Если облако посолить, то пойдет дождь и другие новости

6 июня 2013

С помощью солевых порошков можно управлять осадками. Таковы результаты эксперимента, проведенного учеными из НПО «Тайфун». Они смоделировали облака и распылили внутри них мелкий порошок из смеси солей. «Ввод полидисперсного солевого порошка в формирующуюся облачную среду приводит к появлению дополнительных крупных облачных капель и уширению их спектра. Этот результат является положительным фактором для стимулирования коагуляционных процессов в облаках и дальнейшего образования осадков», — сообщают авторы исследования. (1)

Щуки-каннибалы занимают руководящие посты

Как появляются лидеры и аутсайдеры в мире рыб? Это решили выяснить ученые из Института биологии внутренних вод, расположенного в поселке Борок. Они поместили в аквариум 20 мальков щуки, более-менее одинакового размера и полученных от одной пары, и стали наблюдать.

Через месяц сообщество рыб приобрело четкую социальную структуру: 5 лидеров, 2 аутсайдера и 8 особей, занимающих промежуточное положение. Лидерами стали пять щук-каннибалов, съевших по одному отставшему в росте собрату. Пожирание родственника существенно увеличивало авторитет особи.  (2)

Научные новости делают людей добрее

Ученые из Калифорнийского университета Санта-Барбары доказали, что, вспоминая о науке, люди становятся менее эгоистичными, чаще помогают другим и вообще больше склонны к нравственному поведению. Испытуемым предлагали составить предложения с использованием слов из набора, включавшего понятия «гипотеза», «лаборатория», «ученые», «теория». Другой группе эти слова заменили нейтральными — «обувь», «бумага», «старый», «больше» и т. д. После чего участникам эксперимента предлагали разделить пять долларов с незнакомцем, задавали вопросы о готовности совершить разные добрые дела, а также предлагали оценить поведение амораль­ного персонажа из истории, которую им зачитывали.

Испытуемые из первой группы оказались в большей степени готовы жертвовать на благотворительность, сдавать кровь и работать добровольцами. Они оставляли себе меньше денег при дележе пяти долларов и строже относились к негодяю из истории. (3)

С чего начинается Альцгеймер

Исследователи из Кембриджа выяснили природу нарушения в белковых молекулах нейронов, которое приводит к развитию слабоумия. По мере увеличения продолжительности жизни болезнь Альц­геймера становится все более распространенным недугом, а эффективного лечения от нее до сих пор нет.

В лаборатории профессора Кристофера Добсона ранее было установлено, что нейродегенеративный процесс приводит к нарушению нормальной структуры внутриклеточных белковых молекул, после чего они слипаются в так называемые амилоидные бляшки и подвижные токсичные олигомеры, разрушающие нейроны. Спустя 15 лет в этой же лаборатории выяснили, как именно это происходит: оказалось, достаточно лишь нескольких молекул неправильно функционирующих белков, чтобы началась неконтролируемая цепная реакция, которая в геометрической прогрессии увеличивает количество вредоносных белковых образований. (4)

Источники: (1) А. С. Дрофа и др. // Известия РАН. Физика атмосферы и океана, № 3, 2013; (2) Ayako Wada-Katsumata et al.// Science, May, 24, 2013; (3) Ma-Kellams, C. Blascovich, J. // PLoS ONE, 8(3), e57989; (4) Samuel I. A. Cohen et al.// PNAS, May, 23, 2013.