не]знакомым». Известные фотографы со всего мира представляют истории о людях из разных стран, сделанные в жанре «новых медиа» — мультимедийных документальных фотоэссе со звуком и текстом. Один из участников выставки — Бьярке Мирту, автор-идеолог Magnum in Motion (мультимедийной студии агентства Magnum) и сайта Storyplanet.com, где фотографы, музыканты, видеоартисты и журналисты могут обмениваться контентом, вместе создавая интерактивные истории о событиях в любой точке планеты

Юлия Идлис поделиться:
2 марта 2010, №8 (136)
размер текста: aaa

1. Storyplanet.com — это такая Википедия для мульти­медийных историй?

Я бы сказал, что это — типография, набор инструментов. Если вам надо сделать презентацию, у вас есть Powerpoint; отредактировать фотографию — есть Photoshop; смонтировать видео — есть Adobe Premier. А вот если вы хотите делать интерактивное документальное фотоэссе со звуком, с видео, с текстом, для этого нет платформы, так что вам придется осваивать кучу разных программ. Меня это раздражало — так родился проект Storyplanet.com.

2. Ваш успех в «новых медиа» начался с истории о русских солдатах, вернувшихся из Чечни. О чем в основном рассказывают в таком формате на Storyplanet.com — о войне?

В интернете сейчас столько развлекательного, столько делается для прикола… Это нормально, я тоже не святой, но мне не хватает чего-то, что сделает людей умнее, заставит их взглянуть на мир по-другому. Вовсе не обязательно для этого говорить именно о войнах. Лично я считаю, что о них уже и без того много снято и написано. Тот факт, что войны идут везде, и что это плохо, и что война негуманна в принципе, — все это тщательно документировалось, начиная со Второй мировой. А сейчас надо научиться переживать войну по-другому, смотреть с другой точки зрения, например с мусульманской… Вот видите, как я сразу завелся! (Смеется.)

3. А те, кто занимается традиционной фотожурналистикой, не обвиняют вас в том, что вы убиваете их профессию?

Некоторые обвиняют. Но 95% фотографов понимает, что фото­графия движется в этом направлении. К тому же в «традиционной» фотографии есть много людей, которые контролируют твою съемку: фоторедактор журнала, редактор твоего альбома и т. д. А в интернете ты можешь сам собрать свою историю, и никто тебе не указ.

4. То есть для вас «новые медиа» — это свобода?

Да, совершенно верно.

5. Но ведь эта свобода доступна только в странах с хорошим интернет-покрытием. А где-нибудь в Африке интерактивную историю даже не всегда получится скачать.

Технологии распространяются по миру все быстрее. Африканцы стали смотреть телевизор лет через пятьдесят после изобретения телевидения, а сейчас вся Африка покрыта сотовыми сетями, и это произошло всего за десять лет. Думаю, лет через десять и наши мультимедийные технологии будут доступны там. Другое дело, что на Западе в последние пять-шесть лет люди научились рассказывать о себе: у каждого есть блог, все загружают фото на Flickr, видео на YouTube. А в Азии, Африке и Индии людей еще надо этому учить — рассказывать собственные истории.

6. Это ведь не только проблема технологий. У западных людей есть привычка и навыки рассказывать о себе, а в других странах такой привычки пока нет.

Да, и это плохо. Когда рассказываешь о себе, больше узнаешь о своих правах, о том, в каком обществе живешь, о том, как работают СМИ. Ты видишь, в чем их сильные и слабые стороны, и понимаешь, кто и как ими манипулирует.

7. Выставка называется «Проекции реальности». Ваши интерактивные истории отражают реальность? Чего в них больше — документальности или искусства?

Вопрос в том, насколько ты честен по отношению к тому, что видишь, потому что это всегда твоя собственная реальность, как ни крути. Ты сам выбираешь, куда поехать с камерой, что именно снять. Твоя история никогда не отражает реальность во всей полноте, и утверждать обратное — это уже значит лгать. Просто надо быть честным с той частью действительности, которую все-таки показываешь. Кроме того, нельзя ограничиваться одной историей. Если вы хотите что-то узнать о реальности, надо посмотреть огромное количество разных историй и составить собственное представление о происходящем.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение