--

Испытание на выносливость

Кому нужны новые чемпионаты мира

С нынешнего сезона календарь Международной федерации автоспорта (FIA) ­пополнился еще одним чемпионатом мира. В рамках World Endurance Championship пройдет несколько гонок на время, но гвоздем программы, безусловно, осталась знаменитая гонка «24 часа Ле-Мана». Посетив один из этапов WEC, корреспондент «РР» постарался разобраться, так ли нужен автоспорту еще один чемпионат.

Вера Михайлова поделиться:
12 сентября 2012, №36 (265)
размер текста: aaa

Чиновники теперь соревнуются в креативе — за последние годы различными международными спортивными федерациями организованы многочисленные турниры с громкими именами. Тенденция налицо: и без того напряженный спортивный календарь обогатили соревнования, зачастую лишь усложняющие жизнь и зрителям, и самим участникам. К примеру, в футболе усилиями президента ФИФА появился чемпионат мира среди клубов. В теннисе календарь оказался настолько перегружен, что спортсмены сами обратились с просьбой сократить количество турниров. Автоспорт тоже в тренде — плодит чемпионаты мира, в том числе за счет повышения статуса уже существующих соревнований.

— Раньше это называлось Международной ­серией Ле-Ман, теперь она получила статус чемпионата мира на выносливость, — говорит автогонщик Роман Русинов, единственный россиянин в WEC. Он выступает за французскую команду G-Drive Racing by Signatech Nissan, которую поддерживает «Газпром» в рамках проекта G-Drive Racing. — Но от этого ничего не изменилось: нашими конкурентами по-прежнему остаются «Ауди» и «Феррари».

В автоспорте чемпионатов мира хватает. Под эгидой FIA существуют такие соревнования, как первенство мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе туринг, чемпионат планеты по ралли, чемпионат мира по GT1 и множество других серий, не говоря уже о «Формуле-1». Правда, автомобильный спорт — самый дорогой в мире и не всем по карману. Компания «Пежо», например, в последний момент отказалась участвовать в чемпионате на выносливость «в связи со сложной экономической обстановкой в Европе», а FIA GT1, чтобы привлечь новых участников и повысить популярность, с 2013 года перейдет на более ­дешевые ­машины GT3.

Календарь FIA настолько насыщен, что бороться за зрительский интерес становится все труднее. Гонки «Формулы-1» занялись освоением новых пространств, увеличив число этапов за пределами Европы, в которой автоспортивных соревнований и так в избытке. По словам экс-президента FIA Макса Мосли, «Южная и Центральная Америка, Китай, ­Индия, Россия — это ведь очень перспективные рынки».

Мосли в свое время забраковал идею чемпионата мира на выносливость. Но когда FIA возглавил Жан Тодт, ситуация в корне изменилась: французу оказалось проще найти ­общий язык с Западным автомобильным клубом Франции (АСО), который на протяжении последних 90 лет организует гонки «Ле-Ман».

Новые турниры, как правило, преследуют коммерческие цели: главное — найти источник финансирования.

— Что такое чемпионат мира, спонсоры ­понимают, и это существенно облегчает процесс переговоров, — подтверждает генеральный директор команды OAK Racing Франсуа Сикар.

Организаторы постарались выжать максимум из знаменитого бренда «24 часа Ле-Мана»: посмотреть эту гонку съезжаются сотни тысяч человек. Но пока копии не в состоянии конкурировать с оригиналом.
 

«Вулкан» над головой

На знаменитом автодроме «Сильверстоун» было на удивление пусто. В Британии, где автоспорт на самом деле любят, этап WEC ­собрал совсем мало зрителей: каждая трибуна была заполнена процентов на пять — десять. А еще говорят, что только в России спортсмены выступают перед пустыми залами! С одной стороны, приятно, когда не приходится ­продираться сквозь толпу, с другой, обидно — за саму гонку и пилотов. Жители ближайших городов Милтон Кейнс и Нортгемптон считают, что всевозможные гонки проходят здесь слишком часто. И даже появление над трибунами стратегического бомбардировщика «Вулкан», участвовавшего в 1982 году в налетах на Фолкленды, не в состоянии вызвать ажиотаж местного населения.

— На планете существуют три главные гонки: «24 часа Ле-Мана», Гран-при Монако «Формулы-1» и «Индианаполис-500», — утверждает Роман Русинов. — Для нас главная — «24 часа Ле-Мана», прочие этапы можно рассматривать как подготовку к ней. Едва заканчивается очередной «Ле-Ман», как я сразу начинаю готовиться к следующему. Отличие этой серии от других в том, что это командный вид спорта. Человеческий фактор здесь очень важен. Во время гонки у нас в одной машине по очереди едут три пилота, и каждый отвечает за свой результат не только перед собой, но и перед партнерами по команде. Когда я нахожусь за рулем, то понимаю, что не могу их подвести.

После «24 часов Ле-Мана» гонка «6 часов Сильверстоуна» кажется пилотам ­слишком легкой, хотя здесь есть свои особенности.

— Шестичасовые гонки по-своему интересны, — размышляет Русинов. — Они и сложнее, и проще одновременно. В «Ле-Мане», ­если у вас случился прокол колеса и вы потеряли время, теоретически все равно остается шанс на призовые места. Потому что еще у кого-то может быть прокол или другие ­задержки. В шестичасовых соревнованиях шанса нагнать упущенное нет. Поэтому я считаю, что слово «выносливость» в названии чемпионатов — это в определенном смысле дань истории. Раньше мы испытывали машины на прочность. Собственно, так и возник «Ле-Ман», который с 1923 года считался лучшим испытанием для автомобильных технологий. Какая машина сможет проехать быстрее и дольше и не сломаться?! Ныне, как показал последний «Ле-Ман», про слово «выносливость» забыли. Мы ехали как можно быстрее и не допустили ни единой ошибки. Получился 24-часовой спринт. Теперь это гонка на испытание возможностей человека, а не автомобиля.

Гонщики в поисках болельщиков

На гонке в Ле-Мане в этом году команда Русинова заняла четвертое место в своем классе, а на последовавшем за ней «Сильверстоуне» поднялась на пьедестал: Роман и два французских пилота оказались третьими. Для 31-летнего гонщика это результат хороший, но не выдающийся. Роман был одним из первых российских пилотов, кому удалось пробиться на турниры мирового уровня. Далось это нелегко.

— Первое разочарование в автоспорте я испытал еще в детстве, — вспоминает Русинов. — Я пришел во Дворец пионеров заниматься картингом. Мне сказали: прекрасно, вот группа тридцать человек, вот вам один ­мотор, разобранное шасси — собирайте, ­через три месяца, даст бог, будут запчасти, и, ­может быть, кто-нибудь из вас покатается. В итоге у меня ничего не получилось: запчастей не было.

Русинов не оставлял попытки попасть в ­автоспорт, правда, для этого ему пришлось перебраться во Францию. Зато в 2004 году он стал первым в истории россиянином, выигравшим гонку в Ле-Мане. На его счету также многочисленные победы в международных гонках класса «Гран Туризмо», прототипах и младших «формулах». Роман даже едва не попал в «Формулу-1»: в 2006 году он участвовал в тестах за команду Midland.

— Гениальный Берни Экклстоун смог сделать такое красочное шоу, цирк, который ездит из одного города в другой, — говорит Русинов. — Это прекрасное шоу, но мне «Форму­ла-1» не понравилась до безумия. Когда я попал ­туда, то первый свой тест проехал быстрее, чем мой партнер по команде Кристиан Альбертс. Но он поехал на чемпионат, а я нет. Мне сказали: «Когда у нас будет русский спонсор, тогда мы тебя и посадим». С этого момента я поставил на «Формуле-1» большой жирный крест. Обидно, конечно… Но мне интересно то, что я делаю сейчас.

Роман Русинов — единственный российский пилот в World Endurance Championship. Каким бы ни был статус этого первенства, для сегодняшнего российского автоспорта это практически недостижимый уровень. По сравнению с европейскими коллегами у наших пилотов вся карьера — испытание на выносливость. Конечно, чем больше соревнований в автоспорте, тем больше у них шансов пробиться. Но кто будет за них болеть — большой вопрос. Фанатов, готовых смотреть многочисленные чемпионаты и младшие «формулы», не так много, а подавляющая часть любителей автоспорта давно определилась со своими симпатиями. К сожалению, создать новую партию зрителей не так легко, как придумать громкое название для соревнования.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение