--

Почему нервничает школа

1 февраля 2011

«Фурсенко хуже Гитлера!» Это о российском министре образования и науки. Точнее, об очередных проектах реформы образования. В последние годы слухи о том, что «нашу школу разрушают», будоражили общественную мысль активнее, чем падение астероида или эпидемия страшного гриппа.

поделиться:
размер текста: a a a

Сначала бродил слух: «Все школьные предметы, кроме физкультуры и рисования, сделают платными. Ужас!» Потом концепция чуть изменилась: «Сделают платными именно физкультуру и рисование. Кошмар!» Дальше нам обещали сокращение 200 тысяч учителей, потом — введение отметок по патриотизму.

Сейчас скандал разгорелся вокруг образовательных стандартов для старших классов. По интернету гуляет письмо против этих стандартов. Число подписавших исчисляется десятками тысяч. И авторы, и подписанты — очень симпатичные люди: талантливые учителя, яркие ученые. Многих из них я знаю лично, и сам факт знакомства для меня большая честь. Они выступают против образовательных чиновников, директоров издательств и прочей гораздо менее симпатичной публики.
Но идея их стандарта мне почему-то нравится. Реформа предполагает, что в 10–11 классах останутся лишь четыре неизбежных предмета: ОБЖ, физкультура, нечто непонятное под названием «Россия и мир» и какой-то самостоятельный проект.

Последний пункт, по сути, очень правильный. Исследовательский проект предполагает, что школьник может сам получить новое знание, а не проглатывать то, что открыли раньше и записали скучными словами в учебник.

Вдобавок к этому каждый выбирает курсы из шести тематических блоков. К примеру, можно набрать себе такой комплект: русский язык, литература, иностранный язык, история, математика и информатика, экология. А можно взять вместо русского, допустим, химию. Мало того, предметы можно изучать как в углубленном режиме, так и в ускоренном.

Получается странная вещь. Наши чиновники предлагают людям свободу выбора. В то же время прогрессивные педагоги (в их числе немало бывших диссидентов, которых я очень уважаю) требуют эту свободу отменить. Скандал разгорелся такой, что даже министр образования Фурсенко (тот самый, который хуже Гитлера) в комментариях «Коммерсанту» заявил: «Я не могу сказать, что однозначно поддерживаю этот подход».

Вот тут-то и начинаешь понимать, почему чиновники кажутся такими несимпатичными. Ученые и учителя честно делают свое дело — учат детей и совершают открытия. А государственные служащие должны обеспечивать целостность реформ и их качественное воплощение в жизнь.

С целостностью пока не получается. Всевозможные инициативы направлены в разные стороны, лишены какой-либо системности. К примеру, в новом стандарте заложена одна идеология, а в ЕГЭ — прямо противоположная.

Реализация тоже не очень. Берется отличная педагогическая идея, достойная Ушинского и Песталоцци. Дальше она пропускается через жернова образовательной вертикали. И на выходе получается профанация и абсурд в духе Кафки или Салтыкова-Щедрина.

А еще у нашего образовательного ведомства очень плохо поставлен пиар. Под пиаром я понимаю не трогательные пресс-релизы о том, куда министр поехал и какую мудрость сказал. Просто учителя и родители должны быть в курсе того, куда идет школа. Если все профессиональное сообщество впадает в панику, то система не может нормально работать. И в этом серьезная вина чиновников. Может, и вправду — Фурсенко в отставку?
 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Листровая Валентина 15 февраля 2011
В никуда идет школа. Как можно отказаться от литературы и русского языка, от алгебры с геометрией как обязательных предметов? Или сделать выбор между историей, обществознанием и правом для ученика, планирующего поступать на юридический факультет? Как вообще можно прописать базовыми предметами ОБЖ и физкультуру, которые всегда были на статусе чуть ли не факультативных? А если по здоровью нельзя физкультурой заниматься, даже в категории ЛФК? Тогда что получишь в аттестате?
У нас в школе были факультативами дополнительные занятия по предметам для поступления в ВУЗ. Но что бы их изначально так прописать - это маразм. Школа должна давать базовые знания по всем предметам. И желательно по советской схеме. Потому что мой брат учась в 9 классе за весь период обучения написал только одно сочинение. И это по существующим программам обучения. А именно через сочинения идет процесс анализа текста и описание выводов в письменном виде. И если ему предоставить право выбора, то литературы у него так и не будет. Потому что он уже сейчас не видит в ней смысла.
Для реформы образования стоит воспользоваться наследием советского прошлого, а не реалиями западного мира. Потому что там образование полностью платное, или бесплатно, но такая... ерунда. А в нашей стране не так уж много людей готовых платить за обучение в школе. Хотя Вы сами это знаете.
Фёдоров Дмитрий 9 февраля 2011
Меня всегда поражало то, что в нашей стране реформы проводят не с целью что-то улучшить в жизни простого человека, гражданина страны, а как-бы наоборот, сделать все возможное чтобы народ чувствовал себя как можно некомфортнее. Вместо того чтобы улучшить то старое, что было у нас в системе образования от ссср и адаптировать под нынешний уклад, мы сознательно лезем во всякие дебри абсолютного нигилизма, выдавая это за реформы образования, реформы нашей доблестной милиции и т.д. и т.п. Зачем столько, извиняюсь за выражение, геммороя? Понятно, что мне, человеку сидящему по ту сторону монитора, легко выражать мысли посредством клавиатуры и кликанием мышки, не факт что на месте чиновников я бы придумал что то лучшее. Но с точки зрения отучившегося 11 классов и поступившего в вуз человека я могу совершенно трезвой головой сообщить что Фурсенко и иже с ними точно опьянены каким-то безумством. Нужно улучшать качество преподавания той базы, которую все мы проходили в течении 10 (теперь 11) лет. Многие и понятия не имеют что им будет интересно изучать в дальнейшем, я поступив на математический факультет, вдруг понял, что во мне спит крепким сном эдакие медведь-гуманитарий :) Свобода, которую хотят предоставить учащимся может кануть в бездну неадаптивности нынешнего поколения к разумному выбору своего будущего. Учите их всем базовым предметам, химии, литературе, русскому языку, математике, физике, истории и т.д. Научите уважать учителя, неависимо от того успеваешь ты по данной дисциплине или нет, предоставьте возможность для реализации определенных склонностей к некоторым предметам. То есть "просто" нужно навести Порядок в школах, а не пичкать в нее как в переполненную коробку с хламом еще одну может быть и нужную, но уже не залезающую вещицу. Иначе только добавите хаотичности.
Кувшинова Татьяна 9 февраля 2011
Что бы дети чувствовали свободу выбора,надо эту свободу с детсада воспитывать...а то кричат,,,свобода,свобода,,... а как и с чем её употреблять?!!
Якорева Анастасия 3 февраля 2011
Так ведь не все же в 10-11 классе уже точно знают, на кого хотят учиться дальше. Большинство именно в этом возрасте и решает. А тут от него уже требуется осознанный выбор.
Мне кажется, это неправильно.
Логунов Максим 4 февраля 2011
Я, когда поступал, понятия не имел, что выбрать. Ну, родили меня таким: и с алгеброй всё хорошо, и физику люблю и грамоте обучен. И увлечений много было - и в журнале, и вожатым, и в концерте поучаствовать... А когда уже ЕГЭ сдал, родители к стене приперли и давай меня пытать - мол, куда пойдешь учиться. Вот так уже третий год учусь на Журфаке.

Есть у меня еще друг - в одиннадцатом классе учится. Так вот он тоже не знает, в какую сферу свою линию жизни пустить. Говорит, что думать будет, когда "единоросский" экзамен сдаст.
А теперь у школ еще одна проблема - карантины. Приехал в родной город, хотел в школу зайти в гости, а там - карантин. Списываюсь с подругой по социальной сети - она в небольшом городке в институте учится. Говорит, что у них там все школы на карантин закрыли. Вечером на Яндекс выхожу (почту проверить) и натыкаюсь: "Карантин в московских школах продлили до 8 февраля".
Такое чувство, что с российскими школами все борются: и правительство, и природа, и даже сами учителя и школьники. Вот только ни у тех, ни у других ничего выходит. Кризис, господа!..



//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение