--

Оборотни в перьях

Как получить «Оскара» за Чайковского и Достоевского

27 февраля состоится 83-я церемония вручения премии «Оскар». Среди главных претендентов на награду — «Черный лебедь» Даррена Аронофски, психоделический триллер о балете, раздвоении личности и расплате за успех и совершенство. «Лебедь», выходящий в российский прокат 10 февраля, номинирован в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая актриса», «Лучший оператор» и «Лучший монтаж». В этой картине Аронофски исследует рафинированное искусство балета так же пристально, как плебейские бои в «Рестлере».

31 января 2011, №04 (182)
размер текста: aaa

Ваш предыдущий фильм был про здоровенных мужиков, дубасящих друг друга на ринге. Теперь — балет и балерины. Легко переключились?

Я давно хотел снять кино о балете и поработать с Натали (Портман. — «РР»): я ее поклонник еще со времен «Леона». Моя сестра в прошлом балерина, я рос рядом c этим миром, но никогда его не понимал. Я играл в футбол, но с любопытством посматривал на балетки сестры. Было интересно, что это такое в деталях. А потом я понял, что со времен «Красных башмачков» (картина 1948 года. — «РР») о балете не было снято ни одного хорошего фильма! Одновременно мне хотелось сделать что-то с «Двойником» Достоевского — историей человека, который просыпается и видит своих двойников… Я вообще фанат Достоевского.

Уже потом я впервые посмотрел «Лебединое озеро», о котором ничего толком не знал. И тогда подумал: «Вот это да, одна балерина танцует и Черного лебедя, и Белого! Там есть идея двойничества — в “Лебедином озере”». После этого я стал сводить все эти элементы воедино.

Насколько кинематографичен балет? Он легко переносится на экран?

Балетный мир очень замкнутый, проникнуть туда невероятно трудно: их ничего, кроме балета, не интересует. Они работают на износ, чтобы добиться эффекта абсолютной легкости, словно все делается без малейших усилий. И очень сложно увидеть, сколько работы за всем этим стоит. Я хотел хоть чуть-чуть показать, какой это титанический труд. Встать на пуанты, закинув одну ногу за голову, — на это уходит вся жизнь.

В вашем фильме это сопряжено еще и с насилием — над собой, над другими…

Это история о том, куда может завести жажда совершенства. Такое вот предупреждение: «Бойся быть идеальным!» (Смеется.) Во время работы над «Рестлером» я подружился с Брюсом Спрингстином, который написал песню к фильму. И уже во время записи он совершенно случайно обнаружил, что в песне есть строчка про одноногую собаку, идущую по улице. Возможно ли такое? Можно представить трехногую или в худшем случае двуногую… Потом Брюс получил за эту песню «Золотой глобус» и сказал: «Знаешь, иногда именно ошибки рождают искусство». Это правда. Нужно позволить себе ошибаться, а совершенство… его не существует. По каким критериям его определять? Критерий здесь может быть только один — время, причем измеряемое веками. Так что нам все равно не дожить и никогда не узнать, были мы совершенными или нет.

То есть вы не манипулятор и не перфекционист, каким в фильме является герой-хореограф (Венсан Кассель)?

Венсан, кстати, все время говорил, что играет меня! Но я совершенно не манипулятор. Хотя был бы не прочь стать им (смеется). Я всегда плохо играл в шахматы: никогда не мог продумать игру на три или даже на два хода вперед. Я очень прямой, конкретный. Мне кажется, это хорошее качество для работы с актерами, хотя многих из них моя прямолинейность отпугивает. Я им сразу говорю: «Вы будете делать то-то и то-то, а еще вот это». Мне нужны актеры, которые все время испытывают актерский голод.

В общем, это фильм не про вас? Вы не жертвуете собой ради искусства?

Да я вообще человек очень приземленный. Многих это удивляет. Мои родители все еще живут в счастливом браке. У меня все еще прекрасные отношения с сестрой. Я очень сбалансированный. А в работе я трудоголик-реалист, но без одержимости. Хотя бы потому, что имею дело с маленькими бюджетами. Когда ты одержим чем-то, это может разрушить тебя, и ты очень быстро исчерпаешь все ресурсы, не получив никакого результата. Для меня режиссура — это дисциплина, спокойствие, терпение и пребывание в настоящем даже тогда, когда все летит в тартарары. Это контролируемый хаос. И чем его больше в кино, тем лучше.

«Лебединое озеро» не только выглядит, но и звучит у вас довольно устрашающе. Как вы работали с музыкой?

«Ну опять этот Чайковский!» — говорят некоторые после просмотра. Нет! Композитор Клинт Мэнселл взял «Лебединое озеро», разобрал его на части и сложил из них киномузыку. Получилось что-то совсем другое. Конечно, там сохранены мелодии и темы Чайковского — их большинство. Но просто взять классическое «Лебединое озеро» и использовать его как киномузыку — это ужасно, особенно если в картине есть саспенс и элементы хоррора. Разумеется, когда в моем фильме танцуют на сцене, это классический Чайковский. Но даже эти места Клинт сделал мрачными по оркестровке.

Как и в «Рестлере», в «Лебеде» герой находится в процессе превращения в кого-то другого…

Меня всегда привлекала идея физической трансформации. И в «Лебедином озере» тоже: днем это лебедь, а ночью — полулебедь-получеловек. Я подумал: «Ничего себе, это практически история про оборотня!» (Смеется.) Только оборотнем является лебедь. К счастью, у меня была Натали, которую очень интересно превращать в зверя, в чудовище (смеется).

А как вам удалось превратить ее в балерину? Хотя профессионалы говорят, что она не особенно на нее похожа…

Это был большой риск. За два месяца до съемок мне вообще показалось, что это невыполнимая задача, и тогда я подумал, не взять ли профессиональную балерину? Но сейчас я понимаю, что это было бы фатальной ошибкой, потому что в фильме важны психология, эмоции, а не только тело. Натали вкалывала как сумасшедшая. Что касается танца, то она исполняет где-то восемьдесят или даже девяносто процентов балета, который вы видите в фильме. Конечно, есть кадры, где работает дублер, потому что были вещи, которые она не могла сделать.

Каких эмоций вы ждете от зрителя?

Я хочу, чтобы он чувствовал себя как на американских горках. Я вырос на Кони-Айленде, рядом с «Ураганом» — старейшими и самыми известными в США американскими горками. Так вот, я бы хотел развлекать, но при этом быть оригинальным, не таким, как все. Для меня «Черный лебедь» — совершенно новый опыт. Мне нравится быть неожиданным, хотя это очень трудно. Это уже мой пятый фильм, и здорово, что люди по-прежнему говорят о моем кино: «Что это было?!»

 

Кто достоин «Оскара»: выбор «РР»

Лучший фильм

«Железная хватка» (Итан Коэн, Джоэл Коэн)

Очередной шедевр братьев Коэн, вернувших из небытия жанр вестерна — исконно американский миф, где есть путешествие по бескрайним просторам, борьба одиночек за справедливость, которую добываешь буквально голыми руками, и, конечно же, смерть.

 

Лучший режиссер

Дэвид Финчер («Социальная сеть»)

История Марка Цукерберга, создателя сети «Фейсбук» и самого молодого миллиардера наших дней. Казалось бы, что интересного можно сделать из биографии компьютерщика, который все время сидит за монитором, а в перерывах участвует в бесконечных судебных разбирательствах? Но фильм Финчера обладает уникальным и интуитивно понятным интерфейсом, прокручиваясь перед глазами так же легко и быстро, как лента «Фейсбука» на экране айфона.

 

Лучшая женская роль

Натали Портман («Черный лебедь»)

История балерины на грани нервного срыва, которую одолевают двойники, мучают сексуальные фрустрации и съедает борьба за главную партию в «Лебедином озере». Самая смелая и отчаянная роль Портман, наконец-то разрушившая ее амплуа хорошей девочки.

 

Лучшая мужская роль

Джесси Айзенберг («Социальная сеть»)

Актер с незвездной, «неголливудской» харизмой, которого не заметишь в толпе. В фильме Финчера он играет так, что совершенно непонятно, кто такой Цукерберг: технарь, гений, проходимец или вообще пустое место? И такая неопределенность вкупе с неуловимостью — безусловная черта истинных героев нашего времени.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение