--

Кино говорит

Современный кинематограф пытается изъясняться на языке миллионов
Материалы по теме

27 февраля в Лос-Анджелесе объявили лауреатов премии «Оскар». В главных номинациях победила мелодрама «Король говорит». Ее триумф напомнил о том, что «Оскар» — не только самая влиятельная, но и самая консервативная кинопремия мира: для нее нет ничего важнее спокойствия и стабильности.

Евгений Гусятинский
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

1 марта 2011, №08 (186)
размер текста: aaa

Нынешняя победа беззубого «Короля» кажется расплатой за смелость, проявленную в прошлом году. Тогда киноакадемики столкнули в финальном поединке «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу — драму о смерти, снятую в стиле прямого репортажа из горячей точки, и «Аватара» Джеймса Кэмерона — кассового рекордсмена и «первого фильма XXI века». Эти картины представляли собой два полюса современного кино: гиперреализм, погружающий зрителя в гущу непридуманных событий, и ирреальный супертехнологичный мир, созданный из ничего с помощью новейших спецэффектов.

На этот раз диапазон не был столь широк. По количеству номинаций лидировали ленты, снятые в условном «классическом» стиле — спокойные, без наворотов и выкрутасов. И это тоже один из актуальных трендов кинематографа, переболевшего постмодернизмом и возвращающегося к простой и прозрачной форме. Но традиции традициям рознь.

«Социальная сеть» Дэвида Финчера (восемь номинаций и три утешительных награды) может сколько угодно напоминать о «Гражданине Кейне» и других американских историях успеха. Но во всех этих фильмах были драма и патетика, а у Финчера — полное отсутствие пафоса и завидная бесстрастность, с которой его герой Марк Цукерберг создает Facebook, зарабатывает миллионы, теряет их и просто живет. Именно эта бесстрастность, граничащая с равнодушием, превращает «Сеть» в идеальный фильм о современности — скучной и стерильной, в которой деньги делаются из воздуха и не обладают ни запахом, ни цветом, ни вкусом.

Благородная простота есть и в «Железной хватке» братьев Коэн (десять номинаций и вообще ни одной награды). Это ремейк одноименного вестерна сорока­двухлетней давности, снятый без какого-либо постмодернистского насилия над оригиналом. Коэнам удалось реанимировать эпический жанр, без которого не было бы американской мифологии, а вместе с ней и всего американского кино. Но при этом традиционализм их фильма имеет абсолютно коэновскую выделку и напоминает, что классика становится актуальной именно благодаря авторскому подходу, а не тиражированию.

А когда автор становится просто исполнителем, получаются фильмы вроде «Король говорит» Тома Хупера (двенадцать номинаций, награды за лучший фильм, режиссуру, мужскую роль и оригинальный сценарий). В нем есть историческая фактура и образцово-показательные актерские работы, а в основе лежит почти «соцреалистический» конфликт хорошего с лучшим — непростые отношения между заикающимся английским королем Георгом VI (Колин Ферт) и плебсом в лице его логопеда-самоучки, плавно перерастающие в дружбу до гроба.

С точки зрения киноискусства «Король говорит» — образец чистописания и грамотности на уровне школьных прописей. Это та самая правильная речь без запинок и какого-либо авторского интонирования, которой пытается овладеть герой Колина Ферта, чтобы миллионы его подданных нако­нец-то поняли, что он говорит. Вероятно, именно этим современное кино и собирается заняться дальше — научиться говорить как можно проще, чище и понятнее.

Фильмы-рекордсмены «Оскара-2011»

Номинации «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая мужская роль» (Колин Ферт):

1. «Король говорит», режиссер Том Хупер

Историческая мелодрама о герцоге Йоркском Альберте, который взошел на британский престол в 1936 году. Альберт с детства страдал заиканием и не мог выступать на публике — справиться с этой проблемой ему помог австралийский логопед.
 

 

 

 

Номинации «Лучшая операторская работа», «Лучший звуковой монтаж», «Лучший звук», «Лучшие визуальные эффекты»:

2. «Начало», режиссер Кристофер Нолан

Фантастический блокбастер о команде промышленных шпионов, способных во время сна проникать в подсознание людей, красть оттуда их идеи и внедрять туда чужие.

 

 

 

 


Номинации «Лучший монтаж», «Лучшая музыка», «Лучший адаптированный сценарий»:

3. «Социальная сеть», режиссер Дэвид Финчер

История Марка Цукерберга — основателя сети Facebook и одного из самых молодых миллиардеров в истории, который то ли сам придумал способ объединить людей в интернете, то ли все-таки украл эту идею у своих товарищей по кампусу.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение