Старые звезды оказались холодными и другие новости

13 сентября 2012

Звезды, в которых совсем мало металлов, как правило, очень старые. В нашей галактике они образовались, когда сама галактика только-только приняла современную спиралевидную форму. В те времена сверхновых звезд в окрестностях еще не было, а металлы как раз и образуются в их вспышках. То есть если искать такие звезды, то чуть в стороне от ­галактических рукавов.

Характеристики двух таких звезд определили астрономы с помощью оптического интерферометра CHARA. Одна звезда оказалась карликом, приблизительно размером с наше Солнце, только более холодным, а другая — гигантом в 24 раза больше, но тоже холодным, как и карлик. Астрофизики рассчитывают, что точные измерения большого числа таких древних звезд помогут понять эволюцию галактики. (1)

Морское дно вспахали

Глубокое траление — это способ ловли рыбы тяжелой сетью на глубинах до километра и больше. Корабль тащит сеть по морскому дну и захватывает в нее все, что попадется. Уже несколько лет известно, что траление наносит вред коралловым рифам и прибрежным шельфам, разрушая места обитания морских животных.

Океанологи показали, что и на больших глубинах последствия не менее разрушительны: сеть сдирает со дна слой осадочных пород и сглаживает рельеф. Эффект такой же, как от вспашки целины плугом, заключают ­авторы работы, опубликованной в журнале Nature. (2)

Палочек убьют фагом

Новый бактериофаг изучили российские биологи. Бактериальный вирус со сложным именем phiPMG1 оказался губительным для бактерий Pseudomonas aeruginosa — сине­гнойной палочки, источника заражений при ранах и язвах. Особенно опасна эта бактерия в больницах, где она часто бывает причиной осложнений после операций. Палочка устойчива к антибиотикам, поэтому врачи все время ищут им альтернативу, в том числе препараты на основе фагов.

Ученые сумели обнаружить у бактериофага 16 новых генов и предполагают, что его геном близок к гипотетическому общему предку всех штаммов этого вида. (3)

Впервые скорректировали аутизм у мышей

Аутизм — генетическое заболевание, влияющее на развитие мозга. Ребенок с такой болезнью не может нормально общаться, замкнут, склонен совершать повторяющиеся действия. Ученые уже довольно давно знают, что к аутизму могут привести самые разные генетические нарушения, но сейчас впервые обнаружили такую форму, которая корригируется диетой. Эксперименты проводили на мышках, но моделировали испорченные гены вполне конкретных детей — тех, у которых в мозг ­поступает недостаточное количество некоторых аминокислот. Добавка в пищу этих аминокислот как раз и снимала аналог аутичного развития у мышей. Ученые надеются, что у людей это тоже сработает, и тогда мы впервые получим терапию против одной из форм аутизма. Впрочем, довольно редкой. (4)

Источники: (1) O. L. Creevey et al. // Astronomy & Astrophysics. 2012. Vol. 545, id.A17. (2) P. Puig et al. // Nature. Published online. 2012. 5 September. (3) С. В. Крылов и др. // Генетика. 2012. Т. 48. № 9. С. 1057–1067 (4) G. Novarino et al. // Science. Published online. 2012. 6 September.

Возников Александр 25 сентября 2012