Жизнь зародилась в камне и другие новости

10 октября 2011

Пористая стекловидная пемза вполне могла стать средой обитания для первых форм жизни на Земле, утверждают биологи из университетов Окс­форда и Западной Австралии. Исследования пемзы обнаруживают, что она обладает свойством вытягивать из воды органические соединения и катализировать биологические процессы. Осталось только проверить этот факт в лаборатории, что и предлагают сделать ученые. Получить жизнь в пробирке пытаются уже более полувека. До сих пор это не удавалось. Возможно, пемза и есть недостающее звено в цепи научных построений. (1)

Таяние льдов опережает расчеты

Согласно данным НАСА, уровень ледяного покрова Арктики в этом году почти достиг минимума, зафиксированного в 2007 году. Четыре года назад лето было жаркое, и лед сильно сдал. Но в этом году никакой жары в Арк­тике не было. По мнению ученых, такое стремительное таяние — результат накопительного действия многих факторов. С сентября 1979 года площадь и толщина арктического ледяного покрова сокращаются на 12% ежегодно. Согласно модельным расчетам, Арктика почти лишится льда к 2100 году. Однако скорость таяния льдов уже опережает данные моделей. (2)

Подросткам нужны новые нейроны

Ученые Йельского университета пришли к неожиданному выводу: если образование новых нейронов мозга прекращается в подростковом возрасте, поведение живого существа становится глубоко антисоциальным. По крайней мере так происходит с крысами. При блокировке производства нейронов в раннем возрасте они начинали вести себя так, будто не признавали других крыс за крыс. При этом остановка генерации нейронов во взрослом состоянии к таким последствиям не приводила. Интересно, что у шизофреников отмечается дефицит продуктивной способности нейронов. Возможно, тем самым ученые приблизились к пониманию причин этой болезни. (3)

Зачем нужна «мусорная» ДНК

В наших генах довольно много повторяющихся участков ДНК, которые непонятно для чего нужны. Они не кодируют никаких белков, не принимают участия в работе организма. Ученые называют их «мусорными», «эгоистическими», «паразитическими». Ведущий научный сотрудник Института молекулярной биологии РАН профессор Верната Гречко предлагает отказаться от этих уничижительных эпитетов. Согласно ее теории, именно эти участки хромосом являются чуть ли не главным инструментом обеспечения биологического разнообразия. «Эту часть геномной ДНК, напротив, можно рассматривать как основную, “хозяйскую”, действующую субстанцию, некий каркас, на котором, во взаимодействии с которым и для поддержания которого функционирует белково-лигандный аппарат». (4)

Источники: (1) Martin D. Brasier et al. // Astrobiology. 2011. Vol. 11. No. 7: 725 DOI: 10.1089/ast.2010.0546 (2) По материалам, предоставленным NASA/Goddard Space Flight Center сайту Science Daily. (3) По материалам, предоставленным Йельским университетом сайту Science Daily. (4) В. В. Гречко // Молекулярная биология. 2011. № 5. С. 765–792.