--

"Люблю свои ошибки не меньше, чем успехи"

Михаил Прохоров и 9 других предпринимателей, которые уверены, что счастье не только в количестве денег

Причиной роста президента инвестиционного фонда "Группа ОНЭКСИМ" Михаила Прохорова большинство экспертов считают то, что накануне обвала мировых бирж в 2008 году он «ушел в кеш», неожиданно став богатейшим человеком страны. Еще один пример его прозорливости — брошенный буквально за несколько месяцев до прихода кризиса в Россию призыв создавать «моду на инновации». Спустя два года с подачи президента Дмитрия Медведева «мода на инновации» превратилась в один из главных пунктов российской повестки дня, а Прохоров, загодя начав переходить от слов к делу, уже готовит к производству первый российский электромобиль, а также участвует в работе комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию. Что, впрочем, не умаляет его славу человека, склонного к экстравагантным поступкам вроде получения прописки в таежном поселке Еруда или покупки баскетбольного клуба NBA.

поделиться:
25 сентября 2010, №37 (165)
размер текста: aaa

Как вы думаете, существует универсальный рецепт формирования репутации в бизнес-сообществе?

Любая бизнес-репутация формируется прежде всего из опыта ведения бизнеса, из взаимодействия человека с партнерами, контрагентами. Успех — неуспех. Хотя кроме успешности присутствует и субъективный фактор. Это то, чем нельзя просто поделиться с детьми. Ты можешь оставить им наследство, дать образование, объяснить, как делать бизнес, но есть нечто, что не передается лишь по твоему желанию. Это нечто и есть талант бизнесмена — совокупность везения, интуиции — то, что отличает человека просто успешного от настоящего лидера.

А человеческие качества как-то влияют на его авторитет? Грубо говоря, достиг кто-то успеха в бизнесе, но как человек — мерзавец, ну, так случилось. Достаточно ли одного его огромного состояния, чтобы быть авторитетом в бизнес-среде?

Знаете, это ведь понятия очень субъективные. Для большинства он может быть мерзавцем, а для какой-то узкой группы — добрым, ласковым, нежным, верным и так далее. Но что хочу отметить: не всегда позитивные качества являются мотором и двигателем достижения успеха. Психологи говорят, что один из самых мощных подобных двигателей — глубокие личные комплексы. Поэтому, конечно, не всегда добрым, чистым и светлым людям способствует успех, и бизнес в этом смысле не исключение.

А вы, когда начинали бизнес, заботились о своей репутации? Задавались вопросами: как я буду выглядеть в глазах партнеров, общества, власти?

Я и тогда не заботился, и сейчас. Мне бизнес нравится, для меня эта активная игра — смысл жизни. И пока мне это интересно, я буду этим заниматься, не думая о каких-то внешних факторах.

То есть не было некоего кодекса поведения, каких-то четких правил вроде «не кидать партнера»?

Кинул — не кинул, выполнил обязательства — не выполнил… Это вопрос очень сложный. И вообще слово «кинуть» немного бытовое. Не все сделки, которые обсуждаются, в итоге «закрываются». Кто-то может даже после заключения каких-то договоренностей выйти из сделки по каким-то экономическим соображениям. Это как: кинул или нет?

Есть то, что называется «понятийным» договором — который заключается без бумаг, — и есть юридические договоренности. И если в 90-е было больше понятийных договоров, то сейчас все перешли на стандарты российского или западного права. Это нормальный эволюционный процесс.

И одна или две сделки не есть вопрос репутации. Создание репутации — это длительный период. То есть люди должны отработать 10–15 лет методом проб и ошибок, успешных и неуспешных сделок. Именно так и формируется определенная репутация. Потому что неудачные сделки были у всех. Вот я лично свои ошибки люблю не меньше, чем успехи. Потому что они показывают ту границу, за которую нельзя переступать. Но ошибки такие были у всех, и это нормально.

Для вас важно общественное признание или прежде всего признание профессионального сообщества?

Лично для меня важнее всего признание моей команды. Потому что мне важно понимание, что я лидер не потому, что мне что-то принадлежит, а потому, что я чуть сильнее, чем те люди, которые со мной работают, что мое мнение для них важнее не как владельца, а как профессионала. А общественное мнение часто отличается от того, что о тебе думают профессионалы.

А у вас со временем как-то менялись критерии, по которым вы для себя определяете авторитет человека? Скажем, если в 90-е годы для признания достаточно было заработать определенное количество миллионов, то теперь, похоже, обязательное условие — это, например, благотворительность, какие-то социальные проекты.

Нет, мои критерии не менялись. Есть одна задача бизнеса, которая является основной и самодостаточной: бизнес должен быть прибыльным и эффективным. Люди, работающие в этой компании, должны получать хорошую зарплату, а компания должна быстро развиваться. Все остальное — личное дело того или иного человека. У меня, например, есть свой взгляд на вещи, которые должен делать бизнесмен в стране, где, к сожалению, много бедных людей. Исходя из этого взгляда, я и действую.

Ваше поколение бизнесу училось с нуля. В СССР не было бизнес-школ и дипломов МВА, не было четких представлений о том, что можно и чего нельзя. Как вы думаете, следующее поколение наших бизнесменов будет более профессиональным, эффективным?

В каждую эпоху появляются талантливые бизнесмены, которые привносят что-то в бизнес-движение. И бизнесмены первой эпохи в части технологичности, в плане знаний, наверное, в чем-то отстают. Но у них есть гигантское преимущество: они видели советскую экономику, экономику переходного периода. И жизненный опыт у них, конечно, больше, и прививка к нестандартным кризисным ситуациям сильнее, чем у тех, кто эту школу не прошел. И поэтому речь скорее идет о том, что бизнес-сообщество будет обогащаться бизнесменами новой волны. Но это не значит, что у «oldmoneyбизнеса» нет будущего. Бизнесмены в постоянном движении. Необходимо совершенствоваться. Как только ты перестал учиться, совершенствоваться — жди беды.

 

9 других предпринимателей

Вагит Алекперов

Президент и совладелец компании «Лукойл»

Единственный нефтяник и единственный «красный директор» в нашем списке. Сумел не только сохранить предприятие с советских времен, но и превратить его в крупнейшую частную нефтяную компанию страны и вторую в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. На закате советской эпохи успел поработать заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В отличие от многих других, Алекперов держался в стороне от «олигархических войн» 90-х и серьезных скандалов времен приватизации. Имеет не просто репутацию успешного менеджера, но и трудовую биографию блестящего производственника, выбившегося из рядовых буровиков. Во время работы в Сибири ему доводилось сиживать по несколько суток в шторм на буровой платформе без еды и воды и выплывать, будучи выброшенным взрывной волной в море с 12-метровой вышки.

Рубен Варданян     

Совладелец и председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог»

Начав с офиса в двухкомнатной квартире, создал с товарищами одну из лучших инвестиционных компаний страны. Имеет репутацию адекватного человека с правильными жизненными установками. В одном из интервью несколько лет назад сказал: «Мы сейчас живем в мире — и речь не только о нашей стране, — где грань между “можно” и “нельзя” практически стерта. Раньше общество через религию, через социальные институты определяло, что можно, а что нельзя. Сейчас в обществе нет никакой системы морально-этических координат». Возглавляет первую в России бизнес-школу мирового уровня «Сколково». Всемирный экономический форум в Давосе включил Рубена Варданяна в список «100 мировых лидеров будущего».

Андрей Коркунов

Председатель совета директоров ООО «Одинцовская кондитерская фабрика»

Бывший военный инженер, начав предпринимательскую карьеру с бизнеса по продаже оргтехники, сумел создать один из самых узна­ваемых брендов новой России, не приватизировав, а основав собственное предприятие с нуля. Успешно вышел на мировые рынки, создав конфеты на свой собственный вкус. Накануне выпуска первой промышленной партии конфет он приехал вечером на фабрику, еще раз попробовал их, понял, что что-то не то, и ночью за несколько часов до запуска производства на пару с итальянским технологом Марио сделал то, что теперь с успехом продается от Канады до Японии. «Я просто делал и делаю конфеты под себя — так, чтобы мне нравилось», — впоследствии поделился секретом успеха бизнесмен. На волне роста продал 80% своего шоколадного бизнеса американцам из Wrigley, оставшись у руля производства в качестве менеджера. А деньги вложил в новое дело — на этот раз в банковской сфере.

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко

Глава компании «Ростик Групп»

Внук бежавшего из России белогвардейского офицера и выпускник венесуэльского Университета имени Симона Боливара по специальности «инженер-химик», в 23 года он основал в Каракасе компанию Rostik International, начав с импорта электроники из Восточной Азии в Южную Америку. В 1984 году впервые оказался в России. С началом перестройки организовал здесь свой первый бизнес, а с приходом рынка открыл первый ресторан быстрого питания, а вскоре и ресторанную сеть «Росинтер», став самым успешным ресторатором России. Доказал и показал, как можно конкурировать с «Макдоналдсом». «В стремлении к успеху многие ограничиваются тем, что копируют действия лидеров рынка, а это неверный путь, — объясняет он студентам, читая лекции по маркетингу. — Изучать их опыт, несомненно, нужно, но лишь для того, чтобы понять, чем вы можете от них отличаться».

Владимир Потанин

Владелец холдинговой компании «Интеррос»

Одна из знаковых фигур в истории становления нового российского частного капитала; снискал авторитет не только своими бизнес-проектами, но и активной общественно-политической деятельностью. Автор идеи залоговых аукционов, участник пресловутой «семибанкирщины», активно поддержавшей в 1996 году переизбрание президента Бориса Ельцина, бывший первый зампред правительства России. В начале этого года объявил, что через десять лет отдаст свое состояние на благотворительные нужды: «Мое состояние не будет никем унаследовано… Мои дети растут, их отец — миллиардер и известный человек. Во-первых, они находятся в моей тени, во-вторых, какова будет их мотивация, чтобы достичь чего-то?» «Я лично его поддерживаю… Папа так меня воспитал», — заочно ответила лишившаяся многомиллиардного наследства дочь олигарха Анастасия.

Олег Тиньков

Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы»

Бизнесмен с неуемной энергией, которому интересно начинать любой бизнес с нуля. Креативность и открытость к новым идеям — вот что вызывает уважение его коллег. В свое время основал пивоваренную компанию «Тинькофф» и одноименную сеть пивных ресторанов, создал первый и самый успешный бренд российского элитного пива. На пике успеха продал пивной бизнес и основал коммерческий банк Tinkoff Credit Systems. Славится нестандартными бизнес-решениями. Единственный предприниматель в списке, чье имя увековечено на карте России: в 2003 году улица, ведущая к его пивоваренному заводу в городе Пушкине, была переименована в Тиньков переулок — в честь пивовара XVIIIвека Порфирия Тинькова, в действительности оказавшегося плодом воображения маркетингового отдела компании «Тинькофф». Пивоваренная глава в жизни бизнесмена давно в прошлом, но завод SUNInBevпод Питером по-прежнему стоит в Тиньковом переулке.

Лев Хасис

Главный исполнительный директор компании X5 Retail Group

Единственный представитель списка, попавший в него, не основав своего бизнеса, а добившись внутрикорпоративного авторитета исключительно своими менеджерскими талантами. Доказал высокий управленческий профессионализм, одинаково успешно работая в авиастроении, банковском деле и розничной торговле. Хотя путь выпускника-авиастроителя и кандидата технических наук в торговлю был совсем не очевидным, глава крупнейшей розничной компании в России признался недавно, что «если бы, когда я учился в авиационном институте, кто-то сказал мне, что я буду торгашом, я бы очень оскорбился. Профессия с точки зрения моего воспитания и окружения была неприличная». Мастерство Хасиса — в умении угадывать и реализовывать направления развития бизнеса, поддерживая динамику расширения уже состоявшейся компании.

Евгений Чичваркин

Бывший совладелец компании «Евросеть»

В 1997 году начал бизнес с 2 тысяч долларов, взятых в долг у отца. Через 11 лет продал компанию за сумму порядка миллиарда долларов (правда, большая часть ушла на погашение долгов). Стал одним из последних предпринимателей России, кому удалось создать с нуля бизнес такого масштаба. Видимо, потому, что с детства точно знал, чего хотел. Когда взрослые спрашивали маленького Женю, кем он хочет стать, когда вырастет, тот задавал короткий встречный вопрос: «А кто больше всех зарабатывает?» Не исключено, что в числе причин появления Чичваркина в списке — возбужденное против него уголовное дело, заставившее предпринимателя бежать в Великобританию. Многие бизнесмены склонны рассматривать «дело Чичваркина» как месть силовиков: когда-то он добился уголовного преследования милиционеров, которые арестовывали партии ввозимых им телефонов, а затем сами их продавали.

Давид Ян

Основатель и председатель совета директоров компании ABBYY

Живое воплощение российских инновационных амбиций последнего времени, бизнесмен-изобретатель и бизнесмен-программист Давид Ян еще на закате советской эпохи студентом создал софтверную компанию ABBYY, ставшую одним из флагманов российской ИТ-индустрии и одним из ее крайне немногочисленных представителей на мировом рынке. Свой знаменитый электронный словарь Lingvo, который в том или ином виде используется на половине компьютеров в России, Ян с приятелем разработал на четвертом курсе Физтеха — в коротких перерывах между парами, сдачей экзаменов, подработкой, дискотеками и пьянками в общаге. Сегодня его система распознавания текста FineReaderвстроена в половину сканеров во всем мире. Другой пример для подражания: 80% оборота компании Яна происходит за рубежом. По ряду разработок ABBYYзанимает лидирующие позиции на мировом рынке.

 

Фото: Евгений Дудин (2), Дмитрий Лебедев/Коммерсант, РИА Новости (3), ИТАР-ТАСС, AFP/East News, Василий Александров/Photoxpress

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Берт Дмитрий 28 февраля 2011
Все хорошо, прекрасные менеджеры, прям таки выдающиеся.. И блин Сколково у нас теперь есть, и кризис то мы успешно прошли.. И словато запомнили какие красивые - инновации, рынок, маркетинг.. Что ж тетя то моя, учитель до сих пор пенсию в 8 тысяч рублей получает...
Декматбетов Вольф 3 января 2011
Ходора тоже можно было бы внести. Уважение испытываю к каждому из представленных в списке,хотя до них не добраться никогда...
Дмитриев Александр 13 декабря 2010
В целом самая спорная категория. Все кроме Д.Я. и Р.В. вызывают ассоциации, скажем так, не очень приятные, а еще так и тянет что-нибудь нецензурное высказать.
Khruchev Nikita 13 декабря 2010
Да, кроме Яна, остальные 9 какие-то мутные личности. Прохоров вообще известен: и шлюхами в Куршевеле, и предложением упростить увольнение работников, и проектом 60-часовой рабочей недели. Если в бизнес-сообществе такие авторитеты, это говорит о самом бизнес-сообществе.
Quercia Irina 30 ноября 2010
Из всех заявленных, достойным во всех отношениях можно считать Давида Яна.

Восхищение, уважение, благодарность. И не только за ABBYY.

Остальным в талантах не откажешь...

А конфеты Коркунова, просто дорогая химическая дрянь!
Зубаков Сергей 11 октября 2010
Чичваркин есть, а Ходорковский?
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение