--

Памяти Петра Ефимовича Тодоровского

24 мая, Москва. Прославленный режиссер, сценарист и кинооператор, народный артист РСФСР Петр Ефимович Тодоровский скончался сегодня в возрасте 87 лет

Пётр Тодоровский был щедро и многосторонне одаренным человеком: помимо собственно режиссерских работ в советском и российском кино, он уверенно выступал как актер в картинах режиссеров своего поколения («Был месяц май» Марлена Хуциева, «Трясина» Григория Чухрая), мастерски снял несколько картин как оператор (среди них – культовая «Весна на Заречной улице», а также «Два Фёдора» Марлена Хуциева и «Жажда» Евгения Ташкова), как композитор написал для своих фильмов несколько запомнившихся мелодий и песен. Часто он сам писал сценарии для картин, которые затем с успехом снимал как режиссер. При личном общении он казался обезоруживающе, заразительно счастливым человеком, слова «его улыбка согревала» по отношению к Петру Ефимовичу следует понимать почти буквально: в его присутствии настроение у окружающих улучшалось без всяких видимых усилий с его стороны – от одной улыбки и спокойного, уверенного тембра его голоса. Возможно, это и было его главным талантом, основой его одаренности, в чем бы она затем не проявлялась. Великую Отечественную Петр Тодоровский закончил командиром минометного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, с которым дошёл до Эльбы. Петр Тодоровский имел ранения и боевые награды. Его сын, Валерий Тодоровский, также стал успешным режиссером и продюсером российского кино.

Артём Чернов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

24 мая 2013
размер текста: aaa

Тодоровский-старший, будучи человеком давно и широко известным, успел сделать за свою жизнь так много (причем в совершенно разных областях и эпохах – от военной, до «эпохи стабильности»), что многие детали уже потихоньку уходят из общественной памяти.

Он виртуозно импровизировал на семиструнной гитаре и аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен. Вместе с Сергеем Никитиным, уже в 2000-е, они записали целый альбом веселых гитраных импровизаций по классическим мелодиям и мелодиям самого Тодоровского.

Это его голос поет за кадром песню «Я товарищей погибших, как умею, помяну...» на стихи Геннадия Шпаликова в старом длинном и горьком фильме Владимира Венгерова «Рабочий поселок», в котором Алексей Герман-старший работал ещё вторым режиссером, а молодой Олег Борисов отчаянно играл одну из многих своих отличных, но почти забытых сейчас ролей.

Именно в фильме Петра Тодоровского дебютировал как киноактер Зиновий Гердт – в нежном, глубоком, очень «шестидесятническом» фильме «Фокусник» 1968 года, снятом «в декорациях» ещё не достроенных тогда громад будущего Нового Арбата посреди старых московских переулков. До этой картины хромой фронтовик Гердт успешно работал в кино лишь «голосом за кадром», после неё – был популярен и востребован в комедийных ролях. А «Фокусник» – лирическая драма, такие серьезные, да в добавок главные роли в фильмографии Гердта больше почти не встречаются. 

Венецианского «Золотого льва» за лучший дебют Петр Тодоровский получил в далеком 1965 за фильм «Верность», основанный на его собственных воспоминаниях пацана-курсанта, которому в 1943 – вот-вот ехать на фронт после окончания учебы в Саратовском военно-пехотном. Пётр Тодоровский начал свою карьеру в кино как профессиональный оператор, и этот фильм (хоть за камерой здесь он сам уже не сидел – доверил коллегам) можно смотреть как учебник операторских приемов черно-белого кино рубежа 50–60-х годов, стилистику которого Тодоровский чувствовал превосходно, ярко реализовав себя как оператор ещё в «Жажде».

Фильмы Тодоровского прочно «вросли» в свои эпохи. Ленты, снятые им за последние четверть века, памятны современной аудитории и часто крутятся на ТВ, но все, что было сделано раньше «Военно-полевого романа», из памяти массовой как-то стирается: «Верность», «Фокусник», «Был месяц май», «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова» и даже громкая перестроечная «Интердевочка» почти ушли из повседневного зрительского обихода. А жаль.

Спасибо Вам за всё, Петр Ефимович.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Воронова Екатерина 27 мая 2013
Если сам автор статьи не смотрит перечисленные им фильмы Тодоровского, то это не значит, что они "почти ушли из повседневного зрительского обихода".Их довольно часто показывают по ТВ. И даже к/ф "Фокусник", как ни странно.Не ушло ещё из жизни поколение, которому интересно советское кино.
Чернов Артем 27 мая 2013
Воронова Екатерина: автор статьи как раз любит эти фильмы, иначе б о них не писал. а вот в программе "ящика" я вижу мягко говоря совсем иные названия. да и просто в обиходе - "Военно-полевой роман" помнят. А начни говорить про "Фокусника" - вспомнит один из 1000 и то навряд ли.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение