Варвара Лозенко/Коммерсант

7 вопросов Сергею Урсуляку

кинорежиссеру

О тоталитаризме

Одним из самых громких телесериалов нового сезона обещает стать «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка — первая в истории экранизация одноименного романа Василия Гроссмана. Эта эпопея о страшном опыте Великой Отечественной войны и тоталитаризма — как нацистского, так и советского — в СССР была запрещена. Ее издали только в перестройку, после чего книга получила статус «лучшего романа XX века». Премьера сериала состоится в середине октября на телеканале «Россия 1».

20 сентября 2012, №37 (266)
размер текста: aaa

1.Когда возникла идея взяться за «Жизнь и судьбу»?

Я никогда не думал об этой экранизации, так как считал, что в сегодняшних условиях такой проект невозможен. Все в этом романе противоречит тому, что происходит сейчас в телевизоре. И очень многое зависит от ­того, как этот сериал будет принят. ­Готов ли зритель воспринимать серьезную литературу на теле­экране или ему нужно только развлекательное кино…

2.  У вас есть какой-то прогноз на этот счет?

Я, конечно, очень рассчитываю на поддержку зрителей. Ощущение, что телевидение должно меняться, есть у всех.

3.  Какую роль сериал может сыграть в свете недавних баталий вокруг Сталина?

Сталин умер шестьдесят лет ­назад, и сегодняшние проблемы нашей страны к Сталину прямого отношения не имеют. Все, что нам не нравится сегодня, связано с сегодня, а не со вчера.

Те, кто сейчас «любит» Сталина, в большинстве своем Сталина не видели и при Сталине не жили. Это попытка нащупать время, когда, по их ощущениям, было хорошо или справедливо. Потому что нехватка справедливости и уважения к человеку — это главный тренд нашего нынешнего общества.

Никто не хочет жить в стране, которой невозможно гордиться, понимаете? Есть желание, чтобы кто-то появился сверху, стукнул кулаком по столу и все устроил как нужно. С таким же успехом кто-то мог бы назвать эпоху Хрущева или Брежнева. Но поскольку со Сталиным связана самая яркая победа в XX веке и послевоенное восстановление страны, то и выбирают его.

4. Выбирая его, люди не знают и не понимают, какой ценой он «поднял страну с колен»?

Никто до конца не понимает, что такое крайняя степень тоталитаризма. Никто не отдает себе отчета в том, как хорошо, когда из крана течет горячая вода. Ты это понимаешь только тогда, когда тебе отключают воду. Поэтому, естественно, никто не пытается поставить себя на место тех, кого увезли в теплушках в лагеря или убили без суда и следствия.

Понимание всего этого очень важно. Но у нас есть и желание, чтобы одна часть общества покаялась перед другой. А это, мне кажется, путь в никуда.

5. В чем для вас разница между кино и сериалом? Есть ли она?

Одним из условий моего прихода на телевидение было то, что я не меняю ничего в способе своей работы. Потому что достаточно один раз дать слабину — и не заметишь, как начнешь снимать стыдно. У меня может что-то получаться или не получаться, но это связано исключительно с недостатком личной одаренности или профессионализма, а не требова­ниями «снимай быстрее», «снимай попроще», «снимай не так, а вот сяк».

6. В чем главная причина низкого качества основного потока наших сериалов?

Ни один сериал не может сниматься с «выработкой» больше 4,5 минуты в день. Если бы такая норма была принята как гостовская, как это было в советское время, то уровень бы повысился. Да, сериалы станут гораздо дороже, но и качество выиграет. А сейчас режиссеры вынуждены снимать по 10, 12, 14 минут в день. При такой норме ни о ­каком качестве речь идти не может.

7. Кто должен установить эти нормы? Сами производители?

В нашей стране все должен установить Путин. И в этом ужас нашей жизни. Никто другой ничего установить сейчас не сможет, потому что просто не захочет или руки не дойдут. К огромному сожалению, никакое сообщество продюсеров или режиссеров этого делать не будет. Не сумеют договориться, не захотят усложнять свою жизнь, не захотят удорожать свою продукцию.


Досье РР

Сериалы Сергея Урсуляка

2002
«Неудача Пуаро» 5 серий

Детектив на основе «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи — о сыщике Пуаро, расследующем убийство богатого англичанина.


2007
«Ликвидация» 14 серий
Детектив о борьбе советской власти с бандформированиями в Одессе 1946 года. Современный аналог «Места встречи изменить нельзя», тоже снискавший огромную популярность.


2009
«Исаев» 16 серий
Шпионский детектив о разведчике Максиме Исаеве (будущем Штирлице) который среди прочего следит за белыми и контрреволюционной эмиграцией 1920-х. На основе произведений Юлиана Семенова.

2012
«Жизнь и судьба»
Экранизация одноименного романа Василия Гроссмана — летопись жизни одной семьи на фоне событий Великой Отечественной.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение