«Миша говорит Вершбоу…»

Как Михаил Саакашвили пытался манипулировать США

Из этой депеши, затрагивающей широкий спектр американо-грузинских отношений, видно, как Саакашвили пытается манипулировать союзниками в своих целях – например, по вопросам расширения НАТО или политики США в отношении Лукашенко.

поделиться:
16 февраля 2011
размер текста: aaa

Перевод

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО РАЗДЕЛ 01 ИЗ 03 ТБИЛИСИ 001965 SIPDIS E.O. 12958: ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТЬ: 10/26/2019 ТЭГИ: MARP, MASS, RS, UP, BO, GG ТЕМА: МИША ГОВОРИТ ЗАММИНИСТРУ ВЕРШБОУ: ГРУЗИЯ СТРЕМИТСЯ К ПРОЦЕССУ МИРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕФОРМЕ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ Засекречено: посол Джон Р. Басс на основании 1.4 (b) и (d).

1 (С) КРАТКИЙ ОБЗОР. Президент Саакашвили заверил находившегося с визитом в Грузии заместителя министра обороны по вопросам международной безопасности Александра Вершбоу в том, что Грузия понимает невозможность военного разрешения конфликтов, а также то, что только развитие демократических процессов и экономических реформ в Грузии сможет в долгосрочной перспективе привлечь обратно сепаратистские регионы Абхазии и Южной Осетии. Вершбоу убеждал Грузию не останавливать процесса реформ, которые со временем приведут ее к членству в НАТО. Саакашвили считает, что Россия не будет играть положительную роль в деле открытия границ на Южном Кавказе, а также, что Россия будет препятствовать развитию отношений между Турцией и Арменией и разрешению конфликта в Нагорном Карабахе. Саакашвили признает, что Грузия не готова реализовать потенциальные возможности США, но нуждается в углубленном содействии в сферах обороны и безопасности. Саакашвили заверил Вершбоу в том, что Грузия не будет чинить препятствия для плана действий по подготовке к членству для Черногории, и заявил, что Россия намеревается оказывать давление на Украину с целью перехода последней на позиции Кремля. Саакашвили выразил надежду на то, что США найдут стимулы для Беларуси, которые позволят воспрепятствовать официальному признанию ею Абхазии и Южной Осетии. КОНЕЦ КРАТКОГО ОБЗОРА.

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СОДЕЙСТВИЕ США

2 (С) Замминистра Вершбоу сказал Саакашвили в ходе встречи 19 октября о том, что учреждение Рабочей Группы по Безопасности демонстрирует степень озабоченности США вопросами безопасности Грузии. Целью США являлось предотвращение повторения прошлогоднего конфликта между Грузией и Россией. Существовала необходимость создать пространство для реформы грузинского политического и экономического секторов, а также сферы безопасности. США продолжат поддерживать грузинскую реформу и профессионализацию оборонного сектора с использованием подхода «шаг за шагом». Позиция США основывается на принципе легитимности права Грузии на самозащиту, при этом США не считают себя связанными какими-либо ограничениями на поставку вооружений. Одновременно с этим Грузия находится под микроскопом не только в России, но и на Западе, поэтому в наших общих интересах двигаться вперед с осторожностью. Замминистра Вершбоу подчеркнул, что безопасность Грузии является критически важным компонентом в деле прогресса демократических реформ. США ожидают от Москвы критики в отношении любых форм сотрудничества с Грузией в сфере обороны и готовы иметь дело с такой критикой. По этой причине координация между США и Грузией в сфере информации представляется крайне важной, так как необходимо не дать России возможности эксплуатировать аспект грузино-американского сотрудничества в своих интересах.

3 (С) Саакашвили поблагодарил Вершбоу за однозначные сигналы об американской поддержке, так как сотрудничество в сфере безопасности является ключевым аспектом для выживания Грузии. Визиты официальных лиц США и знаки поддержки в виде учений и визитов кораблей имеют такой побочный эффект, как спокойствие бизнес-сообщества, основывающегося на американском присутствии. Объем инвестиций растет в условиях осознания факта того, что Грузия не изолирована. Саакашвили заверил Вершбоу в том, что Грузия больше не предоставит России повода для нападения. Говоря это, Саакашвили сделал упор на временной фактор, так как Грузии нуждается в средствах сдерживания. Если Россия почувствует, что нападение на Грузию будет делом несложным, вероятность такого нападения возрастет. Саакашвили также заявил Вершбоу, что он лично не согласен с позицией бывшего Госсекретаря Райс, которая в 2008 году была против продажи Грузии переносных зенитно-ракетных комплексов (Саакашвили сообщил, что Польша проигнорировала запреты в 2008 (Саакашвили сообщил, что Польша проигнорировала позицию США в отношении таких поставок). Вершбоу напомнил Саакашвили о том, что даже в условиях расширенных возможностей Грузия должна исповедовать реализм в том, что ей не по силам победа над Россией. Вершбоу попросил Саакашвили еще раз подтвердить грузинскую позицию о невозможности военного решения конфликтов – Саакашвили это с готовностью признал, отметив, что важна каждая минута дополнительной отсрочки российского вторжения, так как только международное вмешательство предотвратило вход русских танков в Тбилиси.

4 (С) Саакашвили согласился с тем, что Грузия не готова реализовать предоставляемые США возможности, заметив «мы не готовы, и мы знаем это». Он, однако, подчеркнул, что процесс (восстановления) оборонной мощи должен когда-нибудь начаться, а Грузия имеет право представлять себе временные рамки, о которых идет речь. Грузия признала необходимость многолетнего процесса реформ оборонной сферы. Саакашвили подчеркнул, что партнеры Грузии соизмеряют объем своей помощи в оборонной сфере с действиями США, либо с отсутствием таковых. Вершбоу еще раз подчеркнул необходимость фазового подхода к реформе оборонной сферы, который потребует от Грузии постепенности в своих действиях, что будет способствовать снижению уровня озабоченности. Расширенное содействие будет сопровождаться процессом обучения, тренировок и улучшенного профессионального менеджмента. ТБИЛИСИ 00001965 002 ИЗ 003 ASD Вершбоу подчеркнул, что поддержка реформ в сфере обороны и модернизации является процессом долгосрочным, связанным с долгосрочными обязательствами США.

5 (С) Саакашвили сказал Вершбоу, что на его взгляд российское вторжение 2008 года является прямым результатом признания независимости Косова со стороны Запада, а также стремлением его правительства к членству в НАТО. Главной целью России является восстановление Советского Союза. Вершбой ответил ему, что США не испытывают иллюзий в отношении намерений Путина, в связи с чем весьма важно тесно сотрудничать с целью выработки долгосрочных планов и стратегий. Заместитель министра иностранных дел Гига Бокерия сказал, что грузинское правительство находится в процессе выработки стратегии в отношении сепаратистских регионов, которая обозначит позитивные подходы к воссоединению людей в будущем. На прямой вопрос о том, проявит ли Грузия гибкость в вопросах формальностей, чтобы создать абхазам возможность для обучения на Западе вместо России, Бокерия согласился с тем, что необходимость работы с людьми из сепаратистских регионов существует, а Грузия разрабатывает свою политику по этим вопросам.

СТРЕМЛЕНИЕ В НАТО

6 (С) Саакашвили сообщил Вершбоу, что план ППДЧ для Черногории не является проблемой для Грузии, но будет иметь катастрофические последствия для Украины. Заместитель премьер-министра Георгий Барамидзе посоветовал альянсу со всей возможной тщательностью подойти к составлению заявления на этот счет с целью демонстрации уникальности пути каждой из стран к членству в альянсе.

РАЗВИТИЕ ОБСТАНОВКИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

7 (С) Саакашвили поделился своим мнением о том, что открытие границ на Южном Кавказе – в особенности между Арменией и Турцией, а также возможный прогресс в проблеме Нагорного Карабаха – противоречит интересам России. Россия является противником каких-либо компромиссов и предпочитает, чтобы на Южном Кавказе сохранялись противоречия, а границы были бы закрыты. Саакашвили сказал, что по его мнению Россия ожидает, что США отойдут в сторону, а Россия продолжит жонглировать региональными проблемами, которые являются чувствительными для США: Иран, Турция и Грузия. Бокерия заметил, что назначение бывшего посла в Грузии Вячеслава Коваленко на должность посла России в Армении, стяжавшего в Москве репутацию «педанта», не останется не понятым в Ереване.

ОЗАБОЧЕННОСТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ КАСКАДОМ ПРИЗНАНИЙ

8 (С) Саакашвили выразил особую озабоченность в отношении потенциального признания Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии. Саакашвили подчеркнул, что позиции Лукашенко и Путина существенно расходятся, и попросил США «предложить морковку» Беларуси с целью воспрепятствовать такому признанию. Основной мотивацией для Лукашенко – сказал он – являются деньги, а российское правительство предлагает компенсацию. Саакашвили предположил, что любое предложение со стороны Запада и, в особенности предложение программы военного обучения и образования (IMET) со стороны США, сможет повлиять на процесс принятия решения в Минске. Беларусь внимательно отслеживает действия США, и последний визит вице-президента Байдена в Восточную Европу стал причиной задержки с решением о признании. Беларусь ищет альтернативу кремлю, а Лукашенко нуждается в ком-либо, кто «покажет ему дорогу» к реформам. Замминистра Вершбоу выразил сомнение в заинтересованности Лукашенко в реформах, но заместитель министра иностранных дел Гига Бокерия заметил, что Лукашенко вполне осознает, что в долгосрочной перспективе он ничего не выиграет, если Россия усилит свой контроль. Саакашвили проинформировал о том, что Беларусь обратилась с запросом о приезде в Тбилиси ее экспертов с целью изучения действий России в ходе войны 2008 года и анализа спорных аспектов таких действий, чтобы сделать надлежащие выводы. Грузия согласилась принять экспертов.

9 (С) По вопросу признания (независимости Абхазии и Южной Осетии) другими странами (преимущественно из Центральной и Латинской Америки Вершбоу заверил президента Саакашвили в том, что США продолжат поддерживать территориальную целостность Грузии и будут препятствовать процессу признаний со стороны других стран. Вершбоу также отметил, что в большинстве стран, рассматривающих вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии, США не располагают большими возможностями для влияния на их политику.

10 (С) Замминстра Вершбоу предложил президенту Грузии «креативно поразмыслить» о площадках, где будут проходить дискуссии по вопросам безопасности. Дискуссии в рамках Договора об обычных вооружениях в Европе (CFE) и обсуждение предложений Медведева о Европейской Безопасности могут быть развернуты в направлениях, которые будут выгодны Западу.

ТБИЛИСИ 00001965 003 ИЗ 003 УКРАИНА – СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ПУТИНА?

11 (С) Саакашвили неустанно подчеркивал, что после вторжения в Грузию в 2008 году он ожидал от России интервенции в Крыму. Он предсказал, что Россия будет нагнетать напряженность на полуострове, а затем сделает Януковичу (предположительно следующему президенту) щедрое предложение о помощи в решении проблемы. Саакашвили заявил, что Путин собирается и дальше оказывать давление на Украину и Грузию, чтобы преподать урок прочим странам на постсоветском пространстве.

12 (U) Данное сообщение было согласовано с заместителем министра обороны Вершбоу. БАСС

 

Оригинал

C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 03 TBILISI 001965 SIPDIS E.O. 12958: DECL: 10/26/2019 TAGS: MARR, MASS, PREL, RS, UP, BO, GG SUBJECT: GEORGIA: MISHA TELLS ASD VERSHBOW GEORGIA IS COMMITTED TO PEACEFUL INTEGRATION AND A LONG-TERM DEFENSE REFORM PROCESS Classified By: Ambassador John R. Bass for reasons. 1.4 (b) and (d).

1. (C) SUMMARY. President Saakashvili assured visiting Assistant Secretary of Defense for International Security Affairs Alexander Vershbow that Georgia understands there will be no military solution to the conflicts -- only Georgia's further progress on democratic and economic reform could re-attract the separatist regions of Abkhazia and South Ossetia in the long term. Vershbow urged Georgia to remain committed to the reform process which will lead Georgia eventually to NATO membership. Saakashvili predicted that Russia was unlikely to play a helpful role in opening borders in the South Caucasus and would work to prevent the development of relations between Turkey and Armenia and the resolution of the conflict in Nagorno-Karabakh. Saakashvili recognized that Georgia was not ready for U.S. capabilities, but required deepened defense and security assistance. Saakashvili assured Vershbow that Georgia would not stand in the way of MAP accession for Montenegro and asserted that Russia intends to keep pressure on Ukraine to fall in line with the Kremlin. Saakashvili hoped the United States would find incentives for Belarus not to recognize the independence of Abkhazia and South Ossetia. End Summary.

SECURITY CONCERNS AND U.S. ASSISTANCE

2. (C) ASD Vershbow told Saakashvili during a meeting on October 19 that the establishment of the Security Working Group showcased the importance the U.S. places on Georgia's security. The goal of the U.S. was to prevent a repeat of last year's conflict between Georgia and Russia. There was a need to create space for Georgia's political, economic and security sector reforms. The U.S. will continue to support Georgia's defense reform and professionalization in a step-by-step approach. The U.S. stands by the principle that Georgia has a legitimate right of self-defense and the U.S. will not recognize any arms embargo of Georgia. At the same time, Georgia was under a microscope -- not only in Moscow, but in the West -- and it was in our common interest to proceed carefully. ASD Vershbow emphasized the U.S. understands that Georgia's security is a critical component to progress on democratic reform. The U.S. expects Moscow to criticize any cooperation with Georgia on the security front and the U.S. is prep ared to deal with that criticism. For this reason, it is imperative that the U.S. and Georgia coordinate messaging, as there is a need to avoid Russia exploiting U.S.-Georgia cooperation.

3. (C) Saakashvili thanked ASD Vershbow for strong signs of U.S. support, as security cooperation is crucial for Georgia's survival. U.S. visits and signs of support, such as exercises and ship visits have second-order effect, as the business community is calmed by U.S. presence. Investment grows when there is perception that Georgia is not isolated. Saakashvili assured ASD Vershbow that Georgia will not give Russia a pretext for an attack. That said, Saakashvili stressed that time matters, as Georgia needed a deterrent. If Russia believed it will be easy to attack Georgia, the possibility of such an attack will increase. Saakashvili told ASD Vershbow that he personally had disagreed with former Secretary of State Rice's position opposing MANPADS sales to Georgia in 2008 (Saakashvili stated Poland ignored Qsales to Georgia in 2008 (Saakashvili stated Poland ignored U.S. opposition to the sale). ASD Vershbow reminded Saakashvili that even with added capabilities, Georgia needed to be realistic as it could never defeat Russia. ASD Vershbow asked Saakashvili to r econfirm Georgia's position that there is no military solution to the conflicts -- Saakashvili readily agreed but asserted that that every minute of dela of Russia's invasion mattered because only international intervention had prevented Russian tanks from rolling into Tbilisi.

4. (C) Saakashvili admitted that Georgia was not ready for U.S. capabilities, noting "we are not ready, we know this." He stressed, however, that the process of defense capabilities needed to start somewhere and Georgia had a right to understand the timelines involved. Georgia agreed on the need for a multi-year long-term defense reform process. Saakashvili highlighted that Georgia's partners calibrated their own defense assistance on U.S. action, or lack thereof. ASD Vershbow reiterated the need for a phased approach to defense reform, which will require Georgia to move in a step-by-step manner that ameliorates concerns. Deepened assistance will be enhanced by a process of education, training and improved professional management. TBILISI 00001965 002 OF 003 ASD Vershbow emphasized that support for defense reform and modernization is a long-term process and a long-term commitment by the U.S.

5. (C) Saakashvili told the ASD that he viewed Russia's invasion in 2008 as a direct result of the West's recognition of Kosovo and his own government's pursuit of NATO membership. Russia's fundamental intent was to reconstitute the former Soviet Union. Vershbow told him that the U.S. has no illusions about Putin's intentions -- therefore, it was critical that we work closely together to develop long-term plans and strategies. Deputy FM Giga Bokeria said that the Georgian government was in the process of developing a strategy for the separatist regions that would emphasize positive investments for bringing people together in the future. When asked directly if the Georgian side would be flexible about travel arrangements for Abkhazians to permit them to study in the West rather than Russia, Bokeria acknowledged the need to engage the people of the separatist regions and Georgia was working on a policy.

NATO ASPIRATIONS

6. (C) Saakashvili told ASD Vershbow that MAP accession for Montenegro would not be a problem for Georgia but it would have disastrous effects in Ukraine. Deputy Prime Minister Giorgi Baramidze urged the Alliance to craft a statement carefully in order to emphasize each country's unique path to membership.

REGIONAL DEVELOPMENTS IN THE SOUTH CAUCASUS

7. (C) Saakashvili asserted that the opening of borders in the South Caucasus -- specifically between Armenia and Turkey and any future progress on Nagorno-Karabakh -- was counter to Russia's interests. Russia did not want to be part of any solution and preferred to keep the South Caucasus dissonant and the region's borders closed. Saakashvili said he believes Russia is counting on the U.S. to back away while Russia juggles the regional issues that matter most to the U.S.: Iran, Turkey and Georgia. Bokeria noted the appointment of former Russian Ambassador to Georgia Vyacheslav Kovalenko to be Russia's new Ambassador to Armenia, recalling his reputation as a "disciplinarian" from Moscow would not go unrecognized in Yerevan.

CONCERN ABOUT POTENTIAL "CASCADE" OF RECOGNITIONS

8. (C) Saakashvili expressed specific concerns about whether Belarus would recognize the independence of Abkhazia and South Ossetia. Saakashvili stressed that Lukashenko and Putin disagree significantly and urged the U.S. to offer carrots to Belarus to prevent recognition. He argued that Lukashenko was motivated primarily by money -- and that the Russian government was promising a payoff. Saakashvili suggested that any offer from the West -- and, in particular IMET from the U.S. -- could impact decision-making in Minsk. Belarus was sensitive to U.S. moves, as the recent Vice President Biden visit to Eastern Europe had delayed recognition. Belarus wants an alternative to the Kremlin and Lukashenko needs someone to "show him the way" to reform. ASD Vershbow questioned Lukashenko's interest in reform, with Deputy FM Giga Bokeria interjecting that Lukashenko understands there would be no long-term gain for Belarus if Russia strengthened its control. Saakashvili noted that Belarus has asked to send experts to Tbilisi to review Russian actions during the 2008 war in order to analyze QRussian actions during the 2008 war in order to analyze Russia's action and draw necessary lessons learned. Georgia had agreed to the request.

9. (C) On the question of recognitions by other countries, mostly in Central and Latin America, ASD Vershbow assured President Saakashvili that the United States would continue to support the territorial integrity of Georgia and discourage recognition. ASD Vershbow urged the Georgians to understand that in many of the countries considering recognition, the United States had limited ability to influence their policies.

10. (C) ASD Vershbow urged the Georgian president to think creatively about venues for discussions on security issues. CFE discussions and talks on Medvedev's proposals on European Security could be turned into areas of discussion that benefitted Western interests.

TBILISI 00001965 003 OF 003 UKRAINE - NEXT ON PUTIN'S TO DO LIST?

11. (C) Saakashvili stressed repeatedly that he expected Russia to follow its 2008 invasion of Georgia with intervention in Crimea. He predicted that Russia would incite tension in the peninsula and then make a generous offer to Yanukovych (presumed as the next president) to help solve the problem. Saakashvili said that Putin wants to keep the pressure on Ukraine and Georgia as a lesson and a warning to others in the former Soviet Union.

12. (U) This message was cleared by Assistant Secretary of Defense Vershbow. BASS

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение