Среди звезд мало неудачников и другие новости

30 мая 2012

Инфракрасным телескопом WISE искали коричневых карликов — звезды, которые не смогли собрать в себя достаточно водорода. Обычно звезда рождается из газопылевого диска, собирает водород и запускает термоядерные реакции. После этого она горит либо долго, как наше Солнце, либо недолго, если по массе перебор — всего миллионы лет, — и называется голубым гигантом. А если звезда по каким-то причинам не смогла стянуть на себя достаточно водорода, то она горит за счет дейтерия, тяжелого водорода, и довольно тускло. Долгое время такие звезды вообще не могли обнаружить: первый коричневый карлик нашли только в 1995 году. Сейчас инфракрасные телескопы получше, поэтому можно точно сказать, сколько таких звезд в ближайших окрестностях: оказалось, только одна из шести. То есть обычно звезды все же зажигаются «по-настоящему». (1)

В ядре нашли много углерода

Все почему-то привыкли думать, что ядро Земли содержит железо и углерод в форме Fe3C или даже Fe7C3. Также, если расспросить обычного человека, он наверняка скажет, что в ядре Земли содержатся соединения железа с водородом. И первое, и второе, скорее всего, неверно, утверждается в работе, проделанной двумя российскими и немецким исследователями. Моделировалась структура соединений железа при тех огромных давлениях, которые существуют внутри планеты. Оказалось, что взгляды на валентности железа и углерода, к которым уже все привыкли, не соответствуют моделям, а водород, скорее всего, вообще находится в ядре в мизерных количествах. Самым же стабильным оказалcя карбид Fe2C. «Необходимо отказаться от традиционного мнения, что Fe3C и Fe7C3 стабильны при давлениях внутреннего ядра Земли», — справедливо отмечают авторы. И пора уже всем переходить на эволюционные алгоритмы при подобных расчетах. (2)

Не думай об этом

Ученые давали четырем группам студентов различные творческие задачи — например, как необычно использовать зубочистку. Нужно было дать как можно больше ответов за две минуты. Потом на двенадцать минут группы разделили: одной позволили отдохнуть, другой — нет, третью заняли задачами на внимание, а четвертую развлекали всякими пустяками, не давая сосредоточиться. Потом всех опять заставили решать задачу про зубочистки. Более креативной — на 41% — оказалась последняя группа. Эволюция таким образом нащупала для нас механизм решения комплексных задач в меняющейся обстановке. (3)

Считаем время ферментом

Клеточная жизнь появилась примерно 3,7 млрд лет назад на Земле, где уже тогда был день и была ночь. Организмам пришлось к этому приспосабливаться, возникли суточные ритмы. Эти ритмы есть у всех, от бактерий до человека, но до сих пор не найден общий механизм, их запускающий. Это одно из первых сложных устройств в наших клетках — молекулярно-генетические часы. За миллиарды лет первичные гены мутировали, а биохимические цепочки у разных видов изменились совершенно различно. Но должно было остаться что-то общее. Сейчас это общее обнаружили. Новейшие сравнительные исследования выявили, что у всех организмов работает окислительно-восстановительный цикл ферментов пироксиредоксинов. У людей они участвуют в передаче клеточных сигналов. То включаются, то выключаются и таким образом считают время суток. (4)

Источники: (1) J. Davy Kirkpatrick et al. // Arxiv: 1205.2122 (accepted for publication in The Astrophysical Journal). (2) З. Г. Бажанова и др. // Успехи физических наук. 2012. Т. 182. С. 521–530. (3) Baird B. et al. // Psych. Science (in the press). (4) Rachel S. Edgar et al. // Nature. 2012. V. 485. P. 459–464.