--

Если бы старость могла

20 февраля 2013

Композитор Сергей Невский в рамках проекта «Теории и практики» прочитал лекцию — о том, как слушать современную академическую музыку

поделиться:
размер текста: a a a

Приводил примеры, объяснял про необязательность повествовательности в музыке.

И вот наступает время вопросов. Микрофон б­ерет пожилой господин и спрашивает:

— Как вы думаете, музыка — это понятие о­бъективное или субъективное?

Ошарашенный Невский просит пояснить в­опрос. Мужчина продолжает:

— Чем звук скрипки отличается от звука дрели?

Тон у него такой, будто дело происходит в 1962-м во время разноса Хрущевым выставки художников-авангардистов.

— Частотой тембра, — спокойно отвечает Нев­с­кий. И рассказывает, что дрель — часто используемый в современной музыке инструмент.

Дальше задающий вопросы говорит: то, что Н­евский здесь сейчас ставил, — что-то пещерное. Нет, говорит Невский, это музыка, потому что в ней есть внутренняя логика.

— Но в вашей речи тоже есть внутренняя логика, что ж, ваша лекция — музыка?

— В определенном контексте, — отвечает Невский. — У Джона Кейджа есть «Лекция о ничто», которую тот считал музыкальным произведением. А вы, собственно, кто?

— Композитор, — говорит пожилой господин.

Почему-то в публичном пространстве (на лекциях, выступлениях и т. д.) обсуждение нового и старого всегда проходит примерно так. Старое нападает, а новое защищается; при этом на стороне нового спокойная аргументация, а у старого под забралом одни эмоции.

Может, я просто не сталкиваюсь с более доказательными консерваторами? Я бы охотно поверила, что Кейдж — это туфта, а музыка — нечто божественное, где нет места дрели. Но для меня сторонники этой точки зрения звучат очень неубедительно.

For John Cage
Morton Feldman

Фотография: Павел Лосевский/fotoimedia/ИТАР-ТАСС

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Yandex l-pagis 23 февраля 2013
Уважаемая Наталья! Такой вещи, как частота тембра, не существует. Частота бывает у основного тона или у обертонов, которые определяют тембр. Если Невский действительно так ответил, возникают большие сомнения в осмысленности его спокойной аргументации — либо в уважении к оппонентам.

Людмила Пагис
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение