--

Евгений Ямбург: «Учителя — самая забитая часть гражданского общества»

10 самых авторитетных учителей

поделиться:
26 сентября 2012, №38 (267)
размер текста: aaa

Евгений Ямбург, директор московского Центра образования № 109, больше известного как «Школа Ямбурга»


Как вам видится сегодняшняя ситуация в российской школе?

У нас не реформа образования, а реформа ­экономики образования. И она оборачивается «сумерками образования», как я назвал ­одну из своих статей. Еще не ночь, но явные сумерки. Ситуация фарисейская. С одной стороны, государство говорит: «Образование должно быть бесплатным». Но тут же ­говорит школам: «Не сидите на шее у государства». Учителя превращают из наставника в продавца услуг. Нам оставили четыре часа бесплатной кружковой работы для средних классов и шесть для старших. При этом ссылаются на Онищенко — дети, дескать, устают. Сокращают в первую очередь столь нужных психологов и дефектологов — не математика же ­сокращать!

Другая беда: принципы корпоративного управления переносятся на такую тонкую ­материю, как образование. Укрупнение, когда пытаются создавать образовательные холдинги. Я задолго до подобных новаций создал образовательной центр, в котором есть много чего, начиная с детского сада. Но по собственной воле, по любви.

Но ведь учителя могут создавать ассоциации, независимые профсоюзы — что и происходит — для отстаивания собст­венных прав и интересов образовательной ­системы.

Я с уважением отношусь к людям, которые ­выходят на улицы, но это не поможет. Учителя — самая забитая часть нашего гражданского общества. Сейчас любого директора школы можно уволить без объяснения причин. Он и не будет церемониться со своими учителями. А что делать в провинции уволенному учителю? Повторяю, учитель — фигура согбенная и зависимая, как и любой бюджетник. Вот когда выйдут на улицы сегодняшние подростки, которым мы недодали, может, что-нибудь и изменится.

Есть свидетельства, что в этом году стиль отношений чиновников с научной и образовательной общественностью меняется в лучшую сторону.

Если говорить о министре Ливанове, то на этом уровне нас стали по крайней мере выслушивать. Но мне кажется, что «центр управления полетами» все же в президентской администрации. А реальное положение дел в образовании за последний год только ухудшилось. Нужны системные решения.

Вы рисуете просто апокалиптическую картину. Государство неконструктивно, учителя бессильны. Где выход?

Я думаю, настоящие учителя, блаженные и чудики, — они и будут спасать. Я сторонник теории малых дел. Сам кручусь как белка в колесе, подобно всем нормальным людям, чтобы спасти то, что можно. С уважением ­отношусь к различным позициям. Я готов ­сотрудничать с властью. Как пример могу привести доктора Гааза, врача-гуманиста, жившего в XIX веке. Он не боролся с николаев­ским режимом, но добивался улучшений в положении арестантов. И успешно. 17 лет потребовалось Гаазу, чтобы отменили прут: тогда каторжников по пять-шесть человек приковывали к металлическому пруту и так гнали по Владимирскому тракту, который ­теперь почему-то называется шоссе Энтузиастов. Он добился, чтобы прут сменили на ­облегченные кандалы, обтянутые кожей. Я стараюсь действовать как Гааз.

В учительской работе есть издержки, заложенные в самой ее природе. В первую очередь рутинность, противоречащая современным представлениям о труде.

Ничего подобного. Учительство — безумно творческий, интересный труд. Все меняется, в первую очередь дети. Если вы явитесь в класс в виде заезженной пластинки, вас ­оттуда просто вытолкнут. Другое дело, что российскую школу превращают в место, где дети мешают педагогам и администрации общаться с документами.


По данным ВЦИОМ

Евгений Ямбург
Директор московского Центра образования № 109, автор книг «Школа для всех», «Педагогический ­декамерон» и др.

Когда респонденты называли его кандидатуру, звучали формулировки: «за развитие новых взглядов на школу», «за отделение образования от экономики». Он ­совмещает в себе качества успешного менеджера и харизматичного педагога. Ямбургу удается делать резкие политические высказывания и жесты, не вступая при этом в конфликт с властями.

 

Тина Канделаки
Телеведущая, член Общественной палаты РФ.

В лидерах опроса она оказалась благодаря своему проекту «Ум­­ная школа» — это дискуссионная площадка, на которой учителя, эксперты и др. могут обсуждать проблемы образования. Кого-то может оскорбить ­попадание гламурно-сексуаль­­ной дивы в лидеры учительского рейтинга. Но если посмотреть с другой стороны, это позитивный знак: благодаря Тине Канделаки проблемы школы начали доходить до общества.

 

Александр Кондаков
Бывший генеральный директор издательства «Просвещение».

Именно он руководил созданием новых образовательных стандартов, которые будут применяться во всех школах. Эта разработка подверглась активной критике: стандарты противоречивы, ­нечетко написаны, для их реализации нет ­ресурсов. Например: школьники должны изучать курс «Россия в мире», ­содержание которого разработчики не могут объяснить. Но несмотря на всю спорность этих стандартов, это большое событие в жизни ­школы.

 

Исаак Калина
Руководитель департамента образования Москвы.

Еще одна фигура, ­относящаяся к категории одновременно и авторитетных, и спорных. Объясняя свой выбор, респонденты называли в числе его заслуг «непрерывную модернизацию образования». Неоднозначность фигуры Калины заключается в том, что он так и не сумел наладить диалог с общественностью, его обвиняют то в стремлении уничтожить прогрессивные школы, то в сокращении финансирования образовательных программ.

 

Дмитрий Байдиков
Начальник управления образования ­Анапы.

Единственный человек не из Москвы, попавший в первую пятерку списка ВЦИОМа. «За победу в конкурсе “Мы патриоты России!”» — так объясняли свой выбор респонденты. В чем значимость этого конкурса для образовательного сообщества, выяснить так и не удалось. Тем не менее можно заметить, что патриотические инициативы, хоть немного поднимающиеся над уровнем рутины, действительно популярны вне московской «­тусовки».



Опрос «РР»

Юрий Завельский
Основатель и директор Московской гимназии на Юго-Западе № 1543.

Его можно считать ­патриархом среди ­директоров школ — эту должность он занял почти сорок лет назад. Стали уже крылатыми слова Завельского о работе директора, которая требует «эрудиции Аскадии, красоты ­Афродиты, выносливости Геракла, бескорыстия святой Клары и финансового гения Генри Форда». Его гимназия № 1543 считается одной из самых сильных в городе.

 

Ефим Рачевский
Директор Центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты РФ.

Как и Ямбургу, Ефиму Рачевскому удается одновременно руководить успешной школой, активно ­выступать в прессе и отстаивать инте­ресы образования в жестком диалоге с государством. При этом он остается активным и демократичным ­педагогом. Открывая на школьной линейке этот учебный год, Ефим Рачевский объявил его «годом вопросов».

 

Андрей Демидов
Сопредседатель независимого профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания в средней школе.

Система независимых от официальной ФНПР профсоюзов только-только начинает складываться. Ячейки «Учителя» пока малочисленны и подвергаются прессингу со стороны властей. Однако опыт большинства развитых стран мира говорит, что без профсоюзных лидеров полноценное общество невозможно, как без учителей географии или директоров школ.

 

Игорь Реморенко
Заместитель министра образования и науки РФ, бывший учитель математики.

Одной из основных проблем школы была оторванность образовательных чиновников от общества. Стороны не слышали и не понимали друг друга. Сейчас вроде бы диалог начинается, и в этом есть немалая заслуга Игоря Реморенко, курирующего в министерстве вопросы среднего образования. Впрочем, мы все равно включаем его в десятку отчасти авансом — ведь кроме слов нужны еще и дела.

 

Сергей Волков
Учитель русского языка и литературы московского Центра ­образования № 57.

У Сергея Волкова в учительской среде есть как ярые противники, так и столь же преданные почитатели. Он является ­характерным пред­ставителем образо­вательного консерватизма. То есть по его версии быть полноценной личностью, не прочитав «Войну и мир», нельзя. Именно Волков стал инициатором общественной кампании против новых стандартов для старших классов.


Комментарий

Выделить наиболее авторитетных представителей учительской корпорации оказалось очень непростым делом. Первый фактор вполне объективный: учитель — профессия не иерархическая. Допустим, ученый может из младшего научного сотрудника дорасти до директора крупного института. Его успех может измеряться публикациями в престижных журналах или международными премиями. Успешный спортсмен попадает в национальную сборную и выигрывает медали.

А хороший, выдающийся или даже великий учитель так и продолжает изо дня в день вести уроки в средней школе. Собственно, в этом и заключается его миссия. Всевозможные премии, победы в конкурсах и прочие регалии воспринимаются в педагогическом мире в лучшем случае как приятное дополнение к реальному статусу.

Есть и другая проблема. У учительской корпорации сейчас нет морального лидера, «властителя дум». Старые авторитеты вроде Шалвы Амонашвили уже неактуальны, а новые так и не появились. В ходе опроса ВЦИОМа чаще всего назывались либо те, кто к образованию не имеет отношения (Тина Канделаки, Дмитрий Медведев), либо учителя соседних школ.

При составлении списка «Русского репортера» мы учитывали не только профессионализм, но и представленность в прессе и общественных дискуссиях. Поэтому московские педагоги оказались в явном большинстве.

Но без этой номинации наш рейтинг был бы неполон и необъективен. Ведь учителя — это как раз те люди, которые определяют будущее общество. Недаром в утопических романах братьев Стругацких именно учителя и врачи, а вовсе не космолетчики составляли большинство в мировом совете.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Комментатор Александра 8 октября 2012
Добрый день! Школу я закончила давно (аж в 2004 году). Однако данная статья вызвала у меня раздражение. Я не люблю? когда люди врут. Ямбург ,может, когда-то там, много сделал для школы. За это ему спасибо. Но, то что он защищает учителей и бесплатное образование, категорически расходится с его действиями. Я, может, немного повторюсь, но Ямбург - это человек, который сидит в своем кабинете, и максимум на что способен, это давать интервью и писать статьи. То, что твориться в школе, это Ад. Действительно в последние годы огромное количество учителей поувольнялось. Моя мама отдала этой школе более 15 лет, а в итоге, пришла в конце лета и узнала, что часы ей урезали, и теперь у нее зарплата будет менее 10 тысяч. Это бред. Все это делает Лидия Ивановна. Она гнобит учеников, держит большинство учителей в страхе (Этакая гестапо) и все уходят. Более того, хочу заметить, что если уж и говорить о бесплатном образовании, то точно не в этой школе. К сожалению, точную цифру я Вам сказать не могу, но обучение в этой школе только для избранных! Дебильная китайская форма (непонятно где сшитая), которая красится и садится при первой встрече стоит денег безумных. Учебники (хрестоматия) тоже дорогие. Зачем? Непонятно. Ребенок в 6 классе просто не готов воспринимать материал, который ему преподносится. Последнее время родители предпочитают отдавать своих детей в соседнюю 51 школу. "Там спокойнее," - uikfdysq их довод. Хотелось бы еще добавить, что звание "педагог года" это самый большой бред!!! Ямбург только числится учителем истории, он не преподает!!!
Дарья Дарья 5 октября 2012
Полностью поддерживаю мнение Петра, по поводу "гласной" иерархии в так называемом центре образования.Я проучилась в 109 восемь лет,4 из которых были просто великолепными,так как младшая школа,по-моему мнению просто эталон общеобразовательных учреждений,чего не скажешь о старшей школе.
НЕмогусказать тоже 5 октября 2012
Уважаемый Ермольцев Дмитрий, полностью с вами согласен, я немощь и ничтожество, и ничего изменить не смог и не смогу, потому что ребёнок ещё, как говорят родители. взрослые люди, учителя, которые ушли, ничего такого не пишут и никого грязью не поливают. но пока я ребёнок, мне можно. вообще, я надеялся на то, что последует не желчный упрёк, но, как подобает журналисту, поиск истины. у меня нет власти, у вас есть и вы можете повлиять. не хочется упрекать РР в безразличии и наплевательском отношении к читателям. и я надеюсь это не так. вы пишете правду о чиновниках и министерствах, а маленькую разоблачающую статейку о директоре школы сложно? ради правды, ладно уж, не ради вразумления Ямбурга.
Ермольцев Дмитрий 7 октября 2012
НЕмогусказать тоже: НЕмогусказать тоже: во-первых, вы соглашаетесь не со мной: я-то не говорил ни про "немощь", ни про "ничтожество". Во-вторых, решительно не советую так о себе говорить и писать. Знаете, наверное, поговорку про корабль, который как назовешь, так и поплывет. То же и с человеком. Люди в конце концов становятся тем, чем себя называют и видят. Третье: когда я писал свой пост, предполагал, что имею дело с выпускником школы. Если бы понимал, что со школьником - остерегся бы личного обращения даже в качестве риторической фигуры. Но, в-четвертых, "ребенком" тоже называть себя не советую. Старшеклассник - не ребенок. И это вот "пока я ребенок, мне можно" снова возвращает к центральной мысли моего высказывания. Рассуждая таким образом, легко остаться навсегда ребенком в социальном плане. Что и делает огромное число соотечественников. Это я и имел в виду, когда писал о пассивности и неприятии ответственности. Вечный ребенок требует строгого отца (царя, начальника), который наведет порядок, накажет, проконтролирует, защитит. За решением проблем всегда обращается к власти, или к "четвертой власти" - журналистам. Вы так и пишете - у меня власти нет, у журналиста есть. И в том и другом заблуждаетесь. Будет у вас власть или нет - от вас же и зависит. И у журналистов нет той власти, которую вы предполагаете - "разобраться" с кем надо, от министра до директора школы. Во всяком случае, в России. Давайте, взрослейте сами и становитесь властью, а не ждите спасения от РР. Пятое: поиск истины - дело не журналистов, а ученых и философов, увы.
И последнее: я не имел в виду учить уму-разуму лично вас или кого-нибудь еще. Но комментарии дали повод высказаться о распространенной социальной болезни, и ваше второе письмецо подтвердило, что высказался я по делу. Вряд ли мне есть что добавить в рамках этого сюжета.
Афанасова Нина 5 октября 2012
Спасибо Ермольцеву Дмитрию за ответ на комментарии. К школе Ямбурга не имею никакого отнощения. О проблемах школы знаю не понаслышке, я - учитель (сейчас на пенсии).Удивительно, что никто из педагогов, работающих в школе, не оставил свой комментарий. Не читали?
НЕмогусказать тоже 5 октября 2012
Афанасова Нина: да, не читают и боятся наверное. те что не жополизы терпят как настоящие русские люди. не знаю почему они не протестуют, не ищут свободы. менталитет, лень, пассивность, страх...
есть такой момент, что "делай по совести, а там будь что будет" - по христиански, правильно. христианство говорит сноси всё что Бог пошлёт. а я вот не по-христиански, к сожалению...
Комаров Алексей 4 октября 2012
Простите, но как вообще может учитель русского языка и литературы говорить, что нельзя быть полноценной личностью не прочитав «Войну и мир». Это либо фраза брошенная вскользь, либо на учителя произведение многоуважаемого Льва Николаевича Толстого произвело неизгладимое впечатление.
Узко, узко мыслите, Сергей Волков.
Против «Войны и мира» ничего не имею. У наших классиков много замечательных литературных творений.
Ермольцев Дмитрий 3 октября 2012
Когда посыпались гневные отклики на материал о Евгении Ямбурге, редактор сайта предложила мне что-нибудь ответить – я брал у него интервью. Что ж, попытаюсь. Предвижу, что моя реплика вызовет новый взрыв возмущения, но все же:

Не знаю семьи, коллектива, страны, которые бы не имели своих критиков. Вплоть до самой крайности: «это ад!» А школа всегда и везде место особенного напряжения, конфликтности. В самых демократичных, творческих, гуманных школах всегда находятся ученики, родители, учителя, проклинающие тиранию, лицемерие, формализм начальников и коллег. Не обязательно это капризные, придирчивые или неумные люди. Иной раз ровно наоборот.

Вспоминаю один лицей. «Тут интеллигентная, истинно интеллектуальная среда. Внимательные, знающие учителя. Директор – умница, талантище, всеобщий отец», - говорил преподаватель X. «Директор – деспот и грубиян. Детям и преподавателям хамит, строптивых выдавливает. Учителя наушничают, доносят друг на друга», - возражал учительY. Кто из двоих был неправ, искажал действительность? Никто не искажал, оба были правы. И X, и Y – это я. Я там работал, и это в моей голове шел такой диалог. Сначала видел как X, потом все больше как Y. Когда Y возобладал над X, я ушел из лицея. Но ведь и все, что я видел как X – правда! На временнОм удалении отчетливо вижу белое и черное, и они не отменяют друг друга. Некоторые коллеги продолжают в тех стенах достойную профессиональную жизнь. «На самом деле все гораздо сложнее…»

Посему бессмысленно препираться по существу, хороша или плоха «школа Ямбурга». Дело, строго говоря, не в нем. Фигура знаменитого директора послужила лакмусовой бумажкой, проявившей характерное состояние умов. Вот об этом состоянии поговорить стоит.

Дорогие анонимные (хотя лучше бы подписываться, и не псевдонимом) и не анонимные комментаторы! Хорошо вас понимаю, но не могу разделить-поддержать ваш пафос.
В особенности дорогой НЕмогусказать тоже, к Вам особое слово, уж не обессудьте. Свое письмо Вы начинаете с признания в «нестерпимом раздражении», а заканчиваете просьбой не указывать Ваш адрес: «Там учится моя сестренка, зачем ей проблемы»? Действительно, зачем? Зачем ей оставаться в школе, где все так скверно, судя по Вашим словам. Вы там намаялись и ничего не могли изменить – трудно ждать подвигов от невзрослого человека. Но теперь-то вы уж выросли, верно? Так протяните сестренке руку братской помощи, вызволите ее из этого вертепа. Поговорите с родителями, убедите, упросите. Пусть переведут в другую школу, попроще и получше. Но нет, маловероятно. Вы уж простите, что сомневаюсь в Ваших освободительных потенциях. Нестерпимо раздраженные, как правило, не решаются ни бежать, ни бороться - протестовать, требовать улучшений - но отводят душу горьким сарказмом и сетованиями. Как это привычно в наших палестинах – фига в кармане, кухонный треп, поношение сквозь зубы начальства, когда оно не слышит, ругательные надписи на стенах, анонимные жалобы и филиппики. Общий путь подневольных людей, от которых не зависит ничего. Обиженных, на которых возят воду. Вечно претерпевающих и привычно слагающих с себя ответственность за происходящее. И в школе, и после школы, до самой березки.

Нестерпимое раздражение вызывает то, над чем мы не властны, или чего не смеем изменить. Чаще не смеем, чем не можем на самом деле. Гнев и досада, не нашедшие выхода в действии, изливаются беспомощной руганью, запоздалыми сожалениями, долгим возделыванием минувших обид. Нет, чтоб восстать-вооружиться, как тот Гамлет, или уж бежать из немилого места. Свет клином не сошелся ни на 109, ни на какой другой школе. Из тюрьмы, из казармы, из плохого государства и то бегут люди, а то поднимут бунт, или замутят реформу. Мы же говорим всего лишь о школе. Может лучше полечить больные места, чем расчесывать скорбными постами? Понемножечку, в меру сил. «Там немного подмету, здесь немного подмету», как писал Пригов. Глядишь, полегче станет. А не станет, так вы хотя бы сможете сказать, что сделали попытку. Все же лучше, чем махать кулаками в Интернете после драки.

В самом деле печально, что так часто школа становится для человека и первой школой (извините за тавтологию) унылого послушания и безнадежности.
Юдкин Пётр 2 октября 2012
В школе многоуважаемого Ямбурга я проучился ровно 3 года . Это школа - загон для скота с удобствами , во главе с нанятой Ямбургом диктатором - Лидией Ивановной . Несмотря на её отношение к людям (в частности к детям ) я могу представить тот труд , который она выполняет в качестве завуча , но других слов кроме : чудовище , изверг или невежа просто не приходят на ум . Абсолютно понятно то, что она с радостью готова плясать под дудочку Директора школы . Весь этот цирк в который превратилась 109 школа не заслуживает ни малейших почётных звания и наград . Так решительно и дерзко вгрызаясь в образовательный рейд начальство и большинство учителей забыли о таких вещах как : человечность , вежливость , доброта , уж не говоря об уважении . 109 давит на учеников . Каждый день . Я бы даже сказал уродует их . Таким образом выпуская умных и хитрых скотов , которые c радостью надев маску тут же займут должности адвокатов , предпринимателей , журналистов или ещё хуже политиков . Ямбург абсолютно и бесповоротно запустил состояние школы . Надеюсь мои слова будут опубликованы , так как на мой взгляд это информация , которую должен знать каждый родитель отправляющий своего ребёнка в 109 школу . Спасибо , с уважением читатель .
Анонимный Комментатор 2 октября 2012
Хочу поддержать предыдущего комментатора.

Я являюсь самым «свежим» выпускником «школы Ямбурга» - выпускником-2012, более того, я отучился в этой школе 11 лет, что означает, что я прекрасно знаю, как устроена эта школа изнутри. Чтобы не было подозрений в чёрном пиаре школы, существовании моей персоны или собственной нерадивости в учёбе, приведшей к желанию очернить репутацию школы, я могу привести доказательства всем желающим, если они напишут на e-mail адрес theinvite@yandex.ru.
Я категорически не согласен с теми формулировками, с которыми, согласно статье, называли его кандидатуру некие респонденты. Взять, например, «отделение образования от экономики». Известно, что в Центре образования существует разделение на «гимназические» или, как их ещё называют, «лицейские» классы, «общеобразовательные» классы и классы «коррекции (о таком распределении вскользь упоминалось в статье РР «Ждём Года спортсмена, чтобы от нас отстали» от 25 сентября 2010 года (
Анонимный Комментатор 2 октября 2012
Специфика такого распределения состоит в том, что в «гимназических» классах проводятся дополнительные углублённые занятия по предметам того профиля, который был выбран учеником (в старших классах этих профилей аж шесть). Главная же деталь – все эти дополнительные занятия являются платными, причём средняя ежемесячная квитанция за обучение составляет от четырёх до шести тысяч рублей в месяц, обучение же в одиннадцатом классе «экстернат» в этом году и вовсе стоит 7800 рублей (интересен также тот факт, что в прошлом году дети, заканчивавшие «экстернат», нашли в списке оказанных платных услуг курс французского языка, который им не преподавался, однако история была замята). Получается, что с каждого лицейского класса за год обучения школа получает более одного миллиона рублей, а таких классов в школе больше десяти! Мне кажется, что человек, в чьей школе принята такая практика, никак не может претендовать на статус человека, «отделившего образование от экономики».

Другим показательным фактом является массовый уход из «школы Ямбурга» той «обоймы» опытных учителей, которые и принесли этой школе славу. К сожалению, одна из главных причин их ухода – конфликты и давление со стороны администрации, в школе в целом царит достаточно напряжённая атмосфера между администрацией и её «подопечными», в число которых входят и учителя, и учеики. На места ушедших учителей были приняты новые молодые педагоги, в компетентности которых, увы, приходится сомневаться даже ученикам, не говоря уже о более старших учителях: в данном случае молодость проигрывает опытности. Многие же из оставшихся учителей явно не дотягивают до «элитного» статуса школы, который ей приписывают.
Также хотелось бы рассказать одну очень показательную историю, произошедшую в нашей школе в 80-ых годах прошлого века, в то время Ямбург, кажется, уже был её директором. Надо сказать, Евгений Александрович всегда любил театр, в своё время даже руководил театральным кружком при школе, да и сейчас нередко занимается постановкой спектаклей к тому или иному празднику. Но вернёмся к пресловутой истории: в порядке подготовки к одному из спектаклей он «выдернул» с урока нескольких детей на репетицию. Учительнице, с чьего урока детей забрали, это не понравилось, и она пошла к Ямбургу разбираться, мол, почему детей отрывают от занятий, это неправильно. На это она получила от Евгения Александровича ответ: «Да пошли они все в жопу» (к сожалению, эта история абсолютно реальна и цитата приведена дословно – я лично знаком с той учительницей и могу предоставить доказательства при требовании). Я считаю, что подобное отношение со стороны директора школы к детям недопустимо ни под каким видом, в равной же степени оно недопустимо и со стороны «самого авторитетного педагога России». Конечно, можно дискутировать о том, что взгляды Евгения Александровича на процесс воспитания детей могли измениться за последние двадцать (тридцать?) лет, но стоит отметить, что и в восьмидесятые годы прошлого века уважаемый Евгений Александрович был уже вполне взрослым человеком со сформировавшимися взглядами.

В заключение хотел бы снова подчеркнуть, что я искренне возмущён тем, что Евгений Александрович Ямбург попал в вышеупомянутый список «100 самых авторитетных людей России 2012 года», став «педагогом года».
Комаров Алексей 4 октября 2012
"В заключение хотел бы снова подчеркнуть, что я искренне возмущён тем, что Евгений Александрович Ямбург попал в вышеупомянутый список «100 самых авторитетных людей России 2012 года», став «педагогом года»."



По всей видимости, остальные больше, чем Ямбург посылали других в ..опу.)

Может быть, при составлении этого списка выбрали меньшее из зол.

Да простят меня педагоги и другие люди, если вдруг увидят мой комментарий.
НЕмогусказать тоже 1 октября 2012
С нестерпимым раздражением и отвращением обнаружил в числе самых авторитетных людей России директора школы, в которой я учился. Лицемерие Евгения Шоломовича Ямбурга доведено до автоматизма. Все, кто бывал в нашей школе, уходят с восторгом…кроме учеников и, о ком могли бы вы подумать, учителей! За последние пару лет, из школы ушли наши любимые учителя! (Глебова Венера Ленсовна, Кадырова Лариса Абдуловна, Борис Аркадьевич, Мухин Николай Викторович(!).Они сказали, что они просто не в состоянии работать больше под начальством завуча – Лидии Ивановны, собаки Ямбурга. Она унижает учеников, которые ей не нравятся (это чистая правда, я могу сказать как фамилии, так и истории), не даёт нормально работать учителям. Хорошо живётся только жополизам. «настоящие учителя, блаженные и чудики, — они и будут спасать» - сказал Ямбург, жаль, что не в его школе. Сергей Захарович, всеми горячо любимый учитель, говорят, последний год работает и ему дали позорно мало часов, потому что он бесит стервозную Лиду.

Демократия в школе? Ха! Зато, говорят, учат хорошо…судя по результатам ЕГЭ. 5 из 10 человек сдавших русский больше чем на 90 занимались с одним и тем же учителем, который тоже однажды ушёл из школы. Без репетиторов максимум 50! На уроках русского с 70-летней глуповатой, но самоуверенной женщиной, отдельные кадры соревновались в изучении русского мата – кто громче крикнет х**. Я. говорит, современные стандарты многие не выдерживают. Значит, давайте выгоним всех лучших учителей и оставим дятлов за клавиатурой, которые обучают истории, давая на уроках списывать со слайда. А учителя забиты никем иным как им, о чём он так сожалеет в интервью.

Вот такая она, школа Ямбурга. И спасибо Вам, учителя, что столько много в ней пробыли.

Могу долго, много ещё писать, но я и так, наверное, выбился из формата.

Прошу только если комментарий будет напечатан, о чём я мечтаю, не указывайте адрес моей почты. Там учится моя сестрёнка, зачем ей проблемы? Спасибо, с уважением читатель.
Комаров Алексей 4 октября 2012
Кажется, прокомментировавшие подбросили РР новую тему для репортажа. На обложку фото Ямбурга крупным планом и какое-нибудь громкое название темы с припиской «Специальное расследование».:-)
В обойме РР есть журналисты, которые периодически пишут о школах. Подозреваю, что о школе Ямбурга вы уже писали. Но теперь можно написать еще интереснее.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение