--

Дневник фотожурналиста. Страница 7. Белый кролик

19 марта, Порт-о-Пренс, Гаити. Седьмой день работы фотожурналиста Влада Сохина, снимающего здесь репортаж «Реставек. Детское рабство на Гаити»

Специально для «РР-Онлайн» Влад Сохин описывает будни фотожурналиста на Гаити в форме съемочного дневника. По этим ссылкам: первая страница дневника, вторая страница, третья страница, четвертая страница, пятая страница, шестая страница, седьмая страница, восьмая страница, девятая страница, десятая страница.

×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

20 марта 2013
размер текста: aaa

Дневник Влада Сохина, страница седьмая

Вторник, 19 марта, 2013.

Сегодня я снова работаю вместе с Restavek Freedom Foundation (RFF). Шинаида везет меня в школу, куда организация помещает детей-рабов. В машине я знакомлюсь с двумя студентами местного лицея. Они волонтеры RFF и сегодня едут помогать Шинаиде интервьюировать школьников-реставек. Каждые несколько месяцев RFF анкетирует детей, чтобы знать, как обстоят дела в домах их хозяев и в школе.

В одном из пустых классов Шинаида собирает своих подопечных и вместе со студентами начинает заполнять анкеты. Первый вопрос о здоровье: «Когда в последний раз у тебя что-то болело?» Опрашиваемая девочка тихо отвечает Шинаиде:

– У меня болела спина, потому что меня по ней били прутом.

Шинаида аккуратно записывает ответ в анкету.

– Кто тебя бил?

– Тётя, с которой я живу.

Здесь, как и в России, дети тоже называют взрослых женщин «тётями».

Я заглядываю через плечо ребят-студентов – их анкеты примерно с такими же печальными данными. К Шинаиде подсаживается 12-летняя Мамуз, ученица седьмого класса. С 2010 года она живет с женщиной по имени Марианнит, которая жестоко с ней обращается. Работникам RFF было очень трудно уговорить хозяйку отпускать Мамуз в школу. Та в конце концов уступила, но каждый раз, когда Мамуз задерживается домой после уроков, ее непременно ждет наказание.

– Влад, раз уж ты фотограф, помоги мне сделать фотографии каждого из детей для анкет, – просит Шинаида, протягивая мне маленькую цифровую мыльницу. Я ставлю детей к стене и делаю по несколько кадров каждого ученика. Ко мне выстраивается очередь.

– Ты закончил? – кричит Шинаида из глубины класса.

– У меня еще человек семь осталось.

– Какие семь? Мы всего четверых опросили. Она выбегает в коридор и кричит на школьников на креоле:

– А ну-ка брысь!

Оказалось, что проходящие мимо обычные ученики решили воспользоваться моментом и зачем-то сфотографироваться. Меня дергает за руку Мамуз и ведет в соседний класс. Берет с парты мел и начинает рисовать на большой зеленой доске дом, машину, мужчину с женщиной и двоих ребятишек – мальчика и девочку.

– Qu'est-ce que c'est? Что это?

Мамуз пишет над домом – «Гаити». Рядом с нарисованной мелом женщиной старательно выводит свое имя – «Mamose». К нам подходит Шинаида и объясняет, что попросила девочку нарисовать, как она себя видит в будущем, когда закончит школу. Остальные ученицы рисовали примерно то же самое. Все хотят иметь дом и большую семью. Обычная девичья мечта. Мамуз что-то шепчет Шинаиде на ухо, целует меня в щеку и убегает.

– Ей пора уже, боится опоздать домой и быть наказанной. Сегодня ее хозяйке нужно идти в госпиталь, Мамуз должна успеть приготовить обед и накормить ее перед тем, как та уйдет к доктору.

Анкетирование закончилось к часу дня. Из ответов школьников выяснилось, что один из учителей постоянно их ругает и даже применяет к ним физическую силу. И это только по отношению к детям-реставек, к остальным он относится хорошо. Шинаида записывает имя преподавателя и идет с этой новостью к директору. На следующем педсовете будет обязательно присутствовать кто-то из Restavek Freedom Foundation, чтобы поднять этот вопрос.

После школы мы едем в соседний район Carrefour Feuilles, чтобы проведать Белтин – одну из школьниц, давно не посещавшую уроки.

– Девочки по-секрету сообщили мне, что Белтин беременна. Нужно узнать, так ли это. Мы оставляем машину внизу у главного въезда в район и карабкаемся вверх по улочке трущобы. У дома, где живет Белтин, мы встречаем ее хозяйку, которую зовут Флорила. Та идет нам навстречу в одной ночной рубашке. Похоже, здесь люди не особо заботятся о внешнем виде. Хозяйка приглашает нас внутрь, там на полу, у полки с посудой, сидит Белтин, 18-летняя подопечная Шинаиды. У нее уже виден небольшой животик. Хозяйка садится на стул и спрашивает о цели нашего визита. Шинаида что-то придумывает на ходу, не решаясь вслух говорить о беременности Белтин.

Когда Флорила выходит на улицу, Белтин начинает отрицать свою беременность.

– Ну я же вижу, что ты меня обманываешь, – нападает Шинаида. – Через месяц уже будет всем заметно.

Белтин сдается и просит пока ничего не говорить ее хозяйке, опасаясь, что та выгонит ее из дома, а идти ей совсем некуда. Ее парень, с которым она встречалась последние два года, узнав о беременности, бросил Белтин, сказав, что не верит, что он отец ребенка. Когда мы уходим из дома, Шинаида признается, что не имеет понятия, что теперь делать с девушкой. Школа для нее точно закончена, а в приют ее уже нельзя взять по возрасту, да и не берут туда с детьми.

На обратном пути Шинаида спрашивает меня, не хотел бы я посмотреть где живет Мамуз, та самая девочка, которая сегодня рисовала в школе на доске. Мы спускаемся к ее дому, стучим в дверь. Удивленная девочка-реставек приглашает нас войти, под мышкой у нее белый плюшевый кролик. Она садится с ним на пол – место, где она спит по ночам. В метре от ее «кровати» полка с посудой и печка. Когда Мамуз ложится спать, ее голова упирается в печку, где на углях девочка ежедневно готовит еду себе и хозяйке.

Поговорив немного с Шинаидой, Мамуз возвращается к своему кролику, не обращая на меня внимания. Она что-то говорит ему на креоле, я не понимаю этих слов, но не хочу спрашивать перевода, чтобы не отвлекать девочку от игрушки. Она же, в свою очередь, уже не обращает внимания на щелканье затвора моей камеры. Через несколько минут Мамуз бросает взгляд на настенные часы и просит нас уйти – с минуты на минуту должна прийти «тётя». Девочка прячет кролика в дальний угол, хватает пластиковый сосуд для воды и идет нас провожать к машине. На обратном пути она не должна прийти пустой – каждый раз ей приходится оправдывать свое отсутствие какой-нибудь домашней необходимостью.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение