Полет к марсианскому банкиру и другие новости недели

30 июня 2011

NASA вот-вот определится с местом высадки нового марсохода Mars Science Laboratory. Из трех кандидатов наиболее вероятным считается кратер Гейла. Там когда-то, возможно, текли реки — а значит, больше вероятности найти признаки жизни. Этот кратер был назван в честь австралийца Уолтера Гейла. Вообще-то, он был банкиром. Но в свободное от бизнеса время Гейл увлекался астрономией, построил себе персональный телескоп и открыл несколько комет и звезд. (1)

В желудке клыкача найдены две новые рыбы

У побережья Антарктиды на глубине около 1700 м ученые открыли два новых вида рыб. Их обнаружили в желудке третьей рыбы — клыкача. «Новенькие» относятся к семейству липаровых, которых иногда называют морскими слизнями. Эти существа внешне напоминают головастиков и обладают очень тонкой, почти прозрачной кожей. (2)

Пингвины боятся темноты

Пингвины Адели и императорские пингвины не охотятся по ночам, несмотря на то что это самое «рыбное» время у берегов Антарктики. Чуть стемнеет, пингвины выбираются на берег и неуклюже топают домой пешком, вместо того чтобы быстро проплыть это расстояние. Осенью они мигрируют в места, где не бывает полноценной полярной ночи, оставляя богатые рыбой участки. Ученые предположили, что пингвины просто боятся ночных хищников, например морских леопардов. (3)

Математики лучше воспринимают речь

Многолетняя тренировка математических способностей помогает лучше слышать слова, а вот длительные занятия искусством не улучшают навыки восприятия слов, а может быть, даже и ухудшают. К такому выводу пришли российские ученые, исследовавшие восприятие речи у студентов математических и художественных вузов, а также у профессиональных математиков и художников, занимающихся творчеством более десяти лет. Оказалось, что студенты не различаются по степени успешности восприятия речи на слух, а между группами тех, кто продолжительное время профессионально занимается математикой и искусством, обнаружены существенные различия в результатах. (4)

Волосы нужны мышам для полета

Неврологи выяснили, для чего летучим мышам маленькие волоски на крыльях. Когда-то считалось, что так животные ориентируются в пространстве, но теперь даже школьник знает, что для этого они используют эхолокацию. Как выяснилось, во время полета волоски раздражают нервные окончания, сигналы от которых сообщают мышам, что они развили достаточную скорость. Мыши, которым удаляли волосяной покров с крыльев, постоянно пытались ускориться — не получая сигнала, они «думали», что летят слишком медленно. (5)

Источники: (1) Nature. Published online. June 23, 2011.  (2) Чернова Н. В., Прутько В. Г. // Вопросы ихтиологии. 2011. № 3. С. 293–302. (3) David G. Ainley, Grant Ballard // Polar Biology. Published online. June, 2011.  (4) Асенова И.В. // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 113–120.  (5) Sterbing-D’Angelo S. et al. // Proc. Natl. Acad. Sci. USA doi:10.1073/pnas.1018740108 (2011).