--

«Оскар уходит к…»

Как Америка прошла путь от психопата до артиста

24 февраля мир узнает главные фильмы 2012 года по версии Американской киноакадемии. В отличие от многих европейских наград «Оскар» присуждается не столько за развитие киноязыка, сколько за общественную значимость фильма. Канны рекомендуют кино знатокам, а киноакадемия — остальным людям. В последний раз их мнение совпало в 1955 году, когда «Оскара» получила комедия «Марти», провалившаяся в прокате, но взявшая «Золотую пальмовую ветвь». «РР» проанализировал оскароносные фильмы с 1955-го по 2011-й, чтобы понять, какие темы и герои были особенно значимыми для широкого зрителя.

Василий Корецкий поделиться:
31 января 2013, №04 (282)
размер текста: aaa

1. Сумасшествие

Фильмы-лауреаты 1976 — «Пролетая над гнездом кукушки» (Милош Форман), 1989 — «Человек дождя» (Барри Левинсон), 1995 — «Форрест Гамп» (Роберт Земекис), 2002 — «Игры разума» (Рон Ховард)

Герой Аутсайдер, бунтующий против общества, но способный сослужить ему службу.

Тема Конфликт между свободолюбивыми эксцентриками и системой был гвоздем 60-х, а к 70-м стал основой новой идеологии. История свободного человека, косящего от тюрьмы в дурке и подбивающего больных на микрореволюцию, отвечала веяниям времени.

Позже душевнобольные даже станут эталоном нормы. В «Человеке дождя» герой Тома Круза — яппи — признает в аутисте Реймонде своего старшего брата. Следующий шаг — идеализация идиотизма в «Форресте Гампе».

После этого образ ненормального окончательно возвысится в «Играх разума» — биографии Джона Нэша, нобелевского лауреата в области экономики. Шизофреник Нэш, с­ыгранный Расселом Кроу, избавлен от таких спорных черт, как параноидальный антисемитизм и антикоммунизм, внебрачные связи с сиделкой и т. д. А его ненормальность стала синонимом исключительности.


2. Добрый человек

Фильмы-лауреаты 1960 — «Бен Гур» (Уильям Уайлер), 1983 — «Ганди» (Ричард Аттенборо), 1994 — «Список Шиндлера» (Стивен Спилберг)

Герой Простой человек. Талантливый, способный на многое, но отрицающий путь греха ради спасения своей души и чужих жизней.

Тема Недоброжелатели называли «Бен Гура» трехчасовым уроком в воскресной школе, а поклонники — человеческой драмой. Фильм выгреб почти весь запас золотых статуэток, получив одиннадцать «Оскаров». Позже образ совестливого человека, выбирающего ненасилие, будет укрупняться, приближаясь к образу Спасителя. Так, биография Ганди, практика пацифизма, в 1983-м собрала восемь статуэток. Ирония этих призов в том, что фильм о пацифизме победил в стране, где право на ношение оружия — одна из гражданских свобод. Интересно, что среди всех этих прекрасных героев нет ни одного американца.


3. Американская мечта

Фильмы-лауреаты 1977 — «Рокки» (Джон Эвил­дсен), 1998 — «Титаник» (Дэвид Кэмерон), 2000 — «Красота по-американски» (Сэм Мендес), 2005 — «Малышка на миллион» (Клинт Иствуд), 2009 — «Миллионер из трущоб» (Денни Бойл)

Герой Человек со дна, всплывающий на поверхность. Боец и борец. Спортсмен, менеджер, бедный художник. Иногда, впрочем, оказывается, что поверхность скована льдом; тогда он отказывается барахтаться и тонет.

Тема Спасение души через личный трудовой подвиг. «Рокки» — история боксера-одиноч­ки и Сильвестра Сталлоне, написавшего за три дня сценарий своей жизни и настоявшего на своем участии в фильме. Почти через тридцать лет «Оскара» получит женская версия «Рокки», уже без хеппи-энда и без мечты.

Мечте пришел конец еще в 90-е, когда «Титаник» налетел на айсберг: вместе с нищим героем Ди Каприо в водах Атлантики гибнет и миф об обществе равных возможностей и социальных лифтов. Примерно в это время так называемые иксеры вдруг поняли, что они — первое поколение американцев, которое живет хуже своих родителей. «Оскар» «Миллионеру из трущоб», реализующему старые голливудские иллюзии, но уже в Индии, подтверждает: сказочная история успеха до сих пор желанна, но осуществиться она может где угодно, только не в США.


4. Темная сторона Америки

Фильмы-лауреаты 1970 — «Полуночный ковбой» (Джон Шлезингер), 1979 — «Охотник на оленей» (Майкл Чимино), 1987 — «Взвод» (Оливер Стоун), 1992 — «Молчание ягнят» (Джонатан Демме)

Герой Неприкаянный и опасный, обезумевший, озлобленный, ненавидящий других, а себя — еще больше. Ветеран бессмысленной войны, деревенский парень в городе, женщина в теле мужчины.

Тема «Оскар» фильму категории «икс», «П­олуночному ковбою», — первый прорыв «другой» Америки в киномейнстрим. Он стал следствием 60-х. Мужская проституция, гомосексуализм, сквоттерство — пороки города растлевают не просто деревенщину в ковбойской куртке: это сама старая добрая Америка фермеров и пионеров гниет в трущобах на задворках Манхэттена.

Дальше был Вьетнам: через три года после окончания бессмысленной и жуткой кампании Майкл Чимино снимает фильм о том, что сделала война с самими американцами. Но ужас есть и дома. «Молчание ягнят», первый и единственный пока хоррор, получивший «Оскара», в красках описывает охоту на маньяка-энтомолога, вкладывающего в рот своим жертвам куколку бабочки. Зло притаилось в одноэтажной Америке, среди неприметных коттеджей.


5. Жулики и воры

Фильмы-лауреаты 1973 — «Крестный отец» (Фрэнсис Форд Коппола), 1974 — «Афера» (Джордж Рой Хилл), 1975 — «Крестный отец 2» (Фрэнсис Форд Коппола), 1993 — «Непрощенный» (Клинт Иствуд), 2007 — «Отступники» (Мартин Скорсезе)

Герой Персонаж античного масштаба, имеющий свой кодекс чести, одной рукой творящий добро, а другой — отнимающий жизни. Создатель (или наследник) подпольной империи, пехотинец на передовой невидимой гражданской войны, киллер на Диком Западе. В общем, хороший человек в плохих о­бстоятельствах.

Тема Рождение американской нации, по версии многих режиссеров, произошло в ходе разборок между этническими группировками Манхэттена. Мафия всегда была тесно связана с госаппаратом, полиция часто оказывалась по ту сторону закона, а бандиты — на стороне государства (даже оккупация С­ицилии союзниками во время Второй мировой была подготовлена мафией). Бандит предстает в американском кино как трагическая, но достойная сочувствия фигура, падший ангел, жертва рока.


6. Американская семья

Фильмы-лауреаты 1978 — «Энни Холл» (Вуди Аллен), 1980 — «Крамер против Крамера» (Р­оберт Бентон), 1981 — «Обыкновенные л­юди» (Роберт Редфорд)

Герой Представитель обеспеченного среднего класса: интеллектуал, рекламщик — олицетворение американской мечты, за фасадом которой скрывается фрустрация, апатия и разрушение социальных связей.

Тема В 70-х сексуальная революция докатилась до среднего класса. Результат предсказуем: крах семьи, адюльтер, разводы. Проблемы не дают быть вместе интеллектуалам из лирической комедии «Энни Холл». В «Крамер против Крамера» разведенные герои судятся друг с другом из-за сына, теряя работу и лицо. Обыватели из фильма Редфорда переживают депрессию, отчуждение и совершают попытки самоубийства. Такое может случиться с каждым, утверждают эти фильмы.


7. Кино как таковое

Фильм-лауреат 2012 — «Артист» (Мишель Х­азанавичус)

Герой Человек с приклеенными усиками и во фраке, заученно повторяющий движения великих актеров столетней давности. Чистая форма без содержания, китч как он есть.

Тема Легкое попурри из наших представлений о немом кино, «Артист» получил «Оскара» в момент, когда сам феномен фильма исчезает. 2011–2012 годы стали временем смерти пленки, которую в США заменила цифровая проекция. Пленочные проекторы выброшены на свалку вместе с магией ацетатного носителя и шрамами «сигаретных ожогов» на экране. Символично, что фильмом года в это время стал закос под старину, плюющий на все правила жанра и стиля, который он пародирует. Актеры у Хазанавичуса играют как в современном звуковом кино, и даже целлулоидные бобины, которые бросает в огонь отчаявшийся артист немого кино, горят не так, как должны.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Быстров Иван 2 февраля 2013
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение