--

Сергей Терешенков из Кудымкара

×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

18 апреля 2012, №15 (244)
размер текста: aaa

Филолог, публицист. Родился в Санкт-Петербурге, окончил Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, работает в АНО «Институт гражданской активности» (Пермь), был пиар-директором программы «Кудымкар. Культурная перезагрузка».

Любимое место прогулок

Красная горка с тихо разрушающимися советскими трамплинами, откуда открывается вид на излучину реки Кува.

Любимая достопримечательность

Коми-Пермяцкий краеведческий музей, который создал уроженец этих мест художник-авангардист Петр Субботин-Пермяк.

Любимая точка общепита

Бар «Пермяк» — место встречи молодежи за бокалом сура (пиво на основе пророщенных злаков) или «ырöша» (местный квас).

Любимая торговая точка

Булочная рядом со зданием городской администрации с потрясающе вкусными плюшками.

Кудымкар (с ударением на «ы») — это город, который в последние годы, после выхода романа Алексея Иванова «Сердце Пармы», иногда называют подлинной столицей древней и загадочной чудской цивилизации. Впервые я оказался там в 2009 году. Я сидел в кафе «Блюз» и под электронные ритмы в исполнении местной группы смотрел документальный фильм «Берлин. Симфония большого города», снятый Вальтером Руттманом в 1927 году. Мне показалось, что я нахожусь в городе очень приятном и вполне космополитичном. Экзотика заключалась лишь в том, что в меню помимо салата «Цезарь» были блюда из медвежатины, а также суп и пельмени с пистиками, то есть полевым хвощом, без которого невозможно представить традиционную коми-пермяцкую кухню.

Потом, когда началась моя жизнь в Кудымкаре, я понял, что здесь существуют те же проблемы, что и во многих постсоветских городах. Низкие зарплаты, мало рабочих мест — в результате люди уезжают в Пермь или Центральную Россию. За десять последних лет Кудымкар покинул почти каждый десятый житель. Сейчас население города — чуть менее 29 тысяч человек. Среди немногих действующих производств могу назвать пимокатный цех, где изготавливают валенки, или пимы, как их называют в Предуралье. Еще одно, по сути, градообразующее предприятие — местный театр драмы имени Максима Горького. Он известен далеко за пределами Кудымкара, труппа часто показывает спектакли в Москве и Санкт-Петербурге, гастролирует и берет призы в Европе. Кудымкарцы свой театр любят. Сейчас для него воздвигают здание по проекту настолько масштабному, что строительство сильно затянулось. Обещали завершить его в прошлом декабре, но сейчас ясно, что ждать придется еще как минимум год.

Театр должен стать одним из самых заметных зданий в Кудымкаре. А так основные строения здесь — окруженный огородами частный сектор, длинные старые деревянные бараки, двух- или трехэтажные каменные дома. Хрущевки в центре кажутся небоскребами. Все они унылого серого цвета — нам хотелось сделать город более ярким, и в рамках проекта «Кудымкар. Культурная перезагрузка» мы занялись перекраской некоторых домов. Делали все как полагается: агитировали жителей, собрали положенное число подписей, потом по проекту художника из Перми Александра Жунева расписали фасад одного из зданий колосками пшеницы, а на торце нарисовали героя местного эпоса — чудского князя и человека-медведя Кудым-Оша.

Нам хотелось сделать город более радостным, живописным, а также изменить нередко негативное отношение горожан к народным традициям. Больше половины местных жителей — коми-пермяки, но на улицах почти не услышишь их язык, относящийся, подобно финскому, эстонскому и венгерскому, к финно-угорской семье, а если и услышишь, то наверняка от жителя близлежащей деревни. Мы провели фестиваль современных культур «Изъюр», построили Коми-Пермяцкий павильон, организовали вечер финно-угорской культуры в рамках языковой школы… Все эти мероприятия постарались сделать как можно более современными: мастера из Берлина демонстрировали световые инсталляции, проводились мастер-классы по изготовлению масок и костюмов, основанных на коми-пермяцких сказаниях и традициях. В бывшем здании киноцентра мы создали «Этносквот», где каждый желающий мог, по выражению мэра города, «заниматься тем, что душе угодно, в рамках российского законодательства». Туда, например, приходили молодые художники и создавали свои картины. Потом эти художники стали получать заказы от местных бизнесменов. Рэперы записывали диски. Думаю, местной молодежи это понравилось, и теперь юноши и девушки сами будут делать жизнь в своем городе более яркой и динамичной.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение