Порядок штрафов

24 октября 2012, №42 (271)
размер текста: aaa

Большие штрафы всегда вызывают у нас отторжение. ­Сразу вспоминаются плохие дороги, зарплаты в Европе и у нас, пресловутая коррупция в ГИБДД… И все же статистика показывает: на фоне роста автопарка аварийность, в том числе по вине пьяных водителей, снижается. А происходит это по мере роста штрафов и ужесточения других видов наказаний и норм. Оказалось, что безопасность движения — это отнюдь не фатальная проблема «менталитета россиян», как долгое время считалось. Она поддается ­регулированию с помощью штрафов, соответствующих «реальным располагаемым доходам населения».

Разговоры о зарплатах у нас и в Европе — они ведь не вполне корректны. Доходы у нас в стране сильно различаются от отрасли к отрасли, от человека к человеку. Этим мы и вправду отличаемся от Европы. Но теперь отличаемся уже скорее уровнем дифференциации, и вправду чрезмерным, чем верхней планкой дохода, получаемого трудоспособным энергичным человеком средних лет.

Несколько тяжелых видов нарушений нужно карать очень строго, выходя далеко за пределы привычного уровня санкций. Намерение сесть пьяным за руль должно вызывать буквально рефлекторный ужас: «Даже если я никого не задавлю, а только попадусь, санкция будет настолько страшной — запредельный штраф, лишение прав надолго плюс огромные репутационные потери, — что я этого не сделаю ни в коем случае».


Намерение сесть пьяным за руль должно вызывать буквально рефлекторный ужас: «Даже если я никого не задавлю, а только попадусь, санкция будет страшной»


Примерно те же мысли должны возникать у тех из нас, кто торопится проскочить на красный свет, не жалея ни своей, ни чужой жизни, или совершает иные опасные поступки за рулем. Машина вообще атрибут взрослого образа жизни. Детям покупают педальные автомобильчики. Так что тут все должно быть по-взрослому. Разумеется, в рамках ПДД.

Что же касается этих рамок, то есть мнение, что рост штрафов стимулирует дорожную полицию к вымогательству. Есть такой аргумент, это правда. Но есть и другой. Если у вас вот так, «на дурачка», вымогают 5–10 (а в столицах и 20–30 тысяч рублей), то иной водитель может, конечно, решить не связываться и отдать. Особенно если они у него есть. Ну, может, он чувствует некоторую неуверенность: мало ли, пил позавчера с тестем, вдруг что-то осталось, ­откуплюсь на всякий случай… Но если речь идет о штрафах британского уровня, то есть о 50–100 и более тысячах, то тут уже умасливать «на всякий случай» чью-то мундирную алчность — да и не слишком ли преувеличенную? — вряд ли кто-то станет. А откупиться, будучи действительно пьяным, то есть отдать 2–3 номинала такого штрафа, это, извините, для абсолютного большинства автомобилистов нереально.

Что касается иных мер по снижению смертности на дорогах, то можно назвать два рода таких мер: усиление наказаний, но уже не для водителей, и решительные меры по рационализации работы ГИБДД.

Что касается первого, выглядит логичным, чтобы груз ­ответственности почувствовали и дорожники, и надзирающие за состоянием дорог чиновники, включая высокопоставленных. Потому что многие шоссе, подальше от Москвы, не в лучшем состоянии. То же касается владельцев и менеджеров фирм, владеющих пресловутыми маршрутками. Понятно, что ими, как правило, владеют люди, связанные с местной властью и потому безнаказанные. Вот тут и должен сказать свое слово закон.

Другой аспект — организационный. Кого из нас время от времени не штрафуют? И хорошо, если вам не случалось оформлять мелкое ДТП. И в том и в другом случае поражает, сколько времени уходит на это у квалифицированных и  чрезвычайно занятых гаишников.

Выписку штрафов надо технологически и юридически поменять совершенно (кроме, может быть, случаев несогласия) — мы же теперь платим вообще за результат мгновенного щелчка камеры фотофиксации, а тут минут по семь минимум уходит на заполнение инспектором длинной «простыни» штрафной квитанции. Неужели нельзя придумать что-то поумнее?

И, конечно, пора решительно расставаться с картиной двух перекрывающих движение на оживленной трассе ­автомобилей, у которых повреждены бамперы, фары и т. п. По сути, инспекторы, которых часами ждут водители пострадавших машин, а вместе с ними и тысячи других водителей, стоящих в образованной ими пробке, приедут и сделают работу для страховых компаний. Конечно, страховое лобби у нас очень эффективное… но пусть оно ­направит свою эффективность в какую-то иную сторону! А  водители смогут быстро, минут за десять, оформлять мелкое ДТП и потом без проблем получать страховое возмещение. Да, стояние в пробках около небольших столкновений не влияет напрямую на безопасность движения. Но страшно его дезорганизует. А вот дезорганизация уже влияет, и очень сильно.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение