--

"Циничная и подлая история"

В Москве за бессмысленной вывеской "Реставрация и приспособление" полным ходом идет снос легендарного стадиона "Динамо"

Стадион, построенный в 30-х годах прошлого века, является не только исторической ценностью, но и памятником архитектуры эры конструктивизма -  ещё в 80-х годах прошлого века "Динамо" получил статус объекта культурного наследия. К тому же, его фасады украшены барельефами известного советского скульптора Сергея Меркурова. И, что важно, первоначальный проект "приспособления" стадиона под требования XXI века (в том числе и создания крыши над ареной) предусматривал бережное и полное сохранение этого произведения русского авангарда...

Артём Чернов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

17 февраля 2012
размер текста: aaa

Однако, нынешний собственник памятника - банк ВТБ и его дочернее подразделение "ВТБ-Арена" - каким-то образом провели более чем сомнительную манипуляцию со статусом "Динамо": здание именуется в новой документации не памятником архитектуры, а "достопримечательным местом", что применимо к парку, аллее, площади, но не к зданию. И, видоизменив первоначальный проект строительства, приговорили три четверти стадиона к сносу до основания.

Координатор движения "Архнадзор" историк Рустам Рахматуллин заявил в интервью finam.info , что "стадион «Динамо» был памятником архитектуры, то есть объектом культурного наследия, и мы не можем отыскать документы, которые отменяли бы этот статус. ...Появляются документы за подписью Собянина, которые уже называют стадион «Динамо» достопримечательным местом, но мы не находим устанавливающего документа, который придает такой статус вместо прежнего, мы видим уже документы, выпускаемые по результату этого переименования".

Достопримечательное место, рассказывает Рахматуллин, отличается от памятника тем, что на нем возможна градостроительная деятельность... Закон предусматривает этот статус для ландшафтных памятников, для заповедных территорий. Для луга и рощи, которые видны из окон какой-нибудь  писательской усадьбы, например Мураново... Но стадион - это не луг, не ландшафт, не территория. Это историческое здание из железобетона.

"А тут мы внезапно обнаружили, что здание стадиона "Динамо" стало местом, что само по себе нелепость. Это позволило застройщику, банку ВТБ и его дочке «ВТБ-Арена», начать здесь градостроительную деятельность, предполагающую по новому проекту уничтожение трех четвертей наружного периметра здания! Происходит манипуляция, когда впервые на нашей памяти отдельное здание на бумаге вдруг становится ландшафтом. Это циничная и подлая история..."

Представители ВТБ-Арена ссылаются на то, что, якобы, во время подготовки к московской олимпиаде 1980-го года 3/4 трибун уже были снесены и построены заново, и, значит, исторической ценности уже не представляют. Однако, достоверных свидетельств, что такая грандиозная перестройка проводилась в далеком 1979-м, общественности не представлено. Очевидцы той предолимпийской подготовки никаких масштабных разрушений стадиона не помнят.

Более того, если раскрыть вышедшую в 1984 году в Стройиздате  книгу Г. В. Ясного "Спортивные сооружения ХХII Олимпиады", выяснится обратное. В книге есть целая глава про стадион "Динамо". В ней перечисляются работы, выполненные в рамках предолимпийской подготовки стадиона (см. иллюстрацию). Там и речи нет о сносе фасадов и даже несущих конструкций трибун - только о новой гидроизоляции. 

Зато очень ярко подана в цифрах история этого сооружения: "За полвека на стадионе, ставшем живой историей советского спорта, проведено 28 тысяч соревнований по 20 видам спорта, свидетелями и участниками которых стали более ста миллионов болельщиков". Похоже, ценность "Динамо" как памятника истории отечественного спорта в те годы осознавалась строителями гораздо яснее, чем сейчас.

Согласно общепринятой и никем не опрововергнутой документально на сегодняшний день истории стадиона, шустро снесенная на данный момент восточная трибуна была построена в 1936 году. Именно на ней располагалось знаменитое табло, на котором в те годы вручную вывешивали счет матча. На каких конкретных исторических документах основано мнение застройщика о том, что трибуна "не представляет исторической ценности " - неизвестно.

Коллега Рустама Рахматуллина по движению "Архнадзор" Наталья Самовер прокомментировала для РР-Онлайн происходящее со стадионом: 

"На международном конкурсе проектов реконструкции "Динамо", проведенном в 2010 году, победителем была признана совместная работа бюро знаменитого голландца Эрика ван Эгераата и "Моспроекта-2". Ван Эгераат известен своим трепетным отношением к наследию русского констуктивизма, и его проект предусматривал полное сохранение старого фасада стадиона и одновременно полное выполнение всех проектных требований. В том числе и по созданию полноценной крыши над ареной. Проект вызвал одобрение архитектурной общественности и властей города. Но договор на дальнейшую работу с Эгераатом никто не заключил. После завершения конкурса вице-президент банка ВТБ и председатель совета директоров "ВТБ Арена парк" Андрей Перегудов объявил о подготовке новой концепции реставрации с приспособлением "Динамо", которая "впитает в себя элементы различных конкурсных предложений".

В интервью газете "Moscow Times" ван Эгераат заявил что разбирать наружные фасады стадиона «Динамо» нет необходимости и что он шокирован известием о том, что они могут быть разрушены.

Голландец уже в третий раз сталкивается с малопонятными для него, да и для любого простого смертного казусами и метаморфозами, которые случаются с его проектами в Москве. Сначала остроумный и смелый проект жилого комплекса "Русский авангард", которому прочили статус "события в мировой архитектуре", на последней стадии согласований был отклонен московской мэрией под предлогом того, что он будет подавлять окружающее пространство. Через пару лет на том же участке был сооружен помпезный, значительно более тяжёлый и дикий с точки зрения хорошего вкуса "Имперский дом".  Он мэрию не смутил. И событием в архитектуре стал разве что - печальным.

Затем проекты Эгераата "Город столиц" и "Барвиха Хиллз" были по воле заказчика Capital Group изменены столь значительно, что имя архитектора под готовыми постройками уже не фигурирует. 

Та же история повторяется с Эгераатом и теперь. Для создания "усредненного варианта" реконструкции "Динамо" был приглашен архитектор с гораздо более скромным именем - некий Дэвид Маника. Очевидно, его взгляды на ценность памятника русского конструктивизма больше совпадали с мнением на этот счет руководства ВТБ. Почтительность Эгераата к нашему национальному вкладу в мировую культуру ХХ века в ВТБ не разделяют.

Может создаться впечатление, что имя мировой архитектурной звезды раз за разом используется лишь на стадии проталкивания проекта и отбрасывается за ненадобностью, как только все необходимые визы получены. А вместе с ним - и всякие "причуды", вроде уважения к русскому конструктивизму, памяти коренных москвичей и охранному статусу объекта.

И вот, основываясь на таинственным образом изменившемся статусе объекта, вдруг ставшего ландшафтом, и вопреки сигналам нового руководства столицы о радикальных переменах в градостроительной политике, ВТБ варварски орудует экскаваторами на старом стадионе."

Возникают вопросы.

Почему раз за разом повторяется в Москве этот градостроительный порочный круг, когда симпатичный, яркий и отвечающий всем высоким требованиям вкуса и уважения к истории проект отбрасывается в пользу фанфаронского, варварского и убогого? Что за культурофобия терзает мозг тех, кто принимает здесь решения?

Настанет ли день, когда нам всем наконец надоест самоуспокаивающая словесная эквилибристика, по правилам которой тотальный снос объекта официально зовется его "реставрацией и приспособлением"?

Почему  с такой легкостью раз за разом вычеркивается из московской городской среды очередной - малый ли, большой ли - знаковый объект истории города, понятный и нужный старым москвичам, историкам и иностранным архитекторам и туристам, но обременительный для чиновников? Почему даже смена руководства мэрии ничего не может изменить в этом "чисто лужковском" порядке вещей?

Почему, вопреки всем постановлениям московских властей о повышении туристической привлекательности столицы, шаг за шагом планомерно уничтожается всё то, что собственно и составляет предмет неповторимой  туристической привлекательности города, будь то палаты XVII века, усадьбы XIX века, конструктивистские объекты начала XX века? Когда будет покончено с наивным и ложным убеждением, что туристический поток в столицу можно привлечь исключительно видами на тягостные авторские творения Посохина-младшего и иже с ним?

А если конкретнее, то - почему в поставновлении Правительства Москвы от 25 января сего года "Об утверждении градостроительных режимов и регламентов на территории достопримечательного места стадион "Динамо" нет ни слова об объекте культурного наследия, которым стадион является до тех пор, пока этот статус с него официально не снят? А статус ведь никем не снят. Даже на заборе у стадиона (см. фото) он упомянут. А в документе правительства - нет. Почему?

Если этот статус устарел, то - когда и каким нормативным актом было установлено новое "достопримечательное место" на месте охраняемого государством "объекта культурного наследия стадион "Динамо"?

Очень хотелось бы получить официальные ответы городских властей хотя бы на два последних вопроса.

РР-Онлайн обратился к доступным через сеть фотоархивам двух крупнейших российских информационных агентств - РИА Новости и ИТАР-ТАСС. С удивлением и грустью мы обнаружили, что насчитывающая много десятилетий громкая история старого стадиона (до появления "Лужников" - главного стадиона "Страны советов") представлена там более чем скудно,

Крупным событиям до 1980-года, связанным с "Динамо", посвящено всего по паре десятков кадров обоих агентств. Звезд советского футбола из разных клубов - Яшина, Стрельцова, Бескова, Понедельника, Лобановского и других, выступавших и побеждавших на поле "Динамо" в 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, на архивных фото отыскать почти не удалось. Они остались лишь в памяти пожилых знатоков истории отечественного спорта.

Возможно, нынешнее забвение золотых лет советского футбола середины прошлого века - одна из причин, по которой становится возможным варварский снос памятника советской архитектуры, фактически официально санкционированный новым столичным руководством.

РР-Онлайн делится впечатлением от посещения он-лайн фотоархивов по истории стадиона "Динамо" прошлого века. Кроме этого, мы публикуем любезно предоставленные "Архнадзором" листы проекта Эрика ван Эгераата, на которых можно в деталях рассмотреть изящное инженерное воплощение утопической мечты старого москвича: строить новое, не убивая старое.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
anisimov andrey 21 февраля 2012
Судя по фотографиям, изменить уже ничего нельзя....остаётся только надеяться на то, что кто-то ответит за это.
И с такими подходами они собираются туристов завлекать...уроды.
Google tvar.qwz@gmail.com 17 февраля 2012
Восточная - 1936, а остальные вообще 1927 года.

Комплекс вывели из списка памятников тихой сапой при помощи подложной экспертизы.
Чернов Артем 17 февраля 2012
tvar.qwz@gmail.com: когда и кем это было сделано?
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение