--

Блог школьного всезнайки

Школьник из Питера создал свое СМИ и стал голосом подростков во взрослой политике

Сергею Абрамову 16 лет, он ученик 9-го класса обычной питерской школы. Он создал сайт «Блог школьного всезнайки». Там публикуются новости науки по основным школьным предметам, обзоры образовательных ресурсов, и все это Сергей делает в одиночку. Он нашел спонсоров, подключил 5 тысяч школ к системе вебинаров, а теперь хочет менять систему образования и добиваться, чтобы право голоса человек получал в 16 лет.

Алеся Лонская
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

29 ноября 2012, №47 (276)
размер текста: aaa

Полгода назад я писала статью «Рейтинг чучела» — о том, как зависимость от  ­социальных сетей может довести подростка до самоубийства. Сергей оставил к ней комментарий. Так мы познакомились.

«Как подросток, мне 16 лет, могу сказать, что идет серьезный разрыв поколений. Вы оцениваете подростка как играющего в ­городки, футбол и куклы. Но мои ровесники — это люди со взрослыми компетенциями. Возьмите геймеров — якобы проклятие моего поколения. Асоциальные, ничем не интересуются. Но уберем патологии и слово “игра”:

— социальные (ребята сбиваются в группы в играх, планируют совместные действия, распределяют роли и ответственность);

— ориентируются в сложных условиях. В стратегиях подросток управляет в условиях тысяч неуправляемых факторов, при ограниченных ресурсах, чутко реагирует на конъюнктуру. Это вообще потенциальный ­менеджер высшего класса. В игре ребята устраивают психологические атаки и маневры, научились пиару. Это компетенции высшего класса. А что предлагается взрослыми? Кружок мягкой игрушки?

Этот вакуум, кокон вокруг подростков, в котором происходит извращение любых ценностей, создают взрослые вокруг нас. Я сейчас планирую выйти с законодательной инициативой, чтобы в корне изменить ­такую ситуацию».

Вот что написал Сергей.

Мы встретились на Неделе российского ­интернета, куда он приехал из Питера, потому что ему интересно. Директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина что-то говорила в микрофон про закон о черных списках сайтов. ­Потом увидела во втором ряду щуплого сероглазого подростка. Узнала.

— Сергей, пользуясь случаем, хочу высказать вам респект и уважение за тот сайт, который вы делаете. Всем бы рекомендовала зайти.

Сергея знают не только чиновники от обра­зования и от СМИ, но и многие школьные учителя по всей стране. Уже 5 тысяч школ разместили у себя на сайтах анонсы вебинаров — лекций по интернету для школьников. Эту кампанию тоже запустил питерский подросток.


«Начинать воспитание гражданского общества  надо с подросткового возраста. Судя по тому, что творится сейчас во взрослой политике, взрослых перевоспитывать поздно»


Захожу на его сайт http://www.e-parta.ru. Открываю раздел «История Древнего мира» и вижу статью «20 заблуждений о Древнем Риме». Такая структурированная информация для «клипового сознания» школьника интереснее, чем в учебнике. В разделе «Литература» можно найти историю русского молодежного сленга и большую статью про то, как создавалась сказка «Алиса в стране чудес». Все статьи Сергей пишет сам, используя многие достоверные источники. Он делает обзоры полезных в учебе сайтов, загружает в блог головоломки, проводит среди школьников викторины. Сейчас на сайте как раз висят баннер очередной викторины и анонс вебинара «Энергетика будушего».


Когда тебе пришла в голову идея создать сайт для школьников?

Началось все так: в 2008 году родители подключили меня к интернету, и я начал искать контент для своего возраста. Но ничего не ­нашел, кроме «Коммерсанта» и Ленты.ру.

Это для твоего возраста был контент?!

Мне нравится читать интересную журналистику. Но поначалу сложно было вникнуть, и это привело меня к мысли, что другие подростки тоже ищут познавательный, а главное, адаптированный для себя контент и не находят. Так и родилась идея «Блога школьного всезнайки». Но у меня не было никаких знаний по информатике и по продвижению в интернете, поэтому два года я просто сидел и все это изучал. Я собирал информацию, на какой платформе лучше ­делать сайт, как покупать домены, как продвигать портал среди школьников. Так как никто из окружающих не мог меня этому научить, мне пришлось прочесть старый вузовский учебник по маркетингу. И в 2010 году я запустил сайт. Сначала это был чисто научный портал, потом он стал общеразвивающий.

И как ты продвигал свой сайт?

Первоначально его посещали только ученики моей школы, и на них я пытался понять, какой контент интересен школьникам. Потом я пошел по другим школам с просьбой разместить баннер моего блога на их сайте. Параллельно я начал продвигать блог через социальные сети: в моих группах во «ВКонтакте» состоят 40 тысяч школьников. Обычно это подростки с 15 до 18 лет. Еще я стал взаимодействовать с крупнейшими сайтами для ­педагогов и распространяю информацию ­через них.

Ты проводишь опросы, что им интересно?

Да, и в школах, и среди посетителей сайта. Мне пришлось узнать, что такое статистика. Забавно, но интересует подростков все. И научные открытия, и технологии, и развлечения. Но я стараюсь публиковать только интеллектуальные новости. Неинтеллектуального хватает и без меня. Как-то один программист сказал, что Рунет от детей тупеет: мол, слишком много бестолкового контента.

Сайт не зарабатывает денег?

Нет, его финансируют спонсоры.

Как ты их нашел?

Я пошел на конкурс стартапов, был готов ­отдать часть проекта инвестору. А там такие серьезные люди были — управляют миллиардами, огромный опыт, крупные корпорации. Со многими стартаперами не церемонились, а в моем случае, видимо, сыграл роль возраст. И в моей группе собрались известные специалисты нескольких крупных компаний и устроили мозговой штурм: как развивать блог дальше, как продвигать, чему учиться, куда обращаться... У меня было ощущение, что мой мозг лопнет. Я по возрасту этим людям не конкурент, поэтому они без опасений делились знаниями и опытом. Это был незабываемый момент! Тогда я познакомился с человеком из «Майкрософта», который управлял фондом инвестиций. И он сказал, что поможет мне просто так: мол, школьники — это хорошо, их нужно обучать, так что бери наши деньги. Теперь «Майкрософт» оплачивает расходы на техническую часть сайта, которые для меня непомерны: их платформа для вебинаров очень дорогая.

Что за проект «Вебинар на школьном ­сайте»?

Это лекции по интернету. Теперь у каждого подростка в любой точке страны есть возможность получать дополнительное образование. На школьный сайт устанавливается код плеера вебинаров блога, и учащиеся этой школы могут принять в нем участие. Правда, задать вопрос спикеру можно только в моем блоге. Сейчас в проекте участвуют около 5 тысяч школ. Технология позволяет подключаться большому количеству слушателей: когда нагрузка повышается, система подключает новые сервера и перераспределяет нагрузку.

И кто твои спикеры, о чем они говорят?

Тематика вебинаров — профориентация. Я стараюсь приглашать профессионалов своего дела — у таких людей надо брать опыт и знания. Была целая серия лекций преподавателей Высшей школы экономики — по социологии, биологии, политике, экономике. Была серия трансляций концертов-встреч, в том числе с художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым, с примой Дианой Вишневой. Ребята могли задать вопросы и  услышать ответы в прямом эфире.

На чем ты хочешь зарабатывать?

У меня сейчас нет времени даже на то, чтобы подумать о подарке для моей девушки, а ты спрашиваешь, чем я хочу зарабатывать… ­Конечно, когда я стал ездить на переговоры, форумы, круглые столы, сразу встал вопрос денег. В своей будущей профессии я хочу влиять на страну. Сейчас я поставил себе ­задачу сделать лучше жизнь школьников, возглавил молодежное жюри конкурса сайтов «Позитивный контент». Я могу донести до взрослых, принимающих решения, мнение подростков. Пока что инициативы с нами не обсуждаются, хотя это мы — конечные потребители образовательных услуг. Только когда я говорю это, взрослые делают большие глаза.

А как ты относишься к законодательству о защите детей от информации в области интернета?

Поддерживаю, более того, я участвовал в Российском интернет-форуме и Форуме безопасного интернета как докладчик по этой теме, несколько инициатив отправлял в Государственную думу. Я считаю, что этот закон впервые вводит в российский сегмент интернета цивилизацию. Если раньше там занимались черт знает чем, сейчас это уже не пройдет. Все понимают, что Рунет должен перейти на другую стадию развития, стать более безопасным и цивилизованным.

Как повлиял хаотичный нецивилизованный интернет на твое взросление?

На меня никак, а вот на моих знакомых повлиял. Была неприятная история с моим другом, который решил покончить с собой, нашел инструкцию по самоубийству в интернете и применил ее на практике. Слава богу, все хорошо закончилось, мама успела его спасти.

Но разве интернет виноват в том, что он пытался покончить с собой?

По телевизору это не показывают, по радио не говорят, в библиотеке инструкции по самоубийству не лежат. Конечно, не интернет причина его намерения. Но я надеюсь, что сегодня вы уже не найдете в Рунете сайтов, продвигающих суицид среди подростков. Я сейчас занят запуском нового портала по безопасности в Сети, где подростки в ­доступной форме узнают, как защищаться от спама, буллинга, секстинга, взлома.

Как ты относишься к идее создать «детский интернет» с «белыми списками» сайтов?

Сейчас детский сегмент в Рунете отсутствует: информации о нем нет, имеющиеся ресурсы развиты плохо. У сайта с играми — трафик, деньги, раскрутка, квалифицированные специалисты. Сайты с позитивным контентом могут о таком только мечтать. Так что каталог «белых сайтов», пока самих этих сайтов нет, бессмыслен. К тому же, какая у меня будет мотивация зайти на сайт из этого каталога, если я могу просто вбить запрос в старый добрый поисковик?

А как ты использовал интернет в своей школьной жизни?

Я часто готовился к урокам с помощью Википедии, особенно к истории и обществознанию, я рассказывал о прочитанном на уроке. Там более широкая информация, чем в учебнике. В школе не узнаешь о современных ­научных открытиях, технологических разработках. В учебнике информация даже не прошлого века, а позапрошлого. Я думаю, что в будущем мы будем учиться с помощью интернета. По крайней мере, ЕГЭ точно будем сдавать через интернет, и никто не будет мучиться этими переходами из школы в школу.

Какие у тебя есть претензии к школьному образованию?

Не нравится формат ЕГЭ и ГИА, потому что это не более чем проверка «записи на корку мозга», а натаскивать на тесты начинают уже с 1 сентября. Конечно, ЕГЭ — хороший социальный лифт для подростков из провинции. Но я бы дополнил тесты ЕГЭ еще курсовым и дипломным проектированием, как в вузах. Потому что проект показывает умение думать. И при поступлении в вуз была бы полная картина об абитуриенте: и знания, и мышление. Школьники не знают, что уже сейчас с помощью проекта можно заработать дополнительные баллы для поступления в вуз! Им этого не говорят.

Еще я прочитал идеи министерства по ­пово­­ду реформирования образования — был в шоке. Отчеты, проверки, аттестации учителей. А учителя уже сейчас приходят ­домой в 11 вечера злые и голодные. Мне классный руководитель как-то сказала: «­Сережа, заберешься наверх — скажи там, чтобы отчетов сделали поменьше». Я сужу как подросток: мне отчеты не нужны. Они нужны чиновникам и директорам школ — так пусть они их и составляют. А учителя должны заниматься со мной как можно больше.

Ты оставил комментарий к моей статье «Рейтинг чучела», что офлайновая жизнь не предлагает школьникам замены онлайну, что в офлайне остались тупые советские кружки. Ты сам с этим столкнулся?

Я приехал отдыхать к бабушке в Великий Новгород, пошел в местный дом молодежи, думал, что там чем-то можно заниматься. А увидел, что там со времен Советского Союза ничего не изменилось: старенькое здание, где нет ни инфраструктуры, ни техники, зато есть кружок лепки и мягкой игрушки, а кружководы предлагают: «Давайте, дети, мы будем ходить вместе за ручку». Спасибо, но подросток лучше пойдет домой и поиграет в Counter-Strike, ­потому что там можно себя реализовать хотя бы в виде нового звания стрелка.

А какие виды деятельности надо создать в офлайновой жизни, чтобы отвлечь подростка от маниакальных игр?

В школах должна быть проектная деятельность. Каждый ребенок хочет однажды создать свой «Фейсбук». Есть идея — должна появиться схема ее реализации, иначе идея угаснет, потому что нет возможности ее реализовать. Когда мы понимаем, что это никому не нужно — ни учителям, ни родителям, ни государству, — это все загибается. Вопрос не только в деньгах, нет даже консультативной помощи. Мой сайт — это моя инициатива, меня никто не поддерживал. Да, бизнес поддержал, потому что я там бил головой. А чтобы получить поддержку комитета по образованию, нужно полгода головой биться. Я стал смотреть на свой сайт по-другому, когда меня стали критиковать инвесторы и IT-специа­­лис­­ты: кнопка не там размещена, люди не найдут раздел… Я подумал: «Блин, чем я занимался последние два года!» Я взял и за два месяца полностью изменил свой сайт. Нужно выращивать из нас кадры, оказывать консультативную помощь. Даже если ничего из проекта не получится, мы решим главную задачу: ребенок начнет думать, фантазировать, чем-то заниматься. И это будет уже не мышление подростка, который играет в Counter-Strike.

Удалось ли тебе осуществить какие-то инициативы в школе?

В моей бывшей школе, в которой я учился до того, как перешел на экстернат, все мои инициативы директор школы сворачивала. В пятом классе я решил создать школьное телевидение. Я нашел спонсора.

Ты в пятом классе нашел спонсора?!

Да, это была дочка «Икеи» — «Мега Парнас». Я познакомился с директором магазина, ­рассказал об идее школьного телевидения, и он согласился дать мне 600 тысяч рублей. Это был бы первый в России проект подобного рода, поэтому он счел, что это будет хорошая реклама для магазина. Меня обучили всему: видеосъемке, монтажу, какие кабели куда ­надо подключать… И я пришел в школу уже с 7-страничным бизнес-планом. Говорю директору: «Просто скажите мне “да” — и я все сделаю сам, у вас через пару месяцев будет ­телевидение, а школа сэкономит деньги». На что мне директор школы сказала «нет», ­потому что «в комитете по образованию это не поймут». С этого момента у меня с ней взаимоотношения испортились. Я даже не смог заниматься школьной газетой, потому что понял, что не смогу реализовать свои идеи. Там я познал, что такое истинная цензура! Администрация боялась, что я напишу, что в столовой плохо кормят, и скомпрометирую школу.

То есть школьные СМИ — это профанация?

По моему опыту, завуч говорит, что можно, а что нельзя писать. В декабре может выйти и сентябрьский номер. Главное — отчитаться перед отделом образования, что в школе есть газета и школьники получают информацию. Не догадываются, что мы все понимаем. Но я  знаю человека, который руководит школьным самоуправлением и жестко критикует школу, ему даже оценки за это снижали. Пока школьная газета не победила на межрегиональном конкурсе. Тогда отношение к нему изменилось.

А сколько времени занимает наполнение «Блога школьного всезнайки»?

Раньше занимало три-четыре часа в день, ­теперь это практически вся моя жизнь, кроме девушки и учебы. Это уже не хобби, это мое дело. Проект расширился, появились новые идеи. Совмещать со школой стало сложно: много командировок. Мне пришлось перейти в другую школу, чтобы учиться на экстернате.

Из каких источников ты берешь информацию для статей?

И из западных, и из российских СМИ, у меня есть свой каталог сайтов, которым я доверяю. Иногда я даже пишу отзывы на сайты и рекомендую их к прочтению. Иногда что-то интересное присылают учителя.

Как ты работаешь с новостями на своем сайте?

Я переписываю все новости заново так, чтобы они были понятны подростку. В исходном виде обороты, которые используют взрослые в научных текстах, сложны для восприятия школьника.

Это очень компетентная журналистская работа. Правда, ошибок у тебя много…

Меня спасают Word и учителя, которые согласились вычитывать новости. Нет, не мои учителя, а те, которых я нашел в интернет-сообществе: они заходят на сайт и исправляют мои ошибки. А в своей нынешней школе я вообще никому не говорю, чем занимаюсь. Все-таки, когда молоком уже ошпарился, не хочется снова.

Планируешь привлекать к ведению сайта других сотрудников?

Я всячески за то, чтобы привлечь к своему сайту школьников. Но пока что ничем хорошим это сотрудничество не заканчивалось: нет компетентных людей. У меня волосы встают дыбом от того, как они пишут, мне приходилось переделывать всю работу самому.

Ты знаешь, в большой журналистике та же история!

Я все еще надеюсь, что найду инициативных и творческих людей. У меня выложены контакты в социальных сетях, открыты профайлы, я приглашаю школьников к сотрудничеству.

В комментарии к статье «Рейтинг чучела» ты мне еще написал, что хочешь выйти с законодательной инициативой, чтобы изменить ситуацию оторванности подростков от жизни. О чем идет речь?

Я хочу, чтобы те, кому 16 лет, имели право ­голоса на муниципальных выборах. Молодежь — это большой процент населения, на который тратятся бюджетные средства, и зачастую неэффективно. А ведь это вопросы широкого спектра: детские площадки, светофоры, вопросы безопасности, оборудования школ, трудоустройства. Здесь мало политики, а больше реальных дел, поэтому для подростков это может стать политической школой. Много говорят о воспитании гражданского ­общества, но мало что для этого делается, и делается фрагментарно. А начинать надо с подросткового возраста. Судя по тому, что творится ­сейчас во взрослой политике, взрослых перевоспитывать поздно. Кроме того, муниципальный уровень — это как раз молодежный уровень: первая ступень в политике. Конечно, это приведет к смещению центра управления молодежной политикой в регионы. Но на месте лучше знают о потребностях молодежи, проще выйти на контакт, соответственно расходы на молодежную политику ­будут более эффективными. Сейчас в регионах идет процесс формирования молодежных структур в исполнительной власти. Поэтому стоит ­передать право на введение 16-летнего порога самим регионам. У них будет время на подготовку, обучение молодежи.

Но право голоса дается экономически ­активному населению. Подростки проголосуют так, как голосуют их родители.

Право голоса — это дележ общественного пирога. Часть пирога выделяется, но у потребителя не спрашивают мнения на этот счет. В 16 лет уже большинство имеют свою точку зрения, так что выбор будут делать самостоятельно. Я понимаю, что вопрос очень сложный, что нужны исследования и поли­­ти­чес­­кая воля. Но я уже создал сайт «стра­­на­­молодых.рф», где можно проголо­совать за мою инициативу.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Hi Hi 6 октября 2013
XD Билл Гейтс просто так дал денег?! классная шутка :)))))
Google igorcheaz@gmail.com 12 декабря 2012
Вся история напоминает советские фильмы, публикации, про то как юный пионер с детских лет готовится лететь на Марс. Почему? да потому что этот парень, конечно, не такой как все в его возрасте, но и не самый значимый. Почему героем статьи о школьнике может стать только положительный? а где же все эти хакеры, бизнесмены, геймеры? дети и подростки, которые реально пришли из неоткуда и которые предпочитают делать все это без лишнего пафоса.
Хотя даже такая статья смотрится диковато на общем нашем медиафронте. Потому что о детях не пишут, для них не пишут, решают ЕГЭ за них. Мы уже давно не понимаем, кто сидит за партой в школе... Да этот парень-молодец, у него хороший сайт. Но его будущее уже расписано, это типичный ребенок далеко нетипичного для современной России так называемого среднего класса людей.
Yandex goodwinpress 3 декабря 2012
>>Сайт не зарабатывает денег?
>>Нет, его финансируют спонсоры.

Это не так. На страницах сайта e-parta, в подвале стоят платные ссылки из биржи. Самые дорогие - на главной. На внутряках - пожешевле. Само по себе это не зазорно. Нормальный заработок. Но только зачем говорить неправду?
Yandex shmidt8 3 декабря 2012
lib.rus.ec/b/157964/read
Yandex shmidt8 3 декабря 2012
rus. ec/b/157964/read вот вам и способы самоубийства
Mail mixajlov_v@mail.ru 29 ноября 2012
А что, пацан молодец) С малых лет что-то мутит. Такие, как правило, не останутся ни с чем. И на дядю пахать не будут. Сейчас, конечно, все проще сайт замутить и продвинуть, но все равно. Уважуха))
Mail e.guzunova@mail.ru 29 ноября 2012
сайт проще? О_О ну, если только для каких-нибудь сеошников…а так, по-моему, в этом вообще самая сложность….
Mail mixajlov_v@mail.ru 29 ноября 2012
Я же не сказал, что этьо прям элементарно)) ПРосто лет 5 назад это было в разы сложнее. Не у всех были деньги на спецов. Сейчас это можно и самому сделать, появилось очень много информации в отврктом доступе, вот я к чем. Типа
Mail mixajlov_v@mail.ru 29 ноября 2012
Ссылку забыл)) IMBA ru
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение