--

Любовь, концлагерь и прочее бла–бла–­бла

Как корреспондент «РР» работала занудой-училкой

22 июня 2011 года — семидесятая годовщина нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Помнят ли современные школьники эту дату, верят ли в то, что живут благодаря подвигу своих дедушек и бабушек? Корреспондент «РР» попыталась найти ответы на эти вопросы, поработав учителем в одной из элитных столичных школ, где месяц обучения стоит десятки тысяч рублей, где железные ворота, несколько пунктов охраны и учительская с игрушечными розовыми диванами. Внеклассное чтение — роман «Искра жизни» Эриха Марии Ремарка о заключенных немецкого концлагеря — дало ученикам повод поговорить о человеке и бесчеловечности. И заподозрить, что второе не так уж далеко от первого.

Марина Ахмедова
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

15 июня 2011, №23 (201)
размер текста: aaa

Урок первый. Особые эмоции

Стрелка часов над дверью приближается к восьми тридцати. Пустые стулья перед доской расставлены в три ряда. Еще минута — прозвенит звонок и в класс войдут ученики десятого класса.

Входят. Блондинка с узким лицом в блузке с рюшами — гордо неся голову. Провожаю взглядом ее высокие каблуки. Рыжеволосая девочка с сумкой Burberry. Худой мальчик с волосами до плеч. Пока они рассаживаются по местам, я делаю строгое лицо, потом меняю его на приветливое, а приветливое снова на строгое. Прямо передо мной в первом ряду сидят две девочки. Отличницы, определяю я. Класс не ждет, а выжидает, с насмешкой и любопытством рассматривая мои джинсы и свитер. Представляюсь новым учителем внеклассного чтения. Они по очереди называют свои имена, но я запоминаю только некоторые.

— Мы будем читать «Искру жизни» Эриха Марии Ремарка, — произношу я, хотя им обещали, что на внеклассном чтении будут «Муравьи» Вербера.

Рассказываю о Ремарке. Класс молчит.

— Действие происходит в концлагере, — продолжаю я, не встречая никакой реакции. — Давайте прочтем отрывок… Кто хочет читать?

Класс молчит.

— Давайте я, — тянет руку одна из отличниц. Она невысокая, в очках. Сквозь очки на меня смотрит ум.

Протягиваю листки с распечатанным текстом блондинке в рюшах, похожей на Ксению Собчак. Я выбрала одну из самых сильных сцен, чтобы затянуть ребят в книгу. По сюжету говорит одна из заключенных, Рут Холланд.

— Вы хотите, чтобы я это прочла? — блондинка чуть брезгливо выделяет слово «это».

— Да, — отвечаю я. — Только, когда будете читать, имейте в виду, что это говорит двадцатисемилетняя женщина, у которой от голода выпали передние зубы, а сейчас ее любимого человека, Йозефа Бухера, уводят на смерть.

Блондинка берет листки, утыкает в них свое узкое лицо, молчит, ее глаза бегают по строчкам.

«— Почему именно ты? — начинает она читать. — Останься здесь! Не ходи! Останься, Йозеф! …Он не вернется. Я знаю. И ты тоже знаешь… Никто никогда не возвращается… Пусть пойдет кто-нибудь другой. Он молод. Пусть вместо него пошлют кого-нибудь другого…»

Я представляю, что это она, в рюшах и на высоких каб­луках, стоит у колючей проволоки и рвет об нее пальцы. Сможет ли она выжить, окажись на месте Рут? Способно ли это поколение не сломаться? Жизнеспособны ли эти дети без машин, частной школы и всего того, что принадлежит им сегодня по праву рождения?

Блондинка заканчивает, я забираю у нее листки и ищу того, кто сможет прочесть самый важный отрывок. Быстро пробегаю взглядом три ряда. По глазам вижу, что прощать здесь еще не научились и делать ошибки мне нельзя. Читаю отрывок сама. На смерть уводят заключенного под номером 509.

«— Не забывайте этого, — пробормотал он…

— Мы не забудем этого, — ответил незнакомец…

— Не забывайте это! — прошептал он страстно. — Никогда! Никогда!

— Никогда! — повторил незнакомец твердым голосом. — Куда вы идете?

— В какой-то госпиталь. Подопытными кроликами. Не забывайте этого…»

— Лично мне не нравится эта давящая атмосфера, — говорит из второго ряда девочка с прозрачной кожей. Я запомнила ее имя: Лиза. — Я не хочу в ней находиться.

Класс оживает, особенно задний ряд — там начинаются гул и волнение. Они нарастают, и я отступаю к доске.

— Читая, мы вживаемся в книгу, — подает голос другая десятиклассница. — А эта, хоть и интересная, ну… неприятно становится от нее.

Они говорят, что им приятней было бы читать «Муравьев».

— Есть какие-то эмоции, которые нам всем доступны, — радость встреч, потеря близких. Согласитесь… — снова вступает Лиза. — А есть эмоции, которые нам недоступны, это эмоции особых людей. А вы заставляете нас переживать эти чужие особые эмоции.

— Сам Ремарк никогда не был в концлагере, — замечает одна из отличниц. — Мы не можем считать написанное в книге историческим фактом.

— Не обязательно умирать, чтобы описать смерть, — отвечаю я. — Тогда всю Европу захлестнула смерть, писатель аккумулировал в себе то, что витало в воздухе.

— Эта книга не заслуживает внимания, — изрекает Паша, мальчик с волосами до плеч, он тоже сидит в первом ряду.

— Да почему же?! — подхожу я к нему.

— Да потому, что, судя по именам героев, автор рассматривает это событие без исторического контекста.

— И каков же контекст?

— А контекст таков. Когда Гитлер приходил к власти, большая часть бюджета принадлежала евреям, и Гитлер пообещал немцам: «Евреи в нашей стране будут жить плохо». Вот этого автор не рассматривает.

— Отчего же? Он как раз показывает, насколько плохо стало жить евреям…

— Послушайте, — лениво цедит Паша, — Гитлер всего лишь выполнял свое обещание. А когда идет война, то, что происходит с так называемыми врагами родины, — это… ну… часть войны, с этим ничего не поделаешь.

— Это вы евреев называете врагами родины?

Я не слышу, что отвечает Паша, волна с «галерки» захлестывает меня гамом: сидящие там живут своей жизнью — переговариваются, смеются, щелкают мобильными телефонами.

— А я считаю, что книгу надо читать, — негромко говорит Петя, полноватый мальчик из второго ряда. — Моя бабушка пережила войну, и она часто рассказывала мне истории. Страшные и интересные.

Звонок. Все встают и выходят из класса. Цокают каблуки. Первый урок провален. Почему задний ряд меня не слушал? Я говорила неинтересно? Или я ошиблась с самого начала, попытавшись передать им эмоцию вместо знаний?
 

Урок второй. Евреи и неевреи

Утро. Я стою перед классом. Они шумят. Я стою и жду. Они не успокаиваются. Они даже не смотрят в мою сторону. Часы оттикивают минуту. На стуле в первом ряду развалился высокий парень, похожий на рэпера. Рядом сидит круглолицая блондинка, похожая на героинь молодежных сериалов. На прошлом уроке их не было.

— Я хотела бы, чтобы в классе было тихо, — прошу я, но голос мой тонет в гаме.

Как в этой ситуации должен вести себя учитель элитной школы, который получает меньше, чем платят его ученики за месяц обучения?

— Быстро замолчали! — грубо говорю я.

Класс умолкает.

— Я хочу еще раз объяснить, почему мы должны и будем… должны и будем, — громко и напористо повторяю я последние слова, услышав шепот, — читать «Искру жизни». На месте первого концентрационного лагеря стоит мемориал, на котором на четырех языках написано «Никогда больше». Но… — я поднимаю глаза. Мои ученики — маленькие настороженные зверьки, которые боятся, что вот сейчас еще чуть-чуть, и я им сделаю больно, заставлю их испытать эмоции, которых в их радостной жизни быть не должно. — Но чтобы это действительно никогда больше не повторилось, мы должны знать и помнить. Ремарк — он большой человеколюбец, он любил людей такими, какие они есть, — измученными, грешными, евреями и неевреями. Сейчас в нашей жизни все очень быстро обновляется, раз в год мы меняем одни айпады и телефоны на другие. Но такие ценности, как дружба, любовь, верность, — они вечные. И никто их никогда не отменит. Ремарк об этом писал… — я делаю паузу и слушаю, как тикают часы. — У вас будут дети, и у ваших детей — дети, но нет никакой гарантии, что мы, люди, снова не устроим друг другу фашизм. Вот поэтому мы все же будем читать не «Муравьев», а «Искру жизни».

— Вы сказали, что это произведение о вечных вещах: любви, дружбе и бла-бла-бла…

— Бла-бла-бла я не говорила…

— Вы очень много сказали, я всего не запомнил, — продолжает, не меняя позы, Никита, «рэпер» с первого ряда. — Тогда почему бы не читать одну и ту же книгу про одно и то же всю жизнь, если ничего не меняется?

— Не путайте содержание произведения с человеческими ценностями, — отвечаю я ему.

— То есть мне нужно читать книгу для того, чтобы что-то испытать?

— Вам нужно жить и… читать заодно. Почему 509-й, когда его ведут на смерть, просит не забывать этого?

— Потому что в той ситуации он был лишен возможности оставить после себя что-то, — отвечает блондинка Лиза. — Как память о себе, чтобы другие его не забывали и чтобы… действительно это больше никогда не повторилось…

— Может, потому что история жизни одного человека — это история всего мира… — подхватывает отличница, обутая в плоские туфельки, худая, высокая, неспокойная, как молодая лошадка. — И один человек может изменить весь мир…

— Никто не знает, что будет завтра… — вступает другая отличница. Она ищет слова.

— И неважно, прожил ты длинную жизнь или короткую, — помогаю я ей, — было ли в ней что-то важное или нет, но человек все равно будет отчаянно желать…

— …чтобы о нем помнили, — заканчивает она мою мысль.

Я протягиваю ей листок. Она читает.

«Косой четырехугольник света на стене справа от окна высветил бледные надписи и имена. Это были надписи и имена прежних обитателей барака… “Хаим Вольф, 1941”. Вероятно, Хаим Вольф написал это, когда узнал, что должен умереть. И чтобы ни одно имя из его семьи не присоединилось к его имени, он оградил его штрихами. Он хотел, чтобы это решение судьбы было окончательным, чтобы ушел только он, он один… Но чуть ниже, под самой чертой, словно цепляясь за первое имя, стояло еще два имени: Рубен Вольф и Мойше Вольф».

— И все же они не пожелали исчезнуть, не оставив после себя никакого следа, — негромко произношу я, когда она заканчивает. Мне нет надобности повышать голос, класс слушает.

— Он не хотел прославиться, — говорит девочка из второго ряда, — он только хотел, чтобы его дети его помнили. И, может быть, если бы они освободились и смогли устроить свою жизнь, он бы знал, что они его помнят, — и когда она произносит эти слова, я чувствую, как у меня зашкаливает пульс.

— Это послание конкретно вам? Как вы думаете? — спрашиваю я класс.

— Нет, — жестко отвечает Паша.

— Может быть, мы должны это читать, чтобы помнить о тех, кто погиб? — спрашивает Петя.

— Я не могу помнить всех людей, которые когда-то жили на свете. Чем он, Хаим Вольф, лучше остальных? — бросает Паша, и я медленно подхожу к нему. Сначала мы просто смотрим друг на друга. Он не отводит глаз.

— Мы говорим о людях, которые страдали и умерли, — тихо говорю я. — Этого недостаточно для того, чтобы вы о них помнили?

— Вы сказали запомнить их имена, — отвечает он. — Мы все равно запомним имена лишь единиц. Всех имен мы не запомним.

— Запомните одно, этого будет достаточно.

— А почему мы именно еврейские имена должны запоминать? — не сдается Никита. — Русские и украинцы тоже погибали в концлагерях.

— А какая разница кто?! — спрашиваю я.

— Потому что у нас пишут, что холокост — это истребление евреев, — говорит Паша, картавя не нарочно. — Такое ощущение, что в лагерях гибли только евреи!

— Человека ведут в газовую камеру, а вас волнует, еврейское у него имя или нет!

— Это, конечно, неважно, потому что жизнь каждого человека ценна. Просто я удивлен тем, что многие авторы делают акцент только на евреях.

— Если вы все же прочтете книгу, которую мы сейчас обсуждаем, вы увидите, что среди узников были не только евреи.

— Давайте смотреть правде в глаза, — говорит Паша и, не отрываясь, смотрит в мои. — В фашистской верхушке были евреи.

— Паша, у вас проблема с евреями? Вам кто все это вбивает в голову? Родители? А как вы относитесь к людям кавказской национальности?

— Не очень хорошо. Это нецивилизованные и неразвитые люди.

— Вы лично с ними знакомы?

— Знаю некоторых. По сравнению с русскими они неразвиты.

— Ты был на Манежке?

— Он был! — кричит со своего места Лиза. — Он специально с уроков ушел!

— Я могу сказать по поводу Манежной площади одно: это было просто выступление футбольных команд против убийств.

— Почему нет историй, где в концлагерях кавказцы? — спрашивают из заднего ряда. — Они же тоже не арийцы!

Третий ряд начинает волноваться. Сидящие там кажутся мне однородной массой, без деления на личности. Они сливаются и принимают одну форму, потом рассыпаются для того, чтобы принять форму следующую. Стоит мне забыть о них на минуту, как они начинают гудеть и ползти на меня волной.

— Когда говоришь, что кто-то тебе не нравится, тебя сразу называют националистом и ксенофобом, — сообщает Никита.

— К евреям я отношусь вполне лояльно, но не к людям кавказской национальности, — делает поблажку евреям Паша, сам очень похожий на еврея.

— Вот почему нам так важно прочесть «Искру жизни», — говорю я ему. — Чтобы в нашей стране не повторилось то, о чем рассказывал Ремарк.

— Нет! У нас, наоборот, коренное население ущемлено! — возражает он.

— Проблема в том и была, что фашисты считали, что они в чем-то ущемлены! — кричит девочка из второго ряда.

— Сонечка, а вы как думаете? — отрываю я сериальную блондинку от уха соседки.

Сонечка сильно напрягается.

— Просто у нас уже звонок! — выпаливает она.

— Ну так идите, — холодно разрешаю я.

Класс медленно выплывает в коридор. Выходя, Паша бросает на меня недобрый взгляд. В классе остается только одна девочка.

— Можно я выскажусь? Насчет отрывка… — тихо говорит она, подходя. — По-моему, это призыв к жизни… Призыв помнить не только прошлую жизнь, но и будущую… — Она краснеет.

Спроси меня сейчас кто-нибудь, была ли она на первом уроке, я не вспомню. Она из третьего ряда, из массы, которая казалась мне однородной.
 

Третий урок. Спасибо

— Чистого воплощения зла не существует, — рассуждает отличница в модных туфельках и перекидывает ногу на ногу. — Если человек совершает плохие поступки — значит, либо его плохо воспитывали, либо его окружают плохие люди. Но когда началась Вторая мировая, преступников вдруг стало много.

— Вдруг стало много или они были? Или такие есть и среди нас, в этом классе? Скрытые преступники, которые, начнись третья мировая, тоже будут убивать?

— Начальник концлагеря, в котором содержится 509-й, не считал своих заключенных за людей, он не считал их даже равными своим кроликам, — говорит Лиза.

Слушая их, я понимаю, что на первых двух уроках говорила с ними слишком просто, надо было глубже.

— Сегодня читать будете вы, — обращаюсь я к Паше. Он сначала сопротивляется, потом берет листки.

«Они построились на плацу малого лагеря. — Он растягивает слова, словно издевается надо мной, над текстом и над Ремарком. — …“Внимание! — голос у Ниманна был высокий. — Больные и нетрудоспособные, выйти из строя! …А остальные, я вижу, в отличной форме! Сейчас проверим! Напра-а-во! Бего-о-м марш!”

…Бегущие сделали уже шесть кругов. У них уже заплетались ноги. Однако они поняли, что их гоняли вокруг плаца вовсе не для того, чтобы установить степень их пригодности для тяжелых работ. Это были гонки за право на жизнь.

Лица их заливал пот, а в глазах метался, словно огонь, отчаянный, безжалостный страх смерти, не инстинктивный, а осознанный, опирающийся на опыт; такой страх не способно испытывать ни одно живое существо, кроме человека.

— Назад! Назад, я сказал!» — читает Паша со смаком.

Я вздрагиваю, когда понимаю, что он входит в роль. Вздрагиваю потому, что в раж он входит мне назло. Задний ряд перестает шуршать, прислушиваясь к перевоплощению Паши в эсэсовца Ниманна. Я испуганно выдергиваю из его рук листки и передаю их Никите.

Читая, Никита жует слова. Я не могу поверить, что этот нахальный парень с рэперовскими ужимками стесняется читать вслух. Или просто боится вступить в тот круг, который сейчас пробегают узники концентрационного лагеря, гремя по плацу деревянными башмаками?

«Ниманн протирал стекла очков. Они запотели. От тепла, которое он испытывал, читая в глазах заключенных страх смерти, страх, неумолимо гнавший их вперед, придававший им силы, подымавший их с земли, когда они падали, толкавший их дальше. Он ощущал это тепло желудком и глазами. В первый раз он ощутил его, когда убил своего первого еврея».

— Он убил своего первого еврея! — повторяет он фразу, которую уже прочел. — Когда ему пришлось ударить ев-ре-я!

— А что вам не нравится, Никита?

— Еврей, еврей, еврей! У переводчика слишком бедный язык.

— Подберите, пожалуйста, синоним к слову «еврей».

— Военнопленный! Вы специально дали мне прочесть этот отрывок. Почему надо акцентировать внимание на евреях?

— Никита, я объясню вам почему. Если вы исповедуете какую-то идею и вас бросают за нее в концлагерь, вы можете прогнуться и отказаться от своей идеи. Но если ты еврей и тебя только за это убивают, у тебя нет этой возможности — прогнуться. Каждый прочитывает то, что для него важно.

— Нет! — жестко возражает Паша. — Каждый прочитывает то, что написано. Автору жалко евреев, как собак!

— Он пишет так потому, что хочет раскрыть внутренний мир Ниманна, — раньше меня отвечает ему Лиза.

— Для меня это неважно! — говорит девочка, сидящая рядом с ней. — Перед лицом жизни и смерти это так ничтожно, так неважно, еврей ты или не еврей.

Второй ряд гудит, решая, важно это или нет.

— Так почему же это важно для ваших одноклассников? — спрашиваю я сидящих в этом ряду.

— У всех разные убеждения, — выкрикивает девочка из третьего ряда. — Может, на них так подействовали разговоры с родителями. Все люди, и у всех свои чувства.

— А что их жалеть? — спрашивает Никита, имея в виду евреев.

— Смотрите, — зовет меня Паша, — тут описание идет: «замкнутый мещанский мирок».

— Так его видит Ниманн! — кричу я ему через класс.

— Это разве Ниманн написал?! — кричит он мне в ответ.

— Паша! У меня! Такое чувство! Будто вы! Читаете первую книжку в жизни!

Все смеются, и по взгляду Паши я понимаю, что совершила ошибку и он меня уже не простит, хоть и прочел больше книг, чем его одноклассники.

— Паша, — подхожу я к нему, — когда я услышала, как вы говорите об обещании Гитлера, как вы читаете слова Ниманна, я… я просто не верю, что вы это серьезно.

Он не отвечает, только снова кидает на меня недружелюбный взгляд, и я понимаю, что мой с ним бой проигран, и проиграла я его именно тогда, когда вообще начала воевать со своим учеником.

До конца урока остается пятнадцать минут. Какие новые знания я успела дать этим детям? Никаких. Когда я понимаю, что их время, за которое их родители уплатили по полной программе, потрачено впустую, на меня вместе с гулом с «галерки» обрушивается осознание: я взялась не за свое дело.

— Перестаньте разговаривать, — прошу я третий ряд. Они не обращают на меня внимания. — Пожалуйста, перестаньте разговаривать, — прошу я снова.

Я еще жду какое-то время, а потом жестко и тихо говорю:

— Пошли вон!

Наступает тишина.

— Кто? — спрашивает девочка, которая со временем унаследует родительский бизнес.

— Вы, например.

— А еще кто?

— И вы.

Девицы выходят, гордо неся головы, как свергнутые с престола королевы. Хлопают дверью, но негромко. В наступившей тишине двигаюсь к первому ряду, чтобы получить поддержку от своих отличниц. Но они смотрят на меня с беспокойством.

— Вы не думайте, я прекрасно понимаю, что это очень тяжелая книга, — сдавленным голосом говорю я, — и она очень реалистична. Но… потом вы сможете читать «Муравьев». У вас прекрасная школа, и, наверное, действительно вокруг вас все замечательно и красиво. Но не у всех ведь так в нашей с вами стране. Вы, может быть, думаете: ну, что там концлагерь — дела давно минувших дней. Но эта книга рассказывает о том, как быстро добропорядочные граждане могут превратиться в жестоких убийц. Они убивают, но по-преж­нему любят музыку, поэзию, своих комнатных собачек.

Из коридора несется звонок.

Первой мимо меня проходит девочка с сумкой Burberry, она дарит мне издевательскую усмешку. Второй идет Лиза и говорит «спасибо». Ребята выходят. «Спасибо» говорит каждый третий.
 

Урок четвертый. Главный герой

— Вы можете выгнать меня за дверь, — заявляет Паша.

— Я не доставлю вам такого удовольствия.

— А я вам не доставлю удовольствия спокойно вести урок.

— Неужели? — я встаю напротив Паши и смотрю ему в глаза, он отводит взгляд.

— Итак, у нас осталось мало времени, поэтому давайте сегодня поговорим о главном герое — 509-м. Почему он отказался от имени и стал называть себя номером?

— У него сломлен дух, воля, — говорит девочка из второго ряда. Эти ряды — словно ярусы активности. В первом она высокая, во втором — средняя, в третьем — никакая.

— Я бы не согласилась с тем, что 509-й — сломленный человек,— возражает отличница с умными глазами. — Номером подчеркивается только то, что он сильно изменился.

— Нет, — спорит Лиза, — это обобщенный образ, таких, как он, в концлагере много.

— Он хочет забыть свою прошлую жизнь, — выдвигает еще одно предложение второй ряд.

— А как вы вообще относитесь к главному герою? Паша, в телефоне вы ответа на этот вопрос не найдете. Уберите его.

— Мне он нравится, — отвечает отличница в модных туфельках. — Несмотря на нечеловеческие условия, он сохранил в себе качества, которые и в мирное время у людей сложно найти.

— Это правда, — соглашаюсь я. — 509-й — обычный человек, который остался таким, каким должен быть человек. Паша, пожалуйста, уберите телефон… Кстати, а как вы думаете, почему некоторых узников лагеря Ремарк называет мусульманами?

— Они такие… — начинает Петя, — голодные, холодные… За кусок хлеба могут убить, пойти на воровство.

— Ваши знакомые мусульмане регулярно воруют?

— Надо подумать, — бурчит Петя.

— А я думаю, что у автора просто такое представление о мусульманах, — говорит девочка, имени которой я не помню. — Вы же знаете, что есть радикально настроенные мусульмане.

— Те, которые совершают теракты? — спрашиваю я, замечая, как одна из обитательниц третьего яруса активности высоко тянет руку. Я киваю, обещая сейчас дать ей слово.

— Теракт в Домодедово совершил представитель того народа, который практикует кровную месть, — как бы нехотя вставляет Паша.

— Если рассматривать теракт в Домодедово, — возражает ему отличница, — то его совершил разочарованный человек. Таких разочарованных людей специально ищут, находят и просят их помочь в… совершении революции.

— Говорите, — обращаюсь к девочке, которая по-прежнему тянет руку.

— А можно выйти? — спрашивает она.

— Я думала, вы хотите ответить на вопрос. Хорошо, идите…

— Если человек передумает и не нажмет на кнопку, за него это сделают другие. — В классе продолжается разговор о смертниках, в котором я не принимаю участия, просто слушаю.

— Дело в том, что за этим стоит другой человек, у которого руки остаются чистыми.

Пока они галдят, я сравниваю их со своими одноклассниками и понимаю, что эти дети значительно умнее. Что их делает такими — плотный информационный поток или наличие смертников, которые уравнивают нас всех?

— Начальник концлагеря тоже удобрял цветы прахом заключенных!

— Моя точка зрения, — говорит Петя, — все военачальники, которые так себя вели… Им просто с детства навязывали, что есть одна раса, а остальные — не люди.

— Просто Петя на прошлом уроке невнимательно слушал, — язвительно вставляет Паша. — А я объяснял, что убивали не только евреев.

— Проблема в том, что идеология может смягчать душевные терзания, — говорит отличница. — У человека расширяются рамки. К кроликам он может по-прежнему относиться хорошо, но не к людям, имеющим другую идеологию…

— Сонечка, если вы будете разговаривать, я вас пересажу поближе к себе.

— А что мне делать, если я имбецилка?! — кричит Сонечка. Ее подружка с сумочкой снова усмехается — она радуется каждый раз, когда я делаю ее соседке замечание.

— Почему вы имбецилка? — спрашиваю я. — Вы — нормальная девушка, просто создали себе неправильный образ глупой болтушки.

— Она уже из него не выберется, — ехидничают девочки, сидящие рядом с ней. Сонечка хихикает.

Я рассказываю о радужном мире начальника концлагеря, у которого уютный дом и сарай с пушистыми кроликами. Мы говорим о той реальности, которую он моделирует вокруг себя, чтобы не замечать черного мира концлагеря.

— Давайте так, — говорит Паша, всерьез решивший не давать мне вести урок. — Мне это неинтересно. Я предпочитаю русскую литературу, обогащающую мой духовный мир.

— Расскажите, пожалуйста, Паша, про свой духовный мир.

— Ценностей у меня крайне много. Гуманизм, например.

— А что такое гуманизм?

— Человеколюбие. Высшая ценность — жизнь человека.

— А вы не находитесь в той позиции, когда можно выбирать — жить человеку или нет. Поэтому ваше человеко­любие должно выражаться в чем-то другом. Например — и в первую очередь — в уважении к окружающим вас людям. Сегодня вы проявили очень мало уважения ко мне.

— Я бы уважал ваше мнение, если бы вы достигли чего-то большего, чем стать учителем.

Мой подбородок медленно ползет вниз. Я всего лишь по заданию редакции играю в учителя и имею все основания не принимать слова Паши на свой счет. Но я не могу справиться с обидой.

— А что значит «достичь», Паша?

— Стать выдающимся человеком в области политики, экономики или культуры.

— Но я… не могу, я ведь учитель… И неужели вы действительно вот так свысока смотрите на своих учителей?

— Мы знаем мало известных имен учителей.
 

Урок пятый. Жизнь за сосиску

Я сижу перед пустыми стульями. В класс входит девочка из третьего яруса, садится на свое место и смотрит на меня.

— Скажите, если на вашу родину нападут, что вы будете делать? — спрашивает она. — Вы откажетесь от своей идеи?

— Мне хотелось бы думать, что я такая же, как 509-й, — нехотя отвечаю я. — Но я совсем не знаю, как я поступлю.

— А я тупо взяла бы автомат и всех фашистов перестреляла. Я умею стрелять, у меня дома патронов на месяц хватит…

Звонок. Я в плохом расположении духа, и это каким-то образом передается ребятам, они не шумят.

— Сонечка, вы вынесли что-нибудь из наших уроков?

— Я поняла, что первое — это нужно любить людей, а до этого не знала. — Если бы она не говорила так серьезно, я бы подумала, что она надо мной издевается. — А еще я поняла, что нацизм — это плохо.

— Давайте подводить итог, — я встаю перед классом, держа в руке карандаш. Мне больше не хочется быть учителем. — Знаете, когда читаешь воспоминания бывших узников, просто невозможно поверить, что обычный человек из хрупких костей и мягкой плоти способен перенести все эти мучения. И самое ужасное вовсе не то, что им приходилось голодать, что их били, а то, что рядом с ними постоянно умирали. А когда ты постоянно видишь рядом смерть, выжить еще тяжелей. Ну правда, человек — это такая ничтожная букашка! Но в нем все равно живет искорка жизни, — я перевожу дыхание, класс внимательно слушает. — Помните, мы читали про начальника лагеря, который ест сосиски и постоянно говорит себе: «Ну, я же замечательный начальник, в моем лагере люди не умирают в таких количествах, как в других». Мы говорили о людях, которые переступили черту. Мы говорили, что на месте первого концлагеря написано «Никогда больше». Самое главное, что есть у человека, — это выбор. Да, ваша жизнь светла, прекрасна, и это здорово. И, конечно, было негуманно заставлять вас читать про концлагерь, но… Война ведь была! И эти люди — они были и страдали, и мы должны читать о них, чтобы пережить хотя бы миллиардную долю того, что они пережили. И тогда у нас появится надежда, что действительно никогда больше.

Я заканчиваю. Взмахнув карандашом, я дирижирую классом — направляю его острие в сторону того ученика, который должен говорить. Время бежит, я не замечаю его.

— Начальник лагеря ест сосиски, — мой карандаш рубит воздух, — а у 509-го — ад. Ну, и зачем так мучиться? Сосиска или идея?!

— Мы все выберем сосиску, — говорит девочка с Burberry.

— Не все готовы отказаться от своего мировоззрения, от дела всей жизни, — не соглашается Петя.

— У вас есть такое дело, такая идея?! — спрашиваю я, и Петя отрицательно качает головой.

— Мне сложно судить, — не выдерживает Паша, который весь урок меня игнорировал. — Если у тебя нет такой сильной идеи, как у Джордано Бруно, идеи настоящей, за которую не жалко пойти на костер, тогда сложно судить.

— Паша, вы смотрели «Властелина колец»? Помните, что отвечает маг, когда Фродо говорит: надо было убить Горлума?

— Ты можешь возвращать жизнь? — подсказывает класс.

— Тогда не спеши ее забирать! Жизнь — это то единственное, что мы не можем вернуть. И когда люди вступают в такие близкие взаимоотношения со смертью, решают, кому жить, а кому нет, в глубине души они знают, что это все когда-нибудь закончится и их будут судить.

Когда до конца урока остается десять минут, я прошу ребят рассказать, кем они хотят стать. Паша — журналистом, Никита — миллиардером, Петя еще не решил, отличница в туфельках — журналистом или дипломатом, отличница в очках — медиком. Сонечка — маркетологом. Многие из них уедут за границу учиться на юристов и экономистов.

— А кем вы хотели стать в детстве?

— Машинистом. Ветеринаром. Наездницей. Разведчиком. Фигуристкой.

Никита хотел стать бабочкой, чтобы сидеть на маках. Стать учителем никто не хотел и не хочет.

— Я должна вам кое-что сказать, — начинаю я. Остается пять минут. — Я не учитель, я журналист.

Они не удивляются, не возмущаются, просто сидят и выжидательно смотрят на меня, как смотрели на первом уроке.

— Нас разыграли, — говорит кто-то. — О нас напишут плохую статью.

— Это Паша говорил о евреях с осуждением, — заявляет Никита, — а я — только с восхищением. А вы решили, что я нацист. А вообще вы на нас не орали, и это подозрительно.

— А еще учителя не задают так много вопросов, — замечает кто-то.

— А еще они более харизматично с нами общаются, — злобно бросает Паша. — Я по-прежнему считаю, что в книге сделан слишком большой акцент на евреях.

— Паша, я очень рада, что вы честный.

Родина не дала им идеи, которую они не смогли бы променять на сосиску. Но будь она у Паши, мне кажется, он сражался бы за нее до конца. Я стою у стола и киваю ребятам, когда они говорят «до свидания» или «спасибо».

Несостоявшиеся разведчики, ветеринары и машинисты исчезают в коридоре. Их детские мечты представляются мне маленькими искорками жизни, которые не сможет загасить даже учеба в Лондоне. И окажись они в тех же условиях, что и 509-й, Бухер и Рут Холланд, многие из них смогут выжить. В одной руке я сжимаю карандаш, в другой — листки с текстом романа, и мне хочется верить, что лет через десять им захочется перечитать эту книгу.

Нет, я не верю в это. Я в этом уверена. 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Жильцова Марина 10 июля 2011
Действительно, статья выбивается из всего материала, привычного для РР... Так же, как меня завораживают сеансы у психолога, когда невозможно предсказать, что и как откроется, так же удивил материал! Давно заметила, что современные дети отличаются от моего поколения - они глубже, хотя и показывают себя пофигистами! И по опыту мамы, которая работает учителем, знаю, как сложно достучаться до этих детей, зацепить! Восхищаюсь Мариной!
Бездомный Иван 8 июля 2011
Извиняюсь, конечно, но мне хочется обсудить тему, взятую для рассмотрения в классе...

Давайте на минуту абстрагируемся от понятия "человечность" и станем рационалистами, станем называть вещи своими именами и, вообще, очень практичными людьми.
Пройдусь по некоторым пунктам:

1) "Или такие есть и среди нас, в этом классе? Скрытые преступники, которые, начнись третья мировая, тоже будут убивать?" -исходя из этой реплики, можно сказать, что все солдаты, партизаны, диверсанты, чекисты и т.д. - ярые преступники... что за бред?))
2)Это мода такая пошла - кричать "Ай вэй" при упоминание о халакосте? Да и, вообще, о концлагерях? Там говорилось, что люди хотели, чтобы их помнили и то, что их надо помнить.
А можно спросить? Почему таких же реплик нету о героях и, просто, солдатах? О людях, что умирали в тылу от истощения и изнеможения, изготавливая оружия победы? Я считаю правильным помнить тех, кто приносил реальную пользу! Тех, кто отдавал жизни за наше спасения, а не тех, кого взяли во время работы в семейной лавке за то, что он еврей.. Таки где ви видели евг'р'ея с автоматом?)) Да, там (в лагерях) были и военнопленные - их тоже надо помнить. Но тех, кто по словам той же учительницы-репортера и автора:
"От тепла, которое он испытывал, читая в глазах заключенных страх смерти, страх, неумолимо гнавший их вперед, придававший им силы, подымавший их с земли, когда они падали, толкавший их дальше" и "просто хотели, чтобы их помнили" - я помнить не хочу.. Они - лишь потери. Не боевые. Да, их жалко, но внимание уделять стоит тем, кто хоть что-то сделал для победы и спасения родины..
Лукин Алексей 5 июля 2011
Ну вообще-то парень в некоторой степени прав. Я не шовинист или антисемит, но журналистка делает упор только на евреев. Парень по сути повторил слова голливудского режисера Оливера Стоуна который сказал что было бы хорошо говорить так же и о жертвах среди народов СССР. Он так же подметил что русских умерло намного больше чем евреев. Тут же разные там сионистские организацие обвинили его в антисемитизме и навесили на него ярлыков. Вот обыясните мне пожалуйста почему на западе можно говорить о рууском человеке что он пьяница или лентяй, эти слова сквозят в статьях иностранной прессы, а о еврее нельзя даже пискнуть. Придумали священную корову. О чем угодно только не о евреях и педерастах.
Рябикин Леонтий 24 июня 2011
Марину (интересно, какое отчество?) Ахмедову читаю редко. Чаще вижу её по «Эксперт ТВ», в передаче «Журналистский клуб». Выглядит она малоинтересно. Не помню ничего умного и яркого, ею сказанного. Статейка же показалась занятной. Если бы меня попросили пересказать сюжет, пересказ выглядел бы так.

Mlle Ахмедова, замглавред(!) журнала «Русский Репортёр», решила вослед Хейли стать на время учительницей. В дико крутой школе для мажоров. Чтобы потом написать про это статью. А дополнительно преподать деткам урок толерантности. Не по чьему-либо заданию, из собственных убеждений. Втереть им эти свои личные убеждения. Убеждения довольно характерные для девушки азербайджанской национальности, которая проживает в сегодняшней Москве, а потому кожей чувствует недоброжелательность русских по отношению к ней и к другим инородцам.
Для этого она избрала книгу Ремарка «Искры жизни», описывающую, как я могу понять, жизнь евреев в нацистском концлагере.

Признаюсь, Ремарка не читал. Потому не читал, что, как мне говорили, много у него безысходного пессимизма и соплей про «потерянное поколение». Мало мне, что ли, пессимизма в реальной жизни? Но mlle Ахмедова мне поведала ещё, что данная книга стремится внушить человечеству любовь. Любовь к евреям. Юдофилию.
Почему этого хотел Ремарк, не знаю. Возможно, евреи ему очень нравились. Будь я писателем, мне, возможно, тоже очень понравились бы люди, которые меня издают и рекламируют мои книги. Евреи же по части рекламы и пиара признанные мастера. Раздувать презерватив до размеров дирижабля их любимое занятие.

А возможно, Ремарк этого не хотел, но явно хотела Марина Ахмедова. Однако с втиранием юдофилии у неё получилось неважно. Детки к ней оказались невосприимчивы. Возможно, юное поколение вообще соображает хуже предыдущих (такова моя оценка; правда, мнение mlle Ахмедовой противоположное: «я сравниваю их со своими одноклассниками и понимаю, что эти дети значительно умнее»). Мне же показалось, что невосприятие данным мажорным классом идей толерастии и юдофилии обусловлено тем, что детки в целом если и не знают наверняка, то прекрасно видят, что окружающая их жизнь им недвусмысленно противоречит. Есть даже в классе ребятки, которые, несмотря на свою мажорность, являются скорее юдофобами, чем юдофилами, не любят кавказцев и даже поучаствовали в событиях на Манежной. И в связи с этим послали mlle Ахмедову с её юдофилией на фиг. Причём вполне аргументировано.
Своё поражение она сама признаёт: «Какие новые знания я успела дать этим детям? Никаких. … я взялась не за свое дело».

Да никаких знаний для передачи детям, судя по статье, у неё и не было. Изначально. Кроме либерастических прописей: нацизм это плохо, Гитлер это плохо (Сталин, надо понимать, ещё хуже), война это плохо, смерть это плохо, зато евреи – это хорошо!

Не надо ей больше за такое дело браться.
Апельсинов Тимур 25 июня 2011
Рябикин Леонтий: ты дебил.
Зуев Максим 22 июня 2011
Воробьев Эдуард: мне нравиться ход Ваших мыслей, хоть немного и не про статью. Что касается статьи: удивлен, что настоящие школьники мыслят. Я думал, что их интересует только культура потребления. А огрызаются они в силу своего возраста. Чем больше педагог навязывает свою точку зрения, тем больше ученики уходят к нему в оппозицию. Учитель должен учить человека мыслить, а точку зрения ученик выберет сам. И это будет его точка зрения. Со временем, приобретя жизненный опыт, человек может поменять свою точку зрения. В этом ошибка всех педагогов гуманитарных дисциплин: навязать определенную точку зрения, определенный стереотип.
Павлова Анастасия 21 июня 2011
C чего вдруг в комментариях все прицепились к евреям? Насколько я помню, в школьной программе всегда говорилось о жертвах СССР в ВОВ. Ну не знал Ремарк о русских, были ему ближе евреи, вот и писал он о них.
Статья в целом ведь не о евреях вовсе, а о том что б "такого никогда не повторилось", и на протяжении всех уроков репортер пыталась эту мысль до Паши донести.
Руссофобского ничего я здесь не увидела. Просто люди делают выводы из той информации какой обладают, про обещание Гитлера я вообще впервые прочла, а знала бы в 10 классе, может и отношение к фашизму другое было.
Умные дети, хороший репортаж.
Только вот про фразу в адрес учителя не верится, уж очень как то по-шаблонному
Воробьев Эдуард 21 июня 2011
Павлова Анастасия: К евреям никто не цеплялся бы, если в статье не был акцент именно на них сделан. Правильно, в СССР говорили о жертвах, не деля на национальности, теперь же мы слышим лишь о холокосте и бедных евреях.
Павлова Анастасия 21 июня 2011
Воробьев Эдуард: акцент был, на мой взгляд, на книге.
А что касается национализма, то это может и правильно, только вопрос ведь в том каким образом вы любовь к Родине реализуете. Надо не поливать грязью другие народы, а поднимать уровень развития своего, как Вы сами говорили "работать над собой", только на данный момент в России, к сожалению, проще винить всех окуржающих
Воробьев Эдуард 21 июня 2011
Павлова Анастасия: На книге. Книга про евреев в концлагере. Можно сколько угодно говорить, что она об общем горе, но это не так. Если бы была об общем горе, не было бы указана национальность. Что же касается про поливания грязью, о чём это вы?! Если человек титульной национальности задаёт вопрос отчего это в его стране, пофигу на проблемы народа титульной национальности, а все носятся как с торбой писаной с народом, который составляет хрен десятых процента от численности населения, то это вовсе не поливания грязью. Это недоумение от сложившегося перекоса. С какого рожна я должен видеть на праздничном концерте посвященному Дню Победы Кобзона поющего еврейскую песню?! Что за бред?! Вы не находите, что все эти, так называемые "поливания грязью" являются следствием лишь одного -- евреи сами и сознательно себя отделяют от остальных. Ну так получИте, чего уж там, нам не жалко. Мы не дураки, видим, что и как происходит, умеем думать, анализировать и делать выводы.
Google gonzopressa@gmail.com 19 июня 2011
Думается, что пока о русских людях будут писать всякие русофобы, типа гражданки Ахмедовой (кстати, хотелось бы узнать её национальность), ничего хорошего мы о себе не узнаем...
Mail maximushkeen@mail.ru 18 июня 2011
Mail maximushkeen@mail.ru 18 июня 2011
Ремарк - это очень хорошая литература, но все же для данного урока лучше было бы использовать другую книгу. Если автор ставила себе целью вызвать сочувствие к жертвам лагерей смерти и ненависть к нацизму, то в данном случае достигается противоположный результат. Все-таки понять боль других (евреев, немцев, поляков и т.п.) можно только через осознание боли своей. Возможно было бы лучше если бы один урок был посвящен русским потерям, другой немецким, третий польским, 4-й еврейским и т.д. Ребята хотя бы поняли, что уроки посвящены всем пострадавшим в этой мясорубке, а не отдельной национальности, о которой и так все знают.
Отличная научная статья на тему одной из причин современного антисеммитизма, думаю ее будет интересно просмотреть
Mail maximushkeen@mail.ru 18 июня 2011
maximushkeen@mail.ru: ммм... ссылок тут не добавить я смотрю, ну ладно)
Тайлаков Олег 18 июня 2011
смешная статья: невротично-гестаповские допросы нагловато-вялой школоты.

впрочем, общей унылости избежать и здесь не удалось.
Бикинеев Александр 18 июня 2011
Уважаемая редакция!
Пожалейте своих репортёров, не мучьте вы их такими непосильными задачами. На наших глазах вы откровенно издеваетесь над Мариной Ахмедовой, посылая её то и дело к каким-то извергам рода людского, как то к монахам, Петру Мамонову, теперь вот - к т.н. золотой молодёжи. Пожалейте несчастную, которой приходится в одиночку нести разумное зерно в те место, где разум не в чести. Отправляйте впредь на передовые репортажи кого-нибудь другого.
Тайлаков Олег 18 июня 2011
Бикинеев Александр: почти полностью поддерживаю.
За тем лишь замечанием, что и Мамонов, и монах достойны более грамотного собеседника.
А тягаться с школьниками и "Войной", Ахмедовой просто не под силу.
Захаров Павел 17 июня 2011
Спасибо большое за интересный материал. Зачитался - проехал свою станцию.
Google luminescenta@gmail.com 17 июня 2011
лично Марине Ахмедовой:
Вы мой герой:)

абсолютно серьёзно. дело в том, что я в этом году пробовала преподавать семиклассникам программирование (моя будущая специальность). я поразилась, насколько тяжело завладеть вниманием, донести мысль. 7 класс - возраст очень безобидный, однако заставить их вдумываться в то, что не кажется им интересным, практически нереально.
а доносить серьёзную литературу вроде Ремарка, когда её изначально НЕ хотят принимать..Вы молодец:)
Mail kazeko@mail.ru 17 июня 2011
"Родина не дала им идеи, которую они не смогли бы променять на сосиску. Но будь она у Паши, мне кажется, он сражался бы за нее до конца."

Хочется добавить, что он за идею мог бы, например, не только идти до конца, но и убивать... нет?

И в этом свете возникает парадоксальная мысль: общество потребления самое гуманное и безобидное. Ведь люди, живущие для комфорта с сосисками, никогда не пойдут убивать за идею "высшей расы", нет разве?
И тогда надо пропагандировать "потреблядство"?
Google antofre@gmail.com 17 июня 2011
Если человек видит, что в этом мире жизнь ничего не стоит, никакая книга не переменит его мнение. Если он видит, что за идеями толерантности и терпимости, прячутся волки, он начинает понимать, что их нужно отстреливать, иначе они сожрут его самого. Идея фашизма возникает не на пустом месте, ее питает безысходность и выбор из нескольких зол, среди которых она кажется персонально менее опасной. Обезличенное несчастье никого не трогает. Никто, никаким примером не может заставить людей быть человеко-любимым, толерантным. Счастье 10ков - смерть сотен - реалии современного мира, в котором культура стремительно размывается дикостью и звериной тягой к крови, которая есть власть, достаток, положение. В человеке просыпается первобытная память: "Зверя нужно сажать в клетку или убивать, приручить его невозможно". Так было, так есть и так будет до тех пор, пока все мы не станем одинаковыми одноклеточными в стеклянных ретортах с питательным раствором.
Но ведь никому не нравиться равенство ...
Ивченков Андрей 17 июня 2011
Очень интересная статья. Я бы сказал исследование.
Надеюсь, что эти дети найдут свой путь в жизни, который выберут сами. Ведь нормальные ребята то...
Google yaroslav.yashin@gmail.com 17 июня 2011
Господи, как же хорошо, что есть такой журнал и такие репортеры!
Сногсшибательная статья, спасибо большое!
Google melkor.fox@gmail.com 16 июня 2011
Читал внимательно, и в процессе чтения эмоции менялись весьма стремительно. Причем диапазон был самым широким - от "что она о себе возомнила?! Как она себе такое позволила?!", до мурашек по коже в конце. Материал получился по-настоящему хорошим (на мой вкус несколько выбивающимся из общей стилистики журнала, тем лучше, один "+" в копилку вашей "локальной модернизации"). Проблема, затронутая автором действительно актуальна, эти дети, видимо одно из последних поколений, которое "застало" ветеранов, тем острее стоит проблема сохранения исторической памяти. Когда в этом году мы с коллегой готовили открытый урок памяти, то в очередной раз столкнулись в процессе работы с неприятием нашими учениками материала, с нежеланием их погружаться эмоционально в эту атмосферу, глубоко им не комфортную. И как у многих уже высказавшихся здесь, у меня проскочила крамольная мысль, что они не просто не такие как мы, что они хуже. Но коллега заметила, что осознание масштабов этих событий, сразу прийти не может, должно пройти время. И как и в случае описанном в статье, результат был, но как часто бывает в нашей работе, сложился он совершенно иначе, чем было задумано.
Это было действительно интересно, и форма работы, и методы, и, самое главное, дети, которые способны рассуждать, умеют это делать, а значит, у нас всех есть будущее.
Yandex goodwinpress 16 июня 2011
У меня мороз по коже от этих деток, такой же, как и у них самих по прочтении описания концлагеря. Им неудобно в реальности Ремарка - мне неудобно в реальности с ними. Мы все учились по одинаковым букварям, но и я, и они - словно с разных планет.

Я не знаю, читает ли автор репортажа комментарии. Если да, хочу поблагодарить Вас за текст. Как и большинство материалов на РР, он причиняет большое беспокойство в том мире, который каждый строит внутри себя. В жизни и так полно стресса и разочарований, и РР отнюдь не приукрашает жизнь. Но зато после прочтения таких текстов хочется уже встать и сделать что-то, для людей, для страны.
Андреева Юлия 16 июня 2011
Христианство учит человека работать над собой, жертвовать во имя высокой идеи. Не будет Христианства, и все мы продадимся за грош,за сосиску.
Воробьев Эдуард 16 июня 2011
Андреева Юлия: Ой, да ладно! :) С любой религией столько дерьма связано, что ну их всех, христиан, мусульман и прочих иудеев на фиг. Какая высокая идея христианства? Рай? А тут, что происходит, пофигу, на том свете всё зачтётся? Вот и получается, что христианство как ржа разъедает людей, делает из них скот на убой, фигли биться то, умри мучительно -- будет тебе на том свете всё хорошо. Жертвовать -- единственная задача христианства. К чёрту такую религию! А работать над собой, совершенстоваться, можно и без религии, достаточно быть человеком. И точно так же жить не за сосиску. Всё вы, религиозные фанаты, горазды себе приписывать, все добродетели :)
Воробьев Эдуард 16 июня 2011
В самом деле, надоело слышать вокруг, холокост, евреи, бедные и несчастные и так далее… Почему никто не говорит с таким же жаром о том, сколько русских и каким образом было уничтожено советской властью, которая состояла на 90 % из евреев и других нерусских. Почему мы должны сопереживать тем же евреям, погибшим в в концлагерях, а не русским военнопленным которых так же там уничтожали? Вы говорите, что все равны, что речь идет о человеческой жизни -- пусть тогда все эти крикуны о холокосте сделают первый шаг вперед, говорят о других, а не о своих. Но этого не будет никогда. Это норма, своя рубашка ближе к телу, в первую очередь нужно думать о своей семье, родных, народе, а лишь потому уже переживать из-за негров, голодающих в Африке или евреев, убитых во время второй мировой. Поэтому бесит, когда евреи и иже с ними пытаются нас, руссов убедить в том, что нужно им сочувствовать, хитро говоря, что дело не в евреях, а в «человеческой жизни». Мы давно уже другие, на такие тупые подмены понятия больше не реагируем, нас волнует свой народ, его история, его будущее. Остальное уже дело второстепенное, так как если не будет руссов на Руси, нафиг тогда всё это нужно? Если русский народ исчезнет, мне совершенно всё равно, что будет с другими народами, будет ли вообще эта планета существовать. Современная ситуация на Руси лишь усугубляет это чувство обманутости и несправедливости. Почему если на Руси 8 из 10 русы, то 9 из 10 богатейших людей евреи? Ведь явная диспропорция и многие из нас по жизни с евреями пересекаются и вряд ли кто-то может сказать, что они умнее, разумнее, талантливее и так далее. Да, хитрее, да плотнее друг за друга держатся, как и кавказцы, кстати, но это лишь нам, руссам, в укор. Но, как только мы начинаем вести себя так же, думать о своем народе в первую очередь, держаться вместе – тут же летя со всех сторон обвинения в фашизме, нацизме и прочем. Ребята – идите в задницу, это наша земля и мы будем тут жить так, как считаем нужным, рано или поздно, но так будет.
Буртин Шура 20 июня 2011
ох, милый. тебе говорят: фашисты невинных людей убивали, а ты "идите в задницу, это наша земля и мы будем тут жить так, как считаем нужным"

ты, видимо, о чем-то своем
Зацепин Александр 16 июня 2011
Эдуард, ваш комент, ИМХО, попахивает нацизмом. Вы говорите о руссах и о Руси, но я русский и живу в Росии, Гитлер тоже, помнится говорил о немецкой нации. От русофильства до нацизма один шаг. БОЛЬШЕ НИКОГДА.
Воробьев Эдуард 16 июня 2011
Зацепин Александр: Очень печально, что русский позволяет себя болванить разными "общечеловеческими ценностями", бредом про тяжёлую долю мирового еврейства, и "строительством общемирового дома", в то время как его народ сживают со свету. Стесняется даже думать о том, чтобы его народу было хорошо, а не какому то там, абстрактному, человечеству. Грустно читать, что русский сетует другому о том, что тот чересчур русофилен и от этого до нацизма один шаг, очень грустно. У всех есть на этой земле Родина, у евреев это Израиль (хотя спорно) у немцев -- Германия, у англичан -- Англия, у любого народ есть Родина, только вот русским в этой "малости" отказано, Россия может быть родиной для всех, кроме русских, это даже по конституции видно. Тебя, русского, такого положения дел устраивает? Меня совершенно нет. Меня не устраивает, что если я говорю "Россия для русских!" меня могут посадить за "разжигание", а если Кадыров говорит "чеченская земля", то ему Путин хлопает. ПОэтому по мере своих, малых, сил, буду делать всё, что могу, чтобы ситуация измениласт. Кто-то назовет это фашизмом, нацизмом -- по барабану.
Леонов Игорь 16 июня 2011
Воробьев Эдуард: А что для русских общечеловеческие ценности чужды? Или нам русским позволено больше чем другим национальностям? А кто русский, а кто нет вы как будете решать? Может система размера носа, ширины глаз вам подойдет? У евреев по вашему мнению своей страны тоже нет, поскольку по вашему мнению Израиль спорно еврейская страна, а если нет своей страны, то и места на земле им нет! Правда? Так в 33 году все начиналось!!! Вы не националист, националисты превозносят свое. Вы нацист!!!Такие как вы умеете только гнобить чужое!!! И последнее. Я еврей и горжусь тем, что я еврей!!!И таким как вы у меня эту гордость не отнять!!!
Воробьев Эдуард 16 июня 2011
Леонов Игорь: Что такое общечеловеческие ценности? То, что нам пытаются под их видом протащить, типа, что пидоры такие же, как и мы, что нужно быть толерантными к другим нациям, когда они гадят тебе на голову и так далее? Если такие – в топку, сами с ними живите. Кто такой русский определяется очень просто, всего три пункта:

1. В человеке есть хоть часть русской крови.
2. Человек считает себя русским.
3. Окружающие считают его русским.

И не надо никаких черепов мерять и прочей фигнёй заниматься. Что касается того есть у евреев своя страна или нет, мне, откровенно говоря, абсолютно всё равно, это они пусть с арабами решают. Но, пока Израиль существует в том виде, как сейчас – значит у евреев есть Родина, то есть они всегда могут туда свалить, ежели чего. А русским куда валить? Вот мы и хотим, здесь, в России, чтобы была наша Родина, наша, а не айзерская, еврейская или какая другая. По-моему всё очень просто.
Я националист, еще раз – мне совершенно пофигу на все другие нации, на их разборки и прочие непотребства, единственная причина, по которой я эти нации или народы замечаю, они имеют влияние на мою жизнь в России. Вот мне пофигу до аборигенов в Австралии, они никак не влияют, а вот до евреев не пофигу – они влияют.
То, что ты гордишься, что ты еврей, на здоровье, мне от этого ни жарко ни холодно. Но, вот ответь мне на простой вопрос, честно (мы же тут все анонимы, почти :) ) придут к тебе завтра парни из Мосада, они же знают, что ты еврей, и гордишься этим, и попросят тебя чуть-чуть на них поработать, помочь исторической Родине, что ты сделаешь?

1. Пошлёшь их нафиг, сказав, что против своей Родины, России работать не будешь и забудешь о визите.
2. Пойдешь в ФСБ, чтобы сказать, что тебя пытались вербануть сотрудники иностранной разведки.
3. Дашь согласие работать.
Я то знаю ответ, мне интересно, что ты скажешь :)
Mail bzeeeek@mail.ru 17 июня 2011
Воробьев Эдуард: Согласен, Шаламова надо было лучше читать. Кстати все евреи националисты, о чем они пишут на еврейских сайтах совершенно открыто.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение