--

Дневник фотожурналиста. Страница 4. На улицах Порт-о-Пренса

16 марта, Порт-о-Пренс, Гаити. Четвертый день работы фотожурналиста Влада Сохина, снимающего здесь репортаж «Реставек. Детское рабство на Гаити»

Специально для «РР-Онлайн» Влад Сохин описывает будни фотожурналиста на Гаити в форме съемочного дневника. По этим ссылкам: первая страница дневника, вторая страница, третья страница, четвертая страница, пятая страница, шестая страница, седьмая страница, восьмая страница, девятая страница, десятая страница.

×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

18 марта 2013
размер текста: aaa

Суббота, 16 марта, 2013.

Наконец-то с утра удалось выспаться. В субботу у Шинаиды облегченный график, она заезжает за мной лишь к десяти.

Мы едем в район Pois Congo, где Restavek Freedom Foundation организовывает курсы грамотности для взрослых. В небольшую школу при местной церкви раз в неделю приходят мужчины и женщины всех возрастов, чтобы научиться читать и писать. Среди них есть и бывшие реставек.

Сегодня в школе экзамен, Шинаида говорит, что мы точно найдем там кого-нибудь для моего проекта. Во время экзамена я хожу между партами и снимаю сдающих креольскую грамматику студентов, среди которых есть даже старушки. Меня знакомят с 28-летней Жанпу Ремус, одиноко сидящей в углу класса с тетрадкой. Она вышла из системы реставек всего три года назад. После экзамена Жанпу рассказывает свою историю:

– Я из провинции. Когда моя мать умерла, отец привез меня в столицу и отдал престарелой женщине Розмари, она была дьяконом в одной из протестантских церквей. Я стала ее реставек в 2000 году, мне тогда 15 лет было. Не скажу, что она жестоко со мной обращалась, но ругала меня каждый день. Если я не выполняла ее приказы, она обзывала меня всякими словами. У меня не было времени на школу, я трудилась с раннего утра до ночи, да мне и никто не предлагал образование. Три года назад пастор церкви узнал, что я реставек, и забрал меня от Розмари. Теперь я научилась читать и писать, мне помогают снимать жилье, я продаю куриные яйца у дороги, чтобы платить за комнату.

После того, как мой проект «Реставек» был опубликован в печати и интернете, люди стали спрашивать меня, что происходит с детьми-рабами после того, как они вырастают. Честно говоря, тогда я не знал, что сказать. В этой поездке я пытаюсь найти ответы на этот вопрос. Жанпу как раз один из таких примеров.

После школы мы едем в центр Порт-о-Пренса, там сегодня проходит какой-то религиозный концерт, организованный американскими миссионерами, во время проповедей со сцены пасторы будут в том числе говорить и о проблеме детей-рабов.

Центр гаитянской столицы – это сплошная свалка и развалины. Здесь в несколько раз грязнее, чем в самой большой африканской трущобе Кибера в Кении, а это еще то место. Такое ощущение, что в даунтауне Порт-о-Пренса мусор не убирали со времени землетрясения. Вокруг полно людей, все куда-то идут, что-то несут. Завидев меня через открытое окно, местные скалят мне зубы, кричат: «Blanc, blanc, белый, белый, дай нам денег».

Когда я достаю камеру, в машину летят камни.

– Вся эта помощь международных организаций только испортила гаитян, – говорит Шинаида, – теперь здесь никто ничего не хочет делать, все ждут, что придет blanc и принесет денег.

Мы останавливаемся на центральной площади города, где с огромной сцены, установленной в парке, доносятся крики пастора. Несколько сотен человек окружают эту площадку для проповеди, вокруг дымятся тележки торговцев, тут же жарящих картофель фри, курицу и предлагающих местное пиво из грязных бутылок.

– Мы должны покончить с коррупцией! – кричит американский пастор, и ему сразу же вторит переводчик на креол. – Мы должны покончить с преступностью! Скажем нет детскому рабству! Скажем да Иисусу!

На концерте.

– Да! – кричит народ, поднимая вверх руки, а кто-то даже и пиво с курицей. Молятся все тоже в сторону изображения цыпленка – спонсором концерта стала местная птицефабрика. После проповеди на сцену приглашают гостей из Ямайки – религиозную музыкальную группу, которая обещает исполнить Jesus Reggae, что-то вроде песен Боба Марли, только про Иисуса.

За мной приезжает мой фиксер, он нашел мне еще несколько детей-реставек. Я прыгаю к нему на мотоцикл, и мы несемся в центр самой длинной улицы Порт-о-Пренса – Rue Delma. Каждый раз, когда я работаю над новой темой, то пытаюсь показать разные стороны одной проблемы. «Чтобы получился хороший пирог, нужно, чтобы в нем было несколько слоев крема», – говорил мне один из моих учителей по фотожурналистике, когда я учился фотографии в Лиссабоне.

Сейчас я нашел как раз такой новый «слой» – уличные дети, мойщики машин, многие из которых бывшие реставек, сбежавшие от своих хозяев. Такие дети предпочитают опасность жизни на улице нахождению в подчинении у чужой семьи. В Гаити с ними работает множество церквей и НГО, забирая их с улиц в приюты. Однако не все дети хотят туда идти.

В бесконечном потоке транспорта сразу трудно заметить двух мальчиков, бегающих от машины к машине с грязными тряпками. Протирая капот и двери каждой машины, они просят у водителей деньги за свою работу. Те, как правило, поднимают стекла и смотрят в другую сторону.

Джонни, мальчик одиннадцати лет, работает в паре с семилетним Лилио. У обоих похожая история. Джонни пару лет назад убежал от своих хозяев, не выдержав побоев. Он был знаком с другими мальчишками, жившими на улице, и знал, куда ему идти. Лилио моет машины всего несколько месяцев. Он жил со своей крестной матерью, которая заставляла его работать на всю ее большую семью. Насколько я понял из рассказа Джонни, его даже били проводами от электроприборов.

Сказать, что их работа опасна, не сказать ничего. Пока я прыгал с фотоаппаратом между двумя потоками машин, меня чуть два раза не сбили сумасшедшие тап-тапы и мотоциклисты. Зато мальчишки весьма проворно передвигаются в этом хаосе, я за ними просто не успеваю. Мне нравится, что они не обращают на меня никакого внимания, не позируют, не строят гримасы. Мне удается сделать несколько хороших снимков. Через полчаса съемки Лилио говорит моему фиксеру, чтобы я уезжал – большой белый дядька с камерой распугал им всех водителей. Я хочу сделать прощальный полароид для дневника, но пленки в кассете уже не осталось. Поэтому закончу сегодняшний день картинкой с моей камеры.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение