--

Очень маленькая вера

Почему второго Крещения Руси нет и не будет

«Пусть все чураются меня, как прокаженного, гниющего во плоти. Да лишусь я свободы движений, как калека без рук и ног. Лиши меня разума, как человека с опухолью в голове. Тело мое покрой язвами, подари мне жизнь постыдную. Пусть никто не молится обо мне, и только Господь по доброте своей сжалится надо мной». Это молитва гордыни. Ее произносит главный герой фильма «Жажда», молодой священник, которому надоело изо дня в день врачевать человеческие души в хосписе, и он сбегает в лабораторию по изучению смертельной болезни, чтобы спасти сразу все человечество. Вирус мутирует в его организме и делает вчерашнего пастыря вампиром. С каждым днем он все дальше от Христа и все ближе к погибели. Этот фильм, несмотря на все примочки дешевого хоррора, глубоко христианский по смыслу. И в сущности, он о том, что сейчас происходит с Русской православной церковью.

5 апреля 2011, №13 (191)
размер текста: aaa

Камень отца Павла

В епархии Белгородской и Старооскольской меньше всего ожидаешь обнаружить клуб поклонников творчества корейского режиссера Пак Чхан Ука, над фильмами которого рыдает Квентин Тарантино. В общественном сознании Белгород — это такой наш внутренний Тегеран, территория «диктатуры православия». Если верить либеральной прессе, здесь запрещают День святого Валентина, сюда не пускают Борю Моисеева, в местных школах уже десять лет детей пытают основами православной культуры, и вообще, светская власть тут давно слилась с церковной и весь регион живет по нормам «концепции духовной безопасности».

— Отец Павел, как же так? — спросил я у одного из поклонников Пак Чхан Ука, когда посмотрел его «Жажду» и «Олдбоя». — Там ведь кровь рекой, там беспорядочные половые отношения, там такие натуралистические подробности, что смотреть можно только на голодный желудок.

— Это все лишь средства выражения, а суть у этих фильмов абсолютно христианская, — ответил отец Павел. — Например, «Олдбой» — это притча о том, что жизнь, прожитая ради мести, ничем не отличается от жизни в полном и бессмысленном заточении. А «Жажда» лишь иллюстрирует слова преподобного Исаака Сирина о том, что грешник похож на пса, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.

Протоиерей Павел Вейнгольд, настоятель Смоленского собора, снаружи и изнутри похож на Санчо Пансу: габариты внушительные, стиль жизни гиперактивный, темперамент резко континентальный. Он ездит на внедорожнике «Хундай», он вообще поклонник всего южнокорейского, и прежде всего новейшей истории этой страны. Для него она — пример того, как кроткий духом народ воспринял христианскую веру и благодаря этому выбился из стран тридцать третьего мира в число крупнейших экономик планеты. Тезис о том, что Белгородчина уверенно идет по пути Южнокорейщины, я потом не раз и не два слышал от местных церковных и светских чиновников.

По степени продвинутости среди белгородского духовенства отец Павел не исключение, он, скорее, из отстающих. Если в епархиальном управлении всем растрепать бороды, надеть джинсы и майки, а со стен убрать иконы, то это учреждение вполне можно будет спутать с логовом каких-нибудь умеренных неформалов. И уж меньше всего на фанатика-клерикала похож сам архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн — бывший рокер и человек с чувством глубокой самоиронии.

— Когда меня сюда назначили, здесь был край непуганых коммунистических оленей, столица «красного пояса», — рассказывает он. — На человека в рясе тут смотрели как на врага народа. Особенно свирепствовал Николай Иванович Пономарев, очень уважаемый человек, ветеран войны, артиллерист. Кто бы мог подумать, что именно с него и начнется воцерковление региона!

Пономарев попал в православные сети после того, как однажды на митинге 9 Мая сошелся с владыкой Иоанном на публичном диспуте. В ходе дебатов выяснилось, что "епископ" тоже служил артиллеристом, более того, знает тактико-технические характеристики всех орудий советской армии. После этого Николай Иванович владыку зауважал, а через несколько лет пришел креститься сам и всей своей родне скомандовал: «Делай как я!».

Траектория духовной эволюции артиллериста Пономарева для здешних мест типична, местные антиклерикалы сравнивают ее с метадоновой терапией: раз уж коммунизм недостижим, лучше пересесть на православие, чем остаться в ценностном вакууме.

— Люди просто чувствовали, что у них украли что-то очень важное, и они себе это важное вернули, — по-своему объясняет первый замгубернатора Олег Полухин, человек, чья подпись стоит под документом «Мероприятия по обеспечению духовной безопасности на 2010 год». — Это ничего, что отняли у них коммунистические идеи, а вернули они себе евангельские заповеди. Отличий на самом деле не так уж и много.

Олег Полухин когда-то был делегатом XХVIII съезда КПСС и видел изнутри, как рушится огромная империя. Он считает, что началась эта катастрофа именно с идеологического краха и нравственного разложения элиты. Свои соображения о том, как не допустить нового разложения и краха, он изложил в своей докторской диссертации «Идея и опыт государственности в России», которую писал долгих десять лет: начинал убежденным коммунистом, а закончил - искренним православным.

— Именно церковь делает из населения народ, а из разрозненных администраторов — государство, — считает Олег Полухин. — Симфонию этих двух ветвей власти мы и пытаемся построить в отдельно взятом регионе.

У самих жителей Белгородчины к этой «симфонии» уже выработался стойкий философский иммунитет. За исключением небольшого количества искренне верующих и истово неверующих, людям на самом деле по барабану. Общественный компромисс на эту тему достигнут благодаря тому, что с появлением во властных кабинетах икон и лампад регион действительно преобразился: улицы стали чище, уровень преступности ниже, экономика резвее. И хотя коррупция и «семейный подряд» никуда не делись, все же некоторые понятия о совести у местной номенклатуры появились. Поэтому в общественном сознании утвердилась мысль: чем бы власть ни тешилась, лишь бы сосульки на голову не падали. Тем более что «зверства» по линии духовной безопасности в федеральных СМИ сильно преувеличены: на самом деле всевозможные православные меры и контрмеры принимаются исключительно в госучреждениях.

Но есть одна серьезная проблема: в число этих учреждений входят многочисленные местные вузы. Как следствие, в Белгороде резко антиклерикально настроена большая часть молодежи, и чем дальше, тем резче. Контрправославие само по себе стало у них чем-то вроде «символа веры». Эпицентр таких настроений — Кулек, то есть Институт культуры, которому от православных щедрот достается больше всего.

— Я еще только на втором курсе учусь, а меня уже достали! Все, что не вписывается в концепцию «духовной безопасности», режется. В студенческом театре приходится играть только совок. Были случаи, когда на церковные службы гоняли силком, не пришел — пиши объяснительную. Почему мы должны все это терпеть, мы же не в епархиальное училище поступали?!

Я сижу в шумной компании молодых людей, они, перебивая друг друга, выговариваются на тему «опиума для народа». Многие познакомились через сеть «ВКонтакте», где недавно появилось специальное сообщество «Против духовной безопасности», и народу в нем уже больше, чем в местном кафедральном соборе на Пасху.

— В БГУ на социально-теологическом факультете та же история. Многие туда поступают с симпатией к церкви, но потом бегут ко мне на йогу и говорят, что теперь даже колокольного звона слышать не могут.

— А у нас в районе храм построили во имя новомучеников белгородских. Деньги на него трясли с бюджетников и предпринимателей. Теперь все шутят: «Новомученики белгородские — это мы, что ли?»

Вечером того же дня отец Павел Вейнгольд в очередной раз сразил меня своей мудростью. Он нашел потрясающе точный ответ на классический вопрос советских атеистических пропагандистов: «Если Бог всемогущ, может ли он создать такой тяжелый камень, который сам не сможет поднять?» «Бог уже создал такой камень, — выпрыгивает из ловушки отец Павел. — Этот камень — человек. Поднять его не под силу даже Богу, если сам человек не хочет этого».

И вот чем больше я слушаю «злых» студентов, тем больше не понимаю, зачем их добрые оппоненты заставляют Бога тягать неподъемные камни. Они же тысячу раз слышали, что «невольник — не богомольник». Им же объясняли в семинариях, что Бог наделил человека свободной волей, без которой нет добродетели. Они прекрасно понимают, что христианство, в отличие от коммунизма, можно растить только в себе самом. И возникает ощущение какой-то жуткой духовной небезопасности оттого, что все эти люди из епархии и областной администрации, сами уверовав в Бога абсолютно естественным путем, теперь почему-то изо всех сил стараются воцерковить окружающих путем неестественным.
 

Кто такая Волочкова?

Злость и скепсис белгородских студентов не получается назвать явлением исключительно местным или возрастным. Социологи, эксперты, да и сами священнослужители отмечают в последнее время повсеместный рост антиклерикальных настроений. Такое ощущение, будто какая-то невидимая сила наклонила социальную плоскость: симпатизирующие церкви люди скатываются к равнодушию, равнодушные — к ненависти, а ненавидящие — к радикализму.

С момента интронизации патриарха Кирилла основной тезис его выступлений — Русская православная церковь прошла этап строительства и восстановления, теперь наступает период всеобщего воцерковления, второго Крещения Руси. Звучит красиво. Вот только реальность эти ожидания жестоко обламывает: с каждым годом у патриархии все меньше взаимопонимания не только с обществом, но даже с собственным духовенством.

В процессе подготовки этого репортажа мы побывали в семи городах страны, и почти везде наши встречи со священнослужителями и активными мирянами принимали вид тайных диссидентских посиделок на кухнях-трапезных. Речь не о какой-то внутрицерковной оппозиции — мы общались с людьми вполне системными, большинство из них на выборах патриарха поддерживало Кирилла. Сегодня они исполнены в лучшем случае фатализма, в худшем — тревожного пессимизма. И еще: эти люди абсолютно уверены, что конфиденциальная беседа с журналистом — единственный способ донести до высшего руководства правду, не попав под репрессии.

Одна из бесед началась так:

— А вы не знаете случайно, кто такая Волочкова?

— Ну, есть такая… медиабалерина.

— Говорят, она недавно по телевизору сказала, что Русская православная церковь — это лицемерная и коррумпированная организация.

— Возможно. А что?

— А то, что я с ней абсолютно согласен. Еще немного — и спастись в миру будет проще, чем в монастыре. Монахи искушаются самодурством архиереев, архиереи — своей неограниченной властью, священники — необходимостью выстраивать слишком неформальные отношения с бизнесом и чиновниками. Все это было и раньше, но тогда у церкви были тактические задачи: надо было строиться, восстанавливаться — и можно было пойти на временные компромиссы. Теперь же мы хотим воцерковлять Россию, а такие дела делаются только по логике сердца и без всяких компромиссов. Теперь церкви нужны не исполнители, а настоящие духовные авторитеты — такие, какими были отец Иоанн Кронштадтский или святитель Николай Сербский. А где их взять при таком внутрицерковном устройстве?

— Когда пришел новый патриарх, нам казалось: вот сейчас что-то изменится, у церкви откроется второе дыхание, — продолжают мысль в монастырской трапезной на другом конце страны. — Но прошло два года, и большинство надежд развеялось. Образ действий святейшего стал более-менее понятен. У него сильный крен в великие дела, в этом смысле он похож на Путина: вот Мюнхенскую речь произнести — это да, а грамотно реформировать лесную отрасль — дело десятое. И логика дальнейших действий святейшего становится вполне предсказуемой: если невозможно прославить себя по совокупности малых заслуг, значит, придется постоянно повышать планку амбиций по спасению отечества и человечества — продавливать введение армейских священников, собирать Всеправославный собор, встречаться с папой римским. А что в это время происходит в сердцах человеческих, уже неважно. Кстати, с капелланами очень характерная история вышла. Вот продавили в Минобороны этот институт — и что? Служить за одну зарплату в армии никто не хочет, сейчас эта затея с треском провалится, и это будет первый очень серьезный звоночек.

— Мы заигрались в медиаигры, в «православный реванш», в спасение России, — это уже мирянин, очень уважаемый в одной из южных епархий. — Даже термин такой появился — «медиастарчество». Громкие заявления, шашни с рокерами и байкерами, конечно, могут кого-то очаровать, но это будут незрелые плоды, долго такие люди в церкви не задержатся. Реальное миссионерство — это не карусель, которую можно включить, а самому рядом постоять. Это прежде всего духовный труд над собой. Слова назидают, а примеры влекут. Я вообще не знаю, как вы будете писать обо всем этом: то, что мы хотим донести до патриархии, — это абсолютно банальные евангельские истины, а кто про них будет читать?

— Мне сегодняшнее положение церкви напоминает СССР 80-х годов, — подхватывает его духовник. — Страна изверилась, а наверху говорят о «мировой революции». Из церкви сегодня идет мощный отток верующих, которые обманулись в своих ожиданиях. В нашей семинарии количество желающих поступать уменьшилось вдвое. В монастырях раньше было по двадцать постригов в год, сегодня — единицы. Уже встает вопрос о «замораживании» некоторых обителей — в них просто некому служить. Помните, в позапрошлом году в Москве проходил крестный ход в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия? Церковь организовывала его своими силами, и пришли порядка трех тысяч человек. Это был шок, никто не ожидал, что будет так мало. Тогда на следующий год к организации мероприятия подключились власти, сбором народа занимались префектуры, и на крестный ход пришли пятьдесят тысяч. Но те, кто пришел сам, по-настоящему, были в ужасе: они словно на советскую демонстрацию 7 ноября попали. Собственно, почему наши иерархи все плотнее сближаются с властью? Их тоже можно понять: им просто не на кого больше опираться, вот и приходится хвататься за административный ресурс. Вытянуть из этого падения церковь могут лишь реальные духовные лидеры, но, чтобы они появились, нужно перестраивать систему в их пользу.

На самом деле перестройка системы в последнее время происходит, и очень активная, но пока заметна ставка лишь на бюрократические методы управления. За последний год количество всевозможных запросов, анкет и отчетов увеличилось настолько, что настоятелям церквей приходится нанимать специальных людей для бумажной работы. Дело доходит до абсурда. В некоторых епархиях от священников требуют отчеты о количестве участников крестных ходов, фотографии окрещенных и отпетых. А в церковном лексиконе появилось новое слово — «алиби».

— Посмотрите, мне тут на днях снова анкету из Москвы прислали, — секретарь одной из епархий отчаянно улыбается. — Там спрашивается: «Какова мера эффективности вашей работы по профилактике алкоголизма?» Вот что я должен тут написать? Десять бросили, тридцать спились?

В одном ряду с бумажным цунами — новый приходской устав, который свел к минимуму роль самой общины; введение при каждом храме штатных должностей социального работника, миссионера и катехизатора; а также пересмотр финансовых взаимоотношений в пользу патриархии, что уже спровоцировало бегство капитала из церковного оборота во всевозможные благотворительные фонды доверенных лиц. Одни называют эту реформу «путинизацией» церкви, другие считают, что патриарх выстраивает сис­тему по католическому образцу. Но в чем сошлись большинство наших собеседников, так это в том, что потерь от такой «перестройки» будет больше, чем приобретений.

— Это отчаянная попытка заменить административными механизмами нехватку личностей, — считает один из них, на этот раз из Сибири. — Да, у католиков схема управления гораздо более жесткая, чем у православных, но там эта жесткость мотивирована финансово, там очень многие священники фактически превратились в чиновников, которым платят и с которых требуют. Хорошо это или плохо — большой вопрос, но католики хотя бы могут достаточно долго продержаться на такой бюрократической волне: Ватикан очень богат. А Русская православная церковь, что бы о ней ни говорили, бедна. И поэтому она жива ровно до тех пор, пока в ней есть духовно сильные наставники и искренне верующие миряне. Таких людей до сих пор еще много, но новая система выстраивается против них. Эти попытки все заформализовать и закаруселить стремительно остужают духовенство, многие постепенно становятся функционерами. А к функционерам люди не потянутся, исчезнут благотворители, и в конце концов наша церковь деградирует не только духовно, но и экономически. Еще какое-то время она может продержаться как «министерство нравственности» при «Единой России», но в конце концов и ей перестанет быть нужна.

— И какой вы видите из этого выход?

— Нас спасет кризис. Я очень надеюсь, что Господь пошлет стране какое-нибудь серьезное испытание. Думаю, что в XXI веке его долго ждать не придется.
 

Функциональное христианство

В Московской патриархии атмосфера настолько противоположная, что в какой-то момент возникает иллюзия, что в России не одна, а две церкви. Тут царит оптимизм. Заряд бодрости в кабинетах такой мощный, что его излучают даже журналисты из «церковного пула». Здесь говорят: да, патриарх строит «вертикаль», и правильно делает, потому что многие епархии превратились в болото. В 90-е годы из-за кадрового голода было рукоположено много людей случайных, с тех пор они сделали карьеру, а теперь их загоняют в семинарии, понуждают повышать свой образовательный уровень — вот они и гундят. И ничего церковь с властью не сращивается, а даже наоборот — на харизматичного и энергичного патриарха уже косо смотрят в Кремле.

— А что касается антиклерикальных настроений, то их генерирует в основном узкая прослойка либеральной интеллигенции, которая у нас всегда была далека от простых людей, — говорит «медиастарец» Всеволод Чаплин. — Этим людям всегда очень нравились полуразрушенные храмы — именно потому, что они полуразрушенные. Они могут любить церковь лишь как маленького беззащитного котенка, которого можно погладить и пожалеть. Теперь же, когда церковь выросла и окрепла, эти люди никак не могут смириться, что мы открыты для всех, а не только для их единомышленников.

Если бы я сначала пришел в патриархию, а потом поехал по регионам, то поверил бы отцу Всеволоду на все сто. Но я же точно помню, что общался вовсе не с либеральной интеллигенцией. От этого парадокса атмосфера в патриархии все больше начинает напоминать кабинеты госменеджеров, которые точно знают, как модернизировать страну, и не чувствуют особой нужды советоваться на этот счет с самими модернизи­руемыми.

— Если ты реально активен, если ты понимаешь, что ты делаешь в своем приходе, то написать отчет несложно. Даже сфотографировать крещаемого — это не такой уж и великий труд.

Игумен Савва (Тутунов) — руководитель той самой контрольно-аналитической службы, которую на местах сначала иронично, а теперь уже и с раздражением называют «инквизицией». Ему всего 32 года, он окончил университет Orsay-Paris XI по специальности «высшая математика», десять лет назад пострижен в монахи, служил во Франции, при новом патриархе сделал стремительную карьеру. Про «серого кардинала РПЦ» за глаза даже в самой патриархии говорят, что это выставочный экземпляр новой генерации церковных функционеров: продвинутый технократ, лично преданный патриарху, гиперактивный, хорошо разбирающийся в методах управления. Некоторые добавляют: «Но плохо знает страну».

— Мы мониторим ситуацию в епархиях фактически в ежедневном режиме, — опровергает это мнение игумен Савва. — СМИ, отчеты с мест, интернет, регулярные звонки по телефону. Наша задача — выявлять сильные и слабые стороны управления, смотреть, как выполняются решения Синода, а если не выполняются, то почему. Каждый сотрудник нашей службы имеет географическую привязку по федеральному округу. Десять-пятнадцать командировок в год на человека — это уже норма. Такие поездки выполняют роль некоего перекрестного информационного опыления: мы рассказываем на местах, что видели в других епархиях, даем повод задуматься и что-то взять на вооружение.

— Ох… — стонут по этому поводу сами опыляемые в одной из епархий. — Приезжала к нам тут недавно такая комиссия, самому старшему 33 года. Люди с психологией опричников, абсолютно не представляющие себе реальной приходской жизни, но с удовольствием демонстрирующие свою власть. Из представителей епархии никого до конца не дослушали, а когда давали священникам практические советы, наши люди еле смех сдерживали.

— Отец Савва, а как вы думаете, возможно ли управлять не только административными, но и духовными процессами?

— Ожидать, что у нас каждый священник будет харизматичным лидером, похожим на апостола Павла, к сожалению, не приходится. А раз так, административные меры — это вполне нормальные инструменты управления, — отвечает игумен, и я начинаю понимать его логику и правду: если не хватает апостолов, приходится тиражировать администраторов.

— Но есть же, например, афонские традиции наставничества, когда юных послушников направляют к духовно зрелым отцам, рядом с которыми они укрепляются до тех пор, пока не будут готовы создать собственный очаг веры. У нас же часто вчерашнего семинариста забрасывают в какую-нибудь безнадежную глубинку, где он перегорает за полгода.

— Мы уже начинаем внедрять практику наставничества: все молодые священники в Москве давно проходят службу в храме Христа Спасителя, — отвечает игумен Савва, и я понимаю, что он меня просто не понял.

— Скажите, а какими вы видите свои задачи на самую дальнюю перспективу?

Этот дежурный вопрос почему-то ставит игумена Савву в тупик. Он долго думает, растерянно улыбается, ищет что-то в интернете и наконец признается, что о «самой дальней перспективе» пока не задумы­вался.

— То есть я мог бы, конечно, сказать что-то про спасение душ человеческих, а так…

Собственно, я и хотел сейчас услышать какую-нибудь «евангельскую банальщину, о которой никто не будет читать». Про спасение души, про ловцов человеков, про горчичное зерно. Только чтобы это было сказано всерьез, тихим голосом и с горящими глазами. Но я снова этого не услышал и теперь почти не сомневаюсь, что РПЦ — это все-таки не одна церковь, а две. И живут они в параллельных мирах, на самых разных уровнях, от рядового священства до высших иерархов. Первая — это собственно хрис­тианство, живое и настоящее, вторая — христианство функциональное, бодрое и мертвое. Функционал-хрис­тиане не похожи на тех, кто растворен в теле Христовом. Скорее они смотрят на него как хирург на пациента под наркозом. «Как нам обустроить церковь?» — такой вопрос в принципе не может задать христианин живой и настоящий. Он сформулирует его иначе: «Как моя вера обустроит меня самого?»

Сбивчивый ответ игумена Саввы очень характерен. Сегодня даже к собственной вере все больше людей относится как к некоему «проекту», и это мировая тенденция. На смену универсальной христианской лич­ности приходят тактики, для которых церковь — инструмент. Одни хотят ее модернизировать, другие — архаизировать, третьи — социализировать, но по сути это все тот же побег из хосписа в лабораторию по спасению человечества. Вирус десакрализации стремительно пожирает православие в России, делает его обык­новенной «социальной сетью», некоей формой организации в меру осмысленных или бессмысленных слов и действий. Такие «Единоверцы.ру». В контакте. Кстати, это почти буквальный перевод слова «религия». Только когда-то имелся в виду контакт с Богом, а теперь — друг с другом.
 

Сначала были люди

В городе Абакане вызываю такси «Ангел». Жду полчаса, но «Ангел» что-то не едет, приходится звонить в «Легион». Столица Хакасии не менее ухоженна, чем Белгород, хотя местные власти особой православностью не блещут. Впрочем, не исключено, что через несколько лет градус религиозной жизни здесь круто повысится, но не по белгородскому сценарию. Дело в том, что недавно сюда из Красноярской епархии был эвакуирован прото­иерей Геннадий Фаст — человек, которому, возможно, следовало бы родиться веков на восемнадцать раньше. Почему эвакуирован? Потому что недостаточно функционировал.

— Православных среди хакасов пока мало, но те, что есть, — очень интересное явление, — отец Геннадий улыбается улыбкой миссионера-естествоиспытателя. — По ним можно наблюдать, какими могли быть тюрки, если бы они стали христианами. Вот русский человек — он говорит одно, думает другое, делает третье, а получается у него четвертое. А когда говоришь о Христе с хакасом, приходится взвешивать каждое слово, потому что он сделает в точности как услышит. Скажешь ему: и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его — пойдет и вырвет.

Двадцать семь лет назад молодой отец Геннадий точно так же приглядывался к жителям города Енисейска. Успенский собор, в котором он стал настоятелем, был единственным действующим храмом на всем севере Красноярского края. Сегодня в Енисейском благочинии такая «православная инфраструктура», которой позавидовал бы любой крупный областной центр. Причем построена она не сверху, а снизу. Сначала были люди, которые воспламенялись верой от общения с отцом Геннадием. И только потом, по мере потребности, они находили возможности, чтобы строить храмы, монастыри, гимназии. Многие стали монахами и священниками и служат теперь от Португалии до Сахалина.

— Мы пытались его отстоять, — отец Алексий Зырянов, клирик Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске, говорит глядя в пол, но твердо, как «религиозник» на допросе в НКВД. — И письма писали, и на епархиальном собрании вопрос поднимали. Но церковная система так выстроена, что голос снизу имеет в ней второстепенное значение.

Согласившись общаться с журналистами в открытую, отец Алексий очень сильно рискует. В прошлом году в Красноярской епархии начались репрессии — сначала досталось самому енисейскому благочинному, потом взялись и за его духовных чад.

Говорить на тему своей размолвки с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием отец Геннадий Фаст отказался наотрез. Не захотели комментировать эту тему и в патриархии. Впрочем, недостатка в информации о прошлогоднем конфликте нет, он всколыхнул православную общественность по всей стране и стал своеобразным моментом истины. Многие ожидали, что на этот раз патриархия займет принципиальную позицию, но Москва пошла по пути номенклатурного компромисса, и после этого надежды на перемены у многих рухнули окончательно.

Следующим спасаться из Красноярской епархии пришлось протоиерею Андрею Юревичу, настоятелю Крестовоздвиженского собора в соседнем Лесосибирске. Ему удалось перевестись в Москву, но для отца Андрея это отнюдь не повышение. Он, вообще-то, коренной москвич, в начале восьмидесятых, будучи молодым архитектором, сознательно уехал в сибирскую глубинку — хотел реальных дел. В Лесосибирске стал сначала главным архитектором города, а потом — пастырем.

— Первые службы мы проводили в бывшем хлеву, — вспоминает один из его близких друзей. — И знаете что? Там царил настоящий дух Вифлеема, у меня до сих пор ком к горлу подкатывает, когда я вспоминаю эти службы.

Сегодня в небольшом Лесосибирске два огромных храма, две православные гимназии, братство трезвения, многолюдное сестричество и даже Музей современного христианского искусства.

Формально конфликт с архиепископом Антонием разгорелся из-за незначительных разногласий. Например, по вопросу о том, как крестить детей. В Енисейске и Лесосибирске давно практиковали обязательные огласительные беседы для самих крещаемых и их крестных. В благочинии отца Геннадия отказывались работать, как в бюро ритуальных услуг, и отправляли желающих креститься на бесплатные двухмесячные курсы. Такая практика опирается на опыт первых христиан, которые по степени своего воцерковления делились на «оглашенных» и «верных». Да и сейчас она применяется во многих московских храмах и практически по всей Свердловской области. Но у владыки Антония на этот счет другое мнение: в разгар конфликта он написал статью «Смотрите, како опасно ходите», в которой развил тезис о «генетической православности русского народа», которую факт крещения просто лишний раз подтверждает.

— На самом деле это стало скорее поводом, нежели причиной раздора, — считает источник, близкий к патриархии. — А по сути конфликт разгорелся из-за принципиальных разногласий о том, что первично — Христово или епископово, умная вера или функциональная, жизнь или форма. Владыка Антоний — искренний и по-своему ревностный человек, но его ревность о куполах и колоколах, а жатва Христова — дело десятое. И, к сожалению, для современного русского православия это скорее типичный образ архиерея, нежели исключение.

Отец Димитрий Харцыз, новый настоятель Крестовоз­движенского собора в Лесосибирске, молодой и бодрый, из бывших военных, говорит, что безмерно уважает своего предшественника, но послушание архиепископу выше поста и молитвы. Впрочем, пока он лишь вернул ценники в церковную лавку, а в остальном все оставил прежним, и главное — атмосферу. В храме постоянно люди, здесь множество детей, для которых открыты все двери, возле каждой иконы в рамочке молитва, чтобы ставить свечки осмысленно, а в притворе — «Отче наш» на китайском языке. Это для своих соотечественников написал китаец Михаил, которого отец Андрей обратил в православие. Вот только с тех пор, как тот уехал в Москву, ни одного китайца в храме не видели. Сможет ли их вернуть штатный миссионер или катехизатор? Сколько еще в Русской православной церкви таких людей, которые не убегут из хосписа спасать человечество? Долго ли они продержатся?

В Лесосибирском музее современного христианского искусства действительно искусство, действительно современное и действительно христианское. И библейские сюжеты в стиле супрематизма — это еще не самые смелые экспонаты. Но больше всего обжигает сознание картина «Бегство Лота», написанная в реалистической манере. На ней запечатлен момент, когда жена праведника Лота, ослушавшись Бога, обернулась, чтобы взглянуть на гибнущие Содом и Гоморру, и превратилась в соляной столп. Осторожно, это картина-ловушка! Потому что Лотова жена смотрит прямо на тебя — а значит, это ты гибнешь вместе с Содомом и Гоморрой.

В этом году у патриарха Кирилла запланирована поездка в Енисейск и Лесосибирск. Скорее всего, эту картину ему тоже покажут. 
 

См. также:

Зачем светскому человеку церковь. От редакции

Путем горчичного зерна. Дьякон Андрей Белоус — о церковном феодализме, менеджменте и миссионерстве

«Не надо придумывать легенды-страшилки». Полемика вокруг статьи Дмитрия Соколова-Митрича «Очень маленькая вера»

Антиклерикальные настроения в обществе: мнения экспертов. Дискуссия на сайте «Татьянин день»

О духовном и административном. Протоиерей Михаил Козлов – о статье Дмитрия Соколова-Митрича

Обсуждение статьи на форуме миссионерского портала диакона Андрея Кураева

Обсуждение статьи в блоге Дмитрия Соколова-Митрича

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Филин Игорь 22 октября 2011
"Олег Полухин когда-то был делегатом XХVIII съезда КПСС... Свои соображения о том, как не допустить нового разложения и краха, он изложил в своей докторской диссертации «Идея и опыт государственности в России», которую писал долгих десять лет: начинал убежденным коммунистом, а закончил - искренним православным.

Начинал коммунистом, а закончил православным???
А если опять коммунисты к власти придут, то снова коммунистом станет.

ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОСТИТУТКА!!!
Yandex lazyjune 4 октября 2011
У Церкви нет будущего.
Временный подъём, сначала на волне политических перемен в России начиная с 90-х, а сегодня на более общей волне консерватизма, не должен вводить в заблуждение. Нет ничего вечного, особенно, если дело касается мёртвой , формальной структуры, которая чаще мешает людям жить и развиваться, нежели помогает.
Viktopin viktopin 18 июля 2011
В 90-е годы из-за кадрового голода было рукоположено много людей случайных, с тех пор они сделали карьеру, а теперь их загоняют в семинарии, понуждают повышать свой образовательный уровень — вот они и гундят
С 90-х служат в церкви и до сих пор случайные люди. Я такое часто слышал от сельских жителей "пришлые" прожив с ними по 10 лет.
Этого специалиста отправить на приходик (дырку заткнуть в 90)В ХХI к прочим расходам прибавить поездки в семинарию. Интересно гундел или крест снял сбежав в стольный А? История церкви такое помнит. Католики избалялись от женатых священников разными способами.Время пошло...
Google dikij.ptits@gmail.com 2 мая 2011
"— И какой вы видите из этого выход?
— Нас спасет кризис. Я очень надеюсь, что Господь пошлет стране какое-нибудь серьезное испытание. Думаю, что в XXI веке его долго ждать не придется."

Легко быть верующим (героем, спасателем), когда гром грянет. А вот до той поры - не каждый сдюжит, в обыденной жизни. Не задумывались, что, возможно, вот эта мирная жизнь и есть - испытание?
Dy Jo 30 апреля 2011
"Всем нужен Бог... всем, но не каждый может помоиться", - сказал один "очень хороший человек" из тайной канцелярии в "Гардемаринах". Много раз я смотрела этот фильм в дестстве и всякий раз на этом месте у меня случался умственный ступор: дак как же так? - думалось - как же это возможно?
Yandex tdombrowska 27 апреля 2011
Спасибо за статью. Спасибо всем, кто видит, что неладное творится и не молчит. Вопрос действительно поднят серьёзный. В обществе зреет необходимость объединения людей доброй воли, чтобы не допустить до полнейшей деградации морали и нравственности людей. Эти понятия не имеют ограничений во времени и пространстве, они актуальны всегда. Иначе деградированное общество ждёт лишь одна участь - катастрофа. Я верю в Человека с большой буквы, я верю в людей доброй воли, хранящих в себе сильный духовный стержень. Не допускайте в себе слабости и малодушия и всё будет хорошо.
Нерозник Дмитрий 22 апреля 2011
Очень забавная, на мой взгляд, история. 2011, 7 января. На главном омском губернском канале прямая трансляция из Свято-Успенского кафедрального собора. Паства собралась, всё чинно, благородно, ждут. И вот входит Он. Он - это не дух Божий, и даже не митрополит омский и тарский Феодосий, Он - губернатор нашего самого пилотного в мире региона дядя Лёня Полежаев. Уже за ним - Феодосий. Со словами к пастве, всё же, обратился митрополит, но слова эти были о том, что: в каком замечательном регионе мы живём, какой замечательный губернатор руководит нашим регионом, с каким вниманием он, Феодсий, смотрит каждый выпуск "Губернского часа", сеанса удовлетворения по телефону народных чаяний в прямом эфире - в общем, всё как всегда на главном губернском канале. Если не брать того в расчёт того, что это были слова митрополита, сказанные в соборе - ничего более первоочередного сказать своей пастве, кроме панегирика зажравшемуся мурзе, ему, видимо, не нашлось. А если в какой-то момент церковь - ну сделаем вид, что только в одном отдельно взятом регионе - перестаёт отличаться от телевидения, априори скурвившегося - и не только в отдельно взятом регионе, - то явно что-то идёт куда-то не туда.
Сгибнев Алексей 17 апреля 2011
Спасибо за прекрасную и важную статью!

"И вот чем больше я слушаю «злых» студентов , тем больше не понимаю, зачем их добрые оппоненты заставляют Бога тягать неподъемные камни."

Какой правильный вопрос! Ведь автор повторил классический библейский вздох Бога о неискреннем служении Ему:

"Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их." (Ис., 1, 14)

Пусть Церкви хотя бы извне напоминают о её призвании...
Головаш Василий 15 апреля 2011
Насчёт убранства храма и облачений священника: известно, что в 4-м веке, когда преподобный Ефрем Сирин посетил Кессарию Каппадокийскую, где архиепископом был святитель Василий Великий (оба святых столпы Православной Церкви), то он несколько смутился от роскошного благолепия кафедрального храма, ведь в то время строительство храмов только начиналось, т. к. Церковь только в 4-м веке могла свободно вздохнуть от постоянных гонений, предшествовавших ранее и он, пришедши из сирийской пустыни такого раньше не видывал. На это святитель Василий ответил ему: храм Божий есть отражение неба на земле и всякий вошедший в храм должен войти в храм и прославить Бога, видя такое благолепие. Преподобный Ефрем согласился со словами святителя. А сейчас некоторые люди, не зная толком того, что есть Церковь по существу и чему она учит осуждают дорогие облачения священников и убранство храмов через призму собственной недалёкости и невежества. Ведь священник в храме представляет собой образ служителя Царя Небесного и одет должен быть соответственно виду ангельскому. И если св. Ефрем смиренно принял слова святителя Божьего, то почему вы, называя себя верующими в Бога и основанную им навеки Церковь, не принимаете слов наших сегодняшних святителей, поставленных на то тем же Богом?
Климов Владимир 22 апреля 2011
Головаш Василий: "На это святитель Василий ответил ему: храм Божий есть отражение неба на земле и всякий вошедший в храм должен войти в храм и прославить Бога, видя такое благолепие"

Эк извернулся... "Зачем ваш батюшка мерседес?" - "чтобы отразить великолепие небес".
Сгибнев Алексей 17 апреля 2011
Головаш Василий: Ефрем был святой и мудрый человек, да и у Василия, мне кажется, больше было нравственного веса, чем у нынешних наших иерархов.
"Надо бедным тяготы посбавить, а не гробы золотить и не башни строить, тогда скорее начнется Христово царствие" (Лесков, "Захудалый род")- очень понятное и нравственное движение души. И если нас, грешных людей, эта роскошь соблазняет, так, может, не надо её так напоказ выставлять и доказывать, что без неё никуда.
Тачков Егор 19 апреля 2011
Сгибнев Алексей: в любом раскладе - стоимость убранства "аля позолота, лепота", такая же как у якобы скромного самобытного вида минималистских протестантских.

Иванов Сергей 15 апреля 2011
Большое спасибо автору за то, что поднял эту тему. Дмитрий, очень прошу продолжай начатый разговор (больше похоже некому). Если есть возможность, расскажи о судьбах трёх священников, которые выступили с обращением к Патриарху. Это нужно не только им, но и всем нам православным.
Google sergei.shevchenko@gmail.com 15 апреля 2011
прот. Георгий Эдельштейн: "Наша ленивая любовь, наша ленивая вера!"
http://karabanovo.prihod.ru/bibliocat/view/id/13168
Антонов Никита 14 апреля 2011
Большое спасибо за очень хорошую статью. Обидного совершенно ничего нет. Обидно за ситуацию.
Mail lar.al@mail.ru 14 апреля 2011
Очевидно, Гундяев прет как танк, привлекая административный ресурс, обнимаясь с высшей властью... но неужели он такой тупой, что не понимает, что в России - "за что боролся - на то и напоролся"? Или он настолько наглый и самоуверенный, что действительно возомнил себя "святейшим" ... а он обыкновенный прохвост...
Алехин Владимир 13 апреля 2011
Народная мудрость гласит: "Церковь не в брёвнах, а в ребрах!". Как же совпало, что статья вышла в Великий Пост, да еще накануне Стастной Седьмицы! Не будем искушаться, православнык!
Стриж Павел 13 апреля 2011
В первой части статьи описывается как вполне открыто и демонстративно в Белгородской области (и не только в ней) со стороны властных структур происходят грубейшие нарушения законодательства России и Конституции связанные со свободой совести и т.п. И почему-то это никого не удивляет и никого даже особо-то и не интересует. Так мол - привычная норма! Вот в каком лицемерном и лживом обществе мы живем.
Новиков Алексей 13 апреля 2011
Еще очень давно единожды посещал Храм Христа Спасителя. В лучшем смысле это место можно назвать Музеем Русской Православной Церкви.
Я не глубоко верующий человек, скорее даже агностик, но очень чутко чувствую своим нутром присутствие в стенах храма энергии. Чувствовал в храмах и церквях Новгорода, Сергиев-Посада, Валдайском монастыре и еще множестве мест. А вот в этом огромном здании нет ничего подобного.

Точно так же и с разделением православия и РЦП. При всей внешней схожести это абсолютно разные направления с разными методами и целями.
Возможно именно благодаря моим религиозным взглядам я могу объективно судить о происходящем. Я очень ценю и уважаю вклад православия в культуру своего народа и государства и действительно опасаюсь, что из-за непродуманных или ошибочных реформ произойдет очередной виток культурной деградации. Человек, занимающийся "освещением колесниц", "изгонением бесов" и ведущий льготный бизнес возле своего прихода будет интересен только точно таким псевдо предпринимателям с гос откатами да грешникам, замаливающих свои бандитские преступления.
Верба Михаил 12 апреля 2011
Есть слабость у меня… я завожусь от женщин,
которые красивы, чудесно хороши…
Но несмотря на это я всётаки* безгрешен,
я не отдам за красоту ни грамма от души.

*В русско-советской речи нет отдельно слова «таки», поэтому в сочетании со словом «всё» надо писать вместе, слитно….ВСЁТАКИ… Хотя в словаре написано через дефис. Словосочетание « Всё так» я согласен писать раздельно, потому что слово «так» существует... смысл, « согласен, одобряю». Кстати, вместо «Аминь» или Ок, надо говорить «Так», «Да», «Хорошо», «Согласен», «Понял» ведь это наши слова. И ещё, хотелось бы посмотреть на того еврея, который составлял русско-советский словарь и оставил свои «таки» в наш лексикон и настолько замудрил правила правописания, что многие до конца жизни чувствуют себя неучами…
Русскую речь надо делать понятной, логически грамотной, как и всю нашу жизнь... Надо всё начинать сначала и чем быстрее мы начнём сами задумываться над тем, почему мы живём в разрухе, тем быстрее придём к хорошему результату... Но не надо кивать на развивающиеся страны,говоря, что там люди живут в хижинах без дверей, с удобствами на улице… Посмотрите на нашу страну…Вам нравится то что вы видите? Мне нет, но я не побегу туда где чисто, это моя земля и я останусь на ней, чтобы сделать её культурной. У меня нет выбора, я пропитан Русью, этим местом, где родился и это моя святая обязанность мирно бороться за лучшую долю….И ещё….Я хочу увидеть тех, кто готов делать то, что должен делать настоящий мужчина, настоящий человек, отстаивать права на честную и культурную жизнь. Отзовитесь, единомышленники, пора по-настоящему объединяться.
mixail_verba@mail.ru
Тайлаков Олег 12 апреля 2011
Верба Михаил: "...посмотреть на того еврея, который составлял русско-советский словарь и оставил свои «таки» в наш лексикон и настолько замудрил правила правописания, что многие до конца жизни чувствуют себя неучами…"

вы таки действительно уверены, что евреи из вас неуча сделали?
Верба Михаил 12 апреля 2011
Прочитал статью и комментарии.
Умиляют истинно верующие. Люди очнитесь, в церкви работают-служат такие же люди как вы. Они научились определённому поведению, которому, надо отдать должное, присуще культурное, миролюбивое поведение по отношению к людям и особенно себе подобным. Но при этом с сильным уклоном повиновения старшему. В чём величие церкви в сегодняшней России?В том, что рядом с домом приютом, где живут полуголодные дети ( от которых отказались родители алкаши, причём эти дети никогда не будут полноценными гражданами общества, потому что у всех проблемы с психикой, здоровьем), строится большой, богатый божий храм??? Где церковь, которая отучит людей от пьянства, курения? Где борьба за души… Церковь проигрывает борьбу с сатаной, злом. Может пора поменять всех «игроков», оставить лучших и найти новых, истинных, чувствующих бога, как еврейские рабби (но не все рабби настоящие рабби, там тоже деньги губят душу)…То что происходит сейчас это кощунство по отношению к людям, особенно детям… Давно ли церковные служащие разговаривали с богом, слышат ли они его…А может бога нет??? Я рождён в СССР, но кроме привитого атеизма мне посчастливилось получить любовь от бабушек и родителей. И эта любовь открыла мне то, о чём пытается воспеть церковь. Многие с долею скептицизма, иронией, безверием отнесутся к тому, что я скажу. В детстве я был атеистом по воспитанию, но человек не робот, человеку свойственно обучаться. Лет в тридцать я стал понимать, а самое главное чувствовать, что не всё так атеистично. Так получилось, что четыре года назад мне удалось постепенно очиститься духовно и физически, завершающей стадией было голодание, хотите, назовите постом. Организм очистился от всевозможных шлаков на седьмой и восьмой день, урину по цвету и запаху, а точнее его отсутствия, можно было перепутать с водой(но я её не пил :-)), улучшилось зрение, обострилось обоняние, что для меня было шоком, потому что в помещении я чувствовал невыносимые запахи химических бытовых предметов и появился колоссальный прилив энергии. Вставал с первыми лучами солнца, единственное с 12 до 15:00 хотелось спать и в 23 резко наступала дремота, засыпал практически на ходу… Для чего я всё это пишу??? Хотите верьте, хотите нет, но у меня был мысленный и тактильный(ощущалось телом) разговор и с плохой и с хорошей энергией, можете её назвать божественной. Так вот эта энергия мало чего общего имеет с тем, что пытаются нам навязать, а точнее способ поклонения ей. Смысл заключался в том, что мне дали понять «что мы, глупые люди пытаемся возвеличивать то, что велико само по себе. Перестаньте петь славу Богу. Делайте славу себе, создавайте свою практичную, разумную жизнь сами. У вас всё есть, я вам всё дал в природе, просто внимательно посмотрите по сторонам и расставьте всё на свои, человеческие места, чтобы было вам удобно жить, но без насилия над другими. Человеку дано то, что не дано другим земным созданиям…Это руки и разум, разум и руки. Начните жить мирно, грамотно, научитесь правильно рассчитывать свою жизнь, рассчитывать силы, сдерживать желания и рожать столько, сколько надо, а не как получится и ни в коем случае по принципу - чем больше, тем лучше. Дети не картошка, скоту не скормишь… Поэтому прежде чем ставить свечку богу, подумайте, а может она пригодиться, чтобы согреться зимой и посветить в темноте? Но не забудьте её одеть в стекольное платье и сделать всё возможное, чтобы при случайном опрокидывании огонь тут же потух. Желаю всем разума и здоровья. Михаил Верба.
Кто испытал подобное пишите мне mixail_verba@mail.ru
будем разбираться в истине и возвращать то, что нам принадлежит по праву рождения на Руси, свою долю земли и общую разумную свободу. А молиться за себя... надо самому, но для этого надо очиститься от лжи, зависти и обиды...
Тачков Егор 13 апреля 2011
Верба Михаил: Мне понравилось как в начале комментария критикуется то как всем нет не до кого дела, но потом идет призыв к эгоистичному осознанию некой истины и самобытности ... не доктор, но диагноз на лицо - "Церковь борьбу со злом проиграла, а я через голодание и общение с некими силами зло победил, кто со мной пишите mixail_verb@mail.ru"

facepalm.jpg
Тайлаков Олег 12 апреля 2011
Верба Михаил: господин Малахов, залогиньтесь!
Романович Артём 12 апреля 2011
Верба Михаил: Странный человек! Вроде красиво написал, но такую херню!
Реутов Юрий 12 апреля 2011
Прощай, чужебесие иудейское и греческое
Тачков Егор 12 апреля 2011
сам я верующий, живу в Калининграде (митрополитом Калининградской и Смоленской епархии которой был нынешний патриарх) в свое время вместо того, что бы ездить 500-600 км до Берлина преодолевал 1500-2500 до Соловков, Оптиной Пустыни, Почаевской Лавры и т.д. тому многое... То время было лет 10 назад, все только начинали за углом шептаться на счет того, что кроме как Кирилла некому потом возглавить РПЦ и практически везде была критика которая прям таки сбывается сейчас в этой статье, а точнее - всё, что уже говорится и делается можно было бы услышать от рядового инока Петра в Оптиной, но суть не в этом, и не в том, что кроме Москвы и Калининграда хаять Кирилла никто не будет, суть в том, что РПЦ не МВД, просто переименованием иереев в пастырей и увольнением пары тройки епископов здесь увернуться не получится
Google drbelov@gmail.com 11 апреля 2011
Спасибо, очень интересная статья.
Андрей Симонов 11 апреля 2011
Очень интересный репортаж! Респект «РР» и уважуха Дмитрию Соколову-Митричу. Посмотреть на церковь светским взглядом наверно не удавалось никому. Особенно понравилось выражение «медиастарчество». РПЦ действительно стало превращаться в «поп-проект», а так не далеко и до «гламура в рясах». Кто тогда будет молиться о спасении душ человеческих? Большое уважение вызывают удаленные от центра приходы. Наверно только там можно найти настоящую веру. А проповеди новых протоиреев, похожи больше на выступление на партийном съезде «Единой России». Скоро выборы, не удивлюсь продвинутой проповеди-агитации. И хватит распрей! О смирении забыли.
PS: Фраза – Нас спасет кризис. Я очень надеюсь … (далее по тексту). Звучит - Скорее бы Армагеддон, а там разберутся. Жуть!!!
Тур 11 апреля 2011
Спасибо за прекрасный репортаж. Жаль, что перед грядущими испытаниями (а они обязательно наступят) мы не имеем духовных авторитетов. За "эффективными менеджерами", увы, никто не пойдет. Ни электорат, ни народ, ни приход.
Климов Владимир 11 апреля 2011
Христианство может существовать только как гонимая религия. Как только Христа одевают в императорские одежды а храмы в позолоту, так сразу появляются бойкие менеджеры и талантливые администраторы.
Классен Александр 10 апреля 2011
Автор глубоко понимает проблему. Спасибо за статью. Написано с тактом, и очень хорошим языком. Понравилась фраза: "траектория духовной эволюции артиллериста Пономарёва".
Захаров Павел 10 апреля 2011
И никто из комментирующих не обратил внимание на слова одного из священнослужителей (цитата):
"- И какой вы видите из этого выход?
- Нас спасет кризис. Я очень надеюсь, что Господь пошлет стране какое-нибудь серьезное испытание. Думаю, что в XXI веке его долго ждать не придется..."

Вот это - квинтэссенция всей статьи.
Романов Рома 12 апреля 2011
Захаров Павел: Судя по недоуменным вашим вопросам чуть ниже - это общее для вас свойство. Вот и представления ваши поверхностны. особенно про "материал это доказал". Это же надо! А недавно просмотренные movie вам ничего не доказали?
Романов Рома 12 апреля 2011
Захаров Павел: невнимательно читаете комментарии!
Захаров Павел 10 апреля 2011
Церковь (не только современная, но и во все времена) не имеет ничего общего с верой. Это - настоящее коммерческое предприятие, которое впаривает населению Бога. Это давно было очевидно, но материал снова это доказал. Спасибо автору.
Кадышев Данил 11 апреля 2011
Захаров Павел: Как Вам не надоела эта банальщина, что вера и религия - это разные вещи. С чего Вы взяли что понимаете веру лучше, чем священники? Это все равно как если экономист будет спорить с физиком о СТО, и аргументировать: "я так ее понимаю".
Тайлаков Олег 10 апреля 2011
Захаров Павел: Оооо! Еще один.
Захаров Павел 11 апреля 2011
Тайлаков Олег : О, еще один.
Не понимаю, вы радуетесь или ругаетесь? :)
Тайлаков Олег 11 апреля 2011
Захаров Павел: А вы почитайте чуть ниже комент.
Кошелап Иван 9 апреля 2011
Всё это архизамечатательно, такая забота о боге...человеке... Есть вот такая модная у православных верующих людей привычка, говорить с оттенком лёгкого превосходства неправославным: "Мне вас жаль"... Однако, времена уж не те... Суть в том, что в современной России всё развивается по единому сценарию: указ - активность - угасание - забытьё... Традиция такая пошла ещё с Хрущёва, который обещал к 1980 году кумунизьм но... потом Горбачёв обещал каждому квартиру к 2000 году, но.... потом Путин удвоение ВВП, но... И с церковью происходит тоже самое - сначала была типа революция (церковный ренессанс), все стремительным домкратом устремились молиться, но... лучше от этого не стало, душа не успокоилась, а бала не увиличилось, так активная фаза подошла к концу, в массе своей народ взял от церкви то, что ему по силам - повод выпить на "паску" и "рожжество", поставить свечку за упокой и во здравие, пост как вид диеты (для чистки кишечника и прочих органов), венчание (всё испробовавших уже невест) как красивый обряд после которого брачная ночь забористее. И вот мне теперь часто хочется с досадой сказать всякому православному, с пеной у рта бьющемуся за "истинное православие" в отдельно взятой области, или даже душе индивиидуума: "Мне вас жаль", потому как очередная попытка устроить царство божие административными методами в отдельно взятом государстве провалилась. Правда, жаль...
Тайлаков Олег 10 апреля 2011
Кошелап Иван : А мне, предельно жаль упертых индивидов пишущих и говорящих банальную пошлость на любую тему, лишь прочтя ее заглавие.
Николаенко Сергей 9 апреля 2011
Как пел Высоцкий в свое время: "Да и в Церкви все не так, все не так ребята.." :) Все о чем рассказано в статье это лишь вершина айсберга....Реформация духовная грядет! и чем сильнее зажимают "гайки", тем быстрее она начнется! Молитесь братья за православных!!!
Кошелап Иван 9 апреля 2011
Цитата:
В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет! И в церкви все не так,
Все не так, как надо.
Высоцкий уже тогда знал...
Климов Владимир 11 апреля 2011
Ну так "О попе и работнике его Балде" и т.д. Проблемы не вчера начались.
Романович Артём 8 апреля 2011
Очень интересная история! Но! Святые Дары освящаются во время Литургии! Освящают их священники, и какую бы жизнь они не вели, благодать с них никто не снимал! И история о том, что голубь не дает людям причаститься Святых Христовых Тайн (Крови и Тела Христа), просто глупа, если не сказать - еретична!
Старков Игорь 8 апреля 2011
Видя такой накал страстей, откомментирую скабрезно.
Во-первых, слова о том, что камень, который не может поднять Бог есть человек, на моей памяти первым сказал Бердяев.
Возможно, и он это у кого-то скомуниздил.
А во-вторых, у нас ещё в достославные советские времена ходила шутка, почти армянское радио - что одновременно самое лёгкое и самое тяжёлое на свете?
Ответ - мужской член.
Самое лёгкое - ибо поднимется одной силой мысли.
И самое тяжёлое - если упал, то его никакой силой не поднять.
А если серьёзно, то вот какой мне сегодня рассказ рассказали:
Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.
Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.
"Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно".
Романович Артём 8 апреля 2011
Уважаемые, давайте не будем забывать одну из заповедей блаженств: "Блажени кротцие, яко тии наследят землю!"
Мы все видим только внешнюю часть РПЦ: количество машин, денежный оборот и т.д. Но от нас скрыто то, как за все свои мирские дела наше священство себя наказывает. Мы не знаем сколько поклонов земных бьет святейший за каждую беседу с руководителями государства. Мы не можем знать какой строги пост на себя накладывают епископы за чиновничьи замашки. Тем более мы не можем знать, как тяжело иереям после исповеди, ведь нам стало хорошо и мы обо всем забыли. Так давайте же не будем ругать РПЦ. Нужно научиться доверять священноначалию, как ставленникам Бога. "Блажени и вы егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол, глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесе." спасибо за внимание!
Климов Владимир 11 апреля 2011
Романович Артём: "Нужно научиться доверять священноначалию"
А где в "Новом завете" (собственно христианстве) вы нашли необходимость священноначалия? Цитаты на староболгарском хороши, только они совсем не о том.
Захаров Павел 11 апреля 2011
Романович Артём: "...от нас скрыто то, как за все свои мирские дела наше священство себя наказывает. Мы не знаем сколько поклонов земных бьет святейший за каждую беседу с руководителями государства. Мы не можем знать какой строги пост на себя накладывают епископы за чиновничьи замашки..."

Так наказывает! Так наказывает, что прям дальше некуда... Один только пришел домой - и сразу в угол - коленями на горох. Второй, едва за дверь чиновничью выходит - вериги на себя вешает и пошел, и пошел... Третий плетьми себя бьет, четвертый поленом охаживает...
Артем, вы такой наивный, что диву даешься!
Наумова Вера 8 апреля 2011
Доброго дня, уважаемые!

К сожалению, не сама даже статья, а комментарии к статье побудили ответить на писание явно неверующего человека! Вот посмотрите на это глазами верующего! Одно из первых указаний приходящему в Церковь: не смотреть на окружающих! Мы приходим к Богу, а не оценивать людей! По сути можно и дома молиться, но многие предпочитают ходить в Церковь, там мы ближе к Нему. Зачем вам копаться в этой системе, бюрократии и т.п.? Придите в Церковь, только с чистой душой, с хорошими намерениями, помолитесь, обратитесь к служителям! Вы думаете, они вам станут жаловаться на систему? Нет, они помогут вам! Успокоят, совет дадут! Вот почему вы думаете, в статье нет ни одного положительно отозвавшегося на эти «доставания» студента в Белгороде? Скажете, не нашли такого?! А я уверена, и не искали! Многое зависит от того, с каким настроем подходим к делу! Сказано - опорочить, будем находить только плохое ;скажут похвалить - будем находить только хорошее! Да трезво смотреть на это всё страшно, ведь это действительно так и есть. Но нам, мирянам какое до этого дело?! Это не политика, тут митинги не помогут! Эти испытания даны не нам. Мы свою душу спасать должны! И в этом Церковь нам помощник! А то с какими трудностями приходиться сталкиваться служителям, это конечно тревожит, но это не наше испытание .. Ни одно испытание не дано нам без сил, способных его пережить! «Божий разум знает, сколько и должно каждой душе понести искушений, чтобы очистившись, быть достойно Небесного Царствия…» преподобный Нил Сорский. Я живу в маленьком городочке, где Церковь только строится, совсем недавно только возвели купола. Но переполненный подвал, где уже давно проводятся службы, говорит о том, что верующих людей в стране стало БОЛЬШЕ! И людям это необходимо! СпасиБог!

Эльманович Елизавета 8 апреля 2011
*Когда человек приходит в свой приходской храм, а там ни молитвы, ни добрых пастырей, ни настоящей приходской жизни, зато всем «эффективно управляют» новые назначенные церковные менеджеры* - это где ж у нас такое?

Может человеку просто не хватает желания встать пораньше в воскресенье, пойти в Храм и обнаружить там и молитву и добрых пастырей...
Жаль, в статье ни слова не сказано о том, что человек приходит в Храм не к пастырю, не умиляться там "духовности", как это любит делать наша интеллигенция. Человек приходит туда к Богу и религия это ежедневный духовный труд, и если человек оказывается не готов к такому труду, если соблазны мирской жизни оказываются сильнее, то он начинает искать причины где угодно, что, дескать и батюшки ему какие-то не те, и посмотрели не так и сказали не то...
Не очень понятен месседж статьи: можно провести параллели между работой чиновников министерства культуры и работников провинциальных музеев или министерства образования и сельских учителей и увидеть абсолютно те же проблемы. На этот раз выпала очередь Православной Церкви и было доказано, что Церковь не инородное явление в нашей жизни, а такая же часть общества, с теми же проблемами и болезнями, и если каждый, наконец, займется строительством Храма в собственной душе, может и в окружающем мире этих проблем и противоречий станет немного меньше.




Зябкин Павел 12 апреля 2011
Хотел написать свои соображения по поводу прочитаного, но увидев Ваш и еще похожие коментарии, решил просто высказать солидарность. Эльманович Елизавета:
рычкин александр 8 апреля 2011
огромное спасибо автору.полностью согласен со всем.священнослужители современной России - предприниматели, чиновники, кто угодно, но не слуги Господа.приходилось бывать в Белгороде неоднократно, атмосфера описана точь в точь.
сам являюсь всю жизнь скорее атеистом, чем истово верующим (особенно после прочтения трудов Каутского).в прошлом году ушел из жизни отец (повесился), данное событие вырвало меня из привычного круга жизни, было много перечитано, передумано, стал чаще бывать в церкви, первый раз в жизни исповедался (больше не исповедовался, нет такой потребности).прихожу к выводу, что только страдания душевные, истинное горе может подвигнуть человека к вере.сейчас бываю в церкви все реже, боль утихла, в храмах и церквях много фальши, не могу видеть лиц батюшек - серых, постных.все это больше и больше походит на театр, досадное исполнение определенных обязанностей.
тем не менее благодарен православию, благодарен нашим людям за то, что на сегодняшний день ощущаю себя целостным человеком, знающим свою цель, предназначение, видящим смысл во всем этом дерьме в котором мы сегодня живем.
Шутов Владимир 8 апреля 2011
Два случая из жизни. Ввиду специфики своей работы приходиться общаться достаточно в неформальной обстановке с разными людьми. Однажды имел удовольствие немного поговорить с женой молодого священнослужителя, возможно даже семинариста, не уточнял, немного послушал как развивается его карьера, если бы не знал о ком идет речь, подумал бы, что рассказывают о каком-то чиновнике,как он готовится к экзаменам, при помощи все того же И-нета, как сдает экзамены, не выучив все билеты, в-общем остался в догадках как же они потом врачуют человеческие души... И случай второй. Мама друга работает учителем в сельской школе, ясное дело атеистка, еще советской закалки. А тут у них в поселке сделали что-то вроде выездной церкви небольшой. И по рассказам друга, мама, пообщавшись с молодым грамотным священником, который помимо личного обаяния имел еще и глубокие познания в богословии, на пятом десятке решила креститься. И в следующий раз направилась в выездную церковь креститься. Но вместо привычного бойкого священника были два других, что новопришедшего к вере смутило немного, но не испугало, один из них выслушал просьбу, после чего начал говорить о таинстве крещения......... и на полуслове забыл, что нужно дальше говорить, да так забыл, что ему постоянные прихожане подсказывать начали, что говорить нужно...... - После этого, как отрезало, - резюмировал свой рассказ друг о несостоявшемся крещении мамы.
Тайлаков Олег 8 апреля 2011
Чудовищно было читать речи этого французского мальчика: работая в сфере образования я ежедневно сталкиваюсь с тем же чиновничьим маразмом. И слова и формулы одни и те же.
Компенсация собственной некомпетентности и не умности происходит за счет безбашенно-репрессивного реформирования, насаждения вертикали и тотального контроля.
Собственно, что существует две церкви, думаю, никто и не сомневался. Но актуализация темы – архи важна! «РР» спасибо, в очередной раз удивлен.
Тимчук Юрий 7 апреля 2011
Мне кажется пессимизм статьи связан с личными духовными проблемами автора. Потому как взгляд со стороны (большое видится на расстоянии) показывает значительное взросление, укрепление русской Церкви за последние 10-15 лет. То что меньше стало монахов, ну так жизнь сейчас не такая мрачная как в 90-е. Зато те кто сейчас идут служить, идут в семинарии как правило имеют гораздо более глубокую мотивацию. Крепнет новое поколение русских священников, не украинских как последние лет 300, и особенно в последние лет 50 - и это совсем другой клир. Проблем много, и они не решатся при нашей жизни уж точно, но изменения просто впечатляющие. Меня они побудили вернутся, прийти к православию после более чем десятка лет в протестантстве несколько лет назад. Просто я увидел жизнь, там где был уверен ее нет и никогда не будет.
Романович Артём 8 апреля 2011
Тимчук Юрий: Из православия в протестанство, а затем обратно в православие? Оригинальный Вы человек!
Тимчук Юрий 8 апреля 2011
Романович Артём: Я был крещен в православии, но никаких возможностей для моего воспитания в вере не было, и до 20 лет я был вполне неверующим. А путь этот - к православию через протестантсво вы даже удивитесь насколько часто встречается в России и не только. Кстати говоря о "кризисе" в котором якобы находится РПЦ, лучше посмотрите на состояние российского протестнского болотца. Все деноминации и секты потеряли в численности в разы, если сравнить с 90-ми. А там как раз вот этих проблем, которые так волнуют автора статьи нет.
Романов Рома 7 апреля 2011
Мне кажется весьма верно оценено - и правильный заголовок, отражающий на мой взгляд общественное мироощущение.
Делаются попытки в церкви что-то изменить, чтобы привлечь людей, а этого не происходит и не произойдет - и нас, к сожалению, если действительно не будет какого-либо глубокого кризиса, ждет история многих европейских государств, где церкви опустели, где II ватиканский собор ситуации не переломил а, как считают многие, даже усугубил. Но я бы хотел отметить, что надо понимать, что если не предпринимать сейчас таких вот активных попыток - народ будет оттекать из-за бездействия церкви, особенно активное население. А если делать эти активные попытки часть народа тоже разбежится в разные стороны из-за "некоректного" поведения церкви. И конечно - это будут опять активные люди. Но если ничего не делать - как потом оправдываться за бездействие?
И вот насчет мифа, что притекли, потом утекли - у нас активный приход на небольшой город и ведется определенная статистика - и какой вывод? Был приток в 90-х потом отток и стабилизация. Всё. Количество прихожан статистически не увеличивается, и не увеличивалось еще при Алексие. Так что всё не так просто - очень маленькая вера!!!
Людоговский Федор 7 апреля 2011
Да, это сильно. Спасибо. Я-то - наивный человек, и появление Нового Начальника (что в Церкви, что в государстве) всякий раз пробуждает во мне какие-то надежды. Но ведь сказано еще три тысячи лет назад: "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия..." Так что - только на Бога, но и самим не плошать.

Две Церкви - думаю, это отражение того общеизвестного факта, что есть Москва и есть Россия. Здесь - то же самое. Вообще, процессы, происходящие сейчас в РПЦ, очень напоминают то, что происходило и происходит в государстве. Удивляться не приходится, как говорил герой А. А. Милна.

В общем, очередной раз убеждаюсь в верности парадокса: истинность христианства доказывается тем, что Церковь до сих пор существует, а в Церкви свято хранится Евангелие. Оно хранится как книга, но эта книга беспощадно обличает Церковь. И если Церковь до сих пор эту книгу не уничтожила, то...

Короче, еще раз спасибо за статью. Внутри РПЦ об этом тоже пытаются говорить, но эти голоса почти не слышны. Поэтому очень важно, чтобы о всех этих проблемах говорили внешние, точнее, несистемные люди. Дай Бог, чтобы Вас услышали как можно больше людей - в том числе, на самом верху.
Yandex nklevensky 7 апреля 2011
"Вечером того же дня отец Павел Вейнгольд в очередной раз сразил меня своей мудростью. Он нашел потрясающе точный ответ на классический вопрос советских атеистических пропагандистов: «Если Бог всемогущ, может ли он создать такой тяжелый камень, который сам не сможет поднять?» «Бог уже создал такой камень, — выпрыгивает из ловушки отец Павел. — Этот камень — человек. Поднять его не под силу даже Богу, если сам человек не хочет этого»."

Угу. Только это называется не "мудрость", а эрудированность. Авторство нахождения этого самого камня, не помню, но попытаюсь найти.
Романов Рома 7 апреля 2011
nklevensky: И ЧТО?
Yandex nklevensky 8 апреля 2011
Романов Рома: Ничего. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%E0%E4%EE%EA%F1_%E2%F1%E5%EC%EE%E3%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E0

просто вопрос несколько древнее, чем советские атеисты.
Тайлаков Олег 7 апреля 2011
Романов Рома: Да, собственно, ничего. Приятно гражданину умничать
Yandex nklevensky 8 апреля 2011
Тайлаков Олег : Да, мне нравится умничать.
Ответ про человека-камень приписывается Филарету Московскому. Этому учат в семинариях. Утверждение о том, что этот, блестящий на мой взгляд, ответ нашел отец Павел, либо недочет автора, либо плагиат.
Зябкин Павел 12 апреля 2011
Ну, не будем так уж придираться к автору статьи. Он семинарии не заканчивал. Просто от кого услышал такой ответ, тому и приписал его авторство. Никакого тут , думаю злого умысла нет и не было.
Акшин Андрей 7 апреля 2011
Второго Крещения Руси и не должно быть. Ведь и первого не было. Русь – изначально Единобожье государство. – «Из Ра Иль и И(у)дея» (bagryanez.com/news52.php). Можете назвать сие Родовым Христианством – суть не изменится. Другое дело, основная масса населения. С ним всегда была забота: крестить и русифицировать. – «Монархия – мать порядка?» (bagryanez.com/news11.php). И всё одно, по словам Достоевского: «Нет веры – одно суеверие». Проблем действительно много, да и обстановочка в стране – «Зла злее злоба злющая» (bagryanez.com/news86.php). Но замечу, что верна мудрость: не смотри как поп живёт, слушай что он говорит.
Dy Jo 30 апреля 2011
Акшин Андрей: Вы это всерьёз написали? Вы хоть разницу себе представляете между Христом и Родом? Подобные самотолкователи, вроде вас, пудрят неискушённым людям неокрепшие мозги. Страшнее, если Вы сами ещё в подобные свои толкования верите...
Гезалов Александр 7 апреля 2011
Митрич, снимаю шляпу!Спаси Бог+все так, так.
Много чего есть добавить.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение