«3,4 миллиарда лет назад на Земле уже была жизнь!»

Дэвид Уэйси, профессор Университета Западной Австралии

8 сентября 2011, №35 (213)

В Австралии ученые обнаружили окаменелые бактерии, которым больше трех миллиардов лет. Возможно, эта находка поможет выявить признаки жизни на других планетах.

Шансы найти старейшие ископаемые на Земле очень малы. Есть всего несколько «законсервированных мешков», где древнейшие осадочные породы хорошо сохранились. Территорию Стреллей-Пул в западном австралийском регионе Пилбара как раз можно назвать таким мешком: здесь есть камни, которым больше трех миллиардов лет!

Исследования начались в 2005 году, и тогда нам казалось, что мы ищем иголку в стоге сена. Размер бактерий не превышает толщины человеческого волоса, а территория Пилбары — несколько сотен квадратных километров. Только через два года мы натолкнулись на нечто, напоминающее окаменелый микроорганизм. Еще три года потребовалось, чтобы удостовериться в подлинности находки.

В итоге исследования показали, что мы нашли целую экосистему микробов. То есть 3,4 млрд лет назад на Земле уже была жизнь! Эти организмы существовали фактически без кислорода, и главным источником энергии для них была сера. Кроме того, вместе с ископаемыми были обнаружены кристаллы пирита, его еще называют «золотом дураков». Возможно, микроорганизмы питались им.

Подобные бактерии существуют до сих пор: их можно найти в песке на пляжах, в глубоких слоях почвы, где мало или совсем нет кислорода, рядом с термальными источниками, где есть обогащенные серой газы.

Я убежден, что это открытие будет полезно для исследования жизни на других планетах. Чем больше мы знаем об истории возникновения жизни на Земле, чем лучше идентифицируем ее простейшие формы (а не тратим на это по три года), тем проще будет искать следы жизни, например, на Марсе.