--

Тур им в помощь

Как будут спасать туристов за рубежом

На этой неделе из единого реестра туроператоров, включающего порядка двух тысяч организаций, могут исключить около 500 фирм. Они потеряют право возить нас за границу, потому что до 4 мая не вступили в ассоциацию «Турпомощь» — не наскребли на вступительный взнос 100 тысяч рублей — и тем самым нарушили закон. «РР» разбирался, как забота о туристах калечит российскую туриндустрию.

Дарья Данилова
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

23 мая 2013, №20 (298)
размер текста: aaa

— Люди звонят, потому что их комар укусил, и у них страшно чешется! — помощник руководителя «Турпомощи» Анжела Н­иколаенко отвечает на звонки, поступающие на горячую линию. — Обращаются даже самостоятельные туристы. Группа ребят без оператора поехала на Украину, и у них там украли обратные билеты. Мы им объяснили, что это скорее компетенция украинской п­олиции и что электронные билеты можно еще раз распечатать.

В день с подобными проблемами в «Турпомощь» обращаются пять — десять раз. Пока сезон банкротств не наступил, операторы терпеливо втолковывают звонящим, как решить их проблему. Но уже сейчас Николаенко говорит, что, если времени хватать не будет, отвечать на такие звонки подробно «Турпомощь» перестанет. Максимум перенаправит в соответствующий орган. Иначе организация, призванная спасать наших туристов за рубежом из по-настоящему безвыходных ситуаций, рискует превратиться в информационное бюро для непутевых туристов.


Зачем создавали «Турпомощь»

Идея создать подобную организацию появилась еще в прошлом году после вереницы банкротств туроператоров, в том числе такого крупного, как «Ланта-тур». Тысячи туристов оказались тогда на заграничных курортах с неоплаченными гостиницами и недействительными билетами на самолет.

Чтобы при следующем банкротстве на телеэкраны не попадали граждане, спящие в а­эропортах, Госдума внесла поправки в закон о туризме — там говорилось о создании ассоциации «Турпомощь» и специального фонда помощи туристам.

Фонд формируется за счет средств всех т­уроператоров: 100 тысяч рублей вступительного взноса плюс 0,1% с оборота фирмы (но тоже не менее 100 тысяч). В «Турпомощь» вступило уже около полутора тысяч туроператоров, а значит, фонд составляет минимум 150 млн рублей.

Тратить их предполагается на тех туристов, которые по вине туроператора оказались за границей в безвыходной ситуации — н­апример, неоплаченными оказались отель или обратные билеты. В этом случае «Турпомощь» обязана за счет денег фонда поселить людей в гостиницу, а затем оперативно вывезти на родину. Кроме того, согласно уставным документам, ассоциация должна помогать туристам и в случае «ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору». А вот это уже вызывает вопросы.

— Не исключено ведь, что, по мнению некоторых клиентов, «ненадлежащее исполнение» может заключаться не только в том, что им не предоставили номер в отеле, но и в том, что унитаз не того цвета или вид из окна не тот, — говорит генеральный директор компании «Моя Адриатика» Виталий Беляков. — Определять такие вещи должен только суд, а не чиновники. Иначе господа из «Турпомощи» повезут на самолете пиво для туриста: ведь его отсутствие — то самое ненадлежащее исполнение, а для некоторых так и катастрофическое нарушение договора, прямая угроза жизни и здоровью, особенно утром, «после вчерашнего».

Впрочем, в «Турпомощи» говорят, что планируют заниматься только глобальными проблемами, а искать пиво недовольным туристам придется самостоятельно.

Кроме того, не удастся выбить у «Турпомощи» и компенсацию за испорченный отпуск — за этими деньгами придется по старинке обращаться в страховую компанию, работавшую с обанкротившимся туроператором.


Фонд раздора

В общем «Турпомощь» задумана для того, ч­тобы заниматься делом очевидно благим. Тем не менее это благое дело разделило индустрию на два лагеря. Значительное число т­уроператоров отказалось вступать в ассоциацию и платить деньги в фонд. На момент сдачи номера таких бунтарей было около пятисот (то есть почти каждый четвертый). Согласно закону, они должны были потерять право вывозить туристов за рубеж еще 4 мая. Но чиновники Ростуризма дали строптивцам срок до 20 мая, но после, уверил нача  льник правового управления Ростуризма Изо Арахамия, всех их исключат из единого реестра туроператоров. Удивительно, но сами компании к перспективе закрытия относятся философски.

— Я к этому готова, — без эмоций говорит генеральный директор турфирмы «Онли Тур» Наталья Куминова. — Если нас попытаются закрыть, будем работать как агентство. Доходы наши от этого не снизятся.

«Онли Тур» — один из пятисот туроператоров, вступивших в объединение «Без Турпомощи», которое все последние месяцы активно выступало против новой ассоциации. В основ ном это маленькие компании, работающие в регионах или на тех направлениях, где много не заработаешь. Их возмущает и размер вступительного взноса, и то, что всех туроператоров стригут под одну гребенку.

Ведь если посчитать все деньги, то получится, что в первый год любая турфирма должна заплатить отнюдь не 100 тысяч рублей, а как минимум 200, а то и 300 тысяч (100 тысяч вступительного взноса и минимум 100 тысяч с оборота). Для мелких операторов это если и не банкротство, то серьезный удар по бюджету и перспективам развития. Кроме того, они считают, что риски крупных игроков больше, банкротятся они чаще, потому что привыкли жить на кредиты, а значит, и пополнять фонд должны в основном они, а не маленькие турфирмы, которые к бизнесу относятся более ответственно.

— Взносы должны быть дифференцированными, — уверена Наталья Куминова. — Это у крупных компаний большие риски: чартеры, потери. У нас бизнес выстроен скрупулезно. Если есть блоки мест, мы все оплачиваем, отслеживаем всех туристов, кредиты не б­ерем, в минус не уходим. Навряд ли мы в «Турпомощь» обратимся. Платить лишние деньги нам нет смысла.

— «Турпомощь» в нынешнем виде — это тихая гавань для потенциальных банкротов. Она наносит вред добросовестным туроператорам, стимулируя туристов обращаться в с­омнительные компании, которые живут за счет демпинга и строят пирамиды на кредитных деньгах, — уверена генеральный директор компании «АС-тревел» Светлана Гарнушкина. — Покупая туры в таких компаниях, туристы, несмотря на демпинговые цены, будут спокойны: в случае банкротства туроператора их проблемы будут решены. Есть фонд — пусть спасают. А это значит, мы поощряем потенциальных банкротов.


Что случится с отказниками

Несмотря на возмущение туроператоров, н­еобходимость вступления в «Турпомощь» никто не отменял. И теперь те, кто не собирается это делать, ищут пути отступления.

— Нас часто спрашивают, как можно не вступить в «Турпомощь» и остаться на рынке. Мы отвечаем: без нарушения з­акона никак. Есть ряд мер, но все они временного характера, — директор юридической консультации «Визит» Анна Гладун я­вно не настроена выдавать профессиональные секреты. — Кроме того, авторы нового закона не учли, что помимо туроператоров есть еще и турагентства. И к ним закон никакие требования не предъявляет — сейчас любая булочная или парикмахерская может стать турагентом. Законодательство у нас очень дырявое.

Лазейку эту видно невооруженным глазом, и большинство участников рынка о ней знают. Борцы с «Турпомощью» могут безболезненно переквалифицироваться в турагентов. Род деятельности, конечно, немного изменится, но хотя бы удастся остаться в отрасли. Правда, пока никто с этим не спешит — вероятно, до первой п­оказательной порки. При этом воспользоваться существующей лазейкой операторам рекомендуют даже в Ростуризме, курирующем «Турпомощь».

— Маленькие туристические компании на рынке выездного туризма не нужны. Е­сли фирма не может заплатить 100 тысяч рублей за год, то что она делает на рынке? Пускай перепрофилируется в агентство, — без обиняков предлагает председатель к­омиссии по безопасности туризма, член Общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко. — Операторский бизнес — это колоссальные обороты в несколько десятков миллионов рублей. А если у них оборот миллион и два сотрудника, что это за оператор?

Когда пошли разговоры о создании «Турпомощи», в отрасли переполошились: мол, это продуманное избавление от мелких компаний. Интересно, что в Ростуризме этого даже не скрывают.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение