--

Крушение парохода «Булгария»

Почему это может случиться снова? Собственное расследование «РР». Часть первая

10 июля 2011 года в трех километрах от берега в Куйбышевском водохранилище погибли 122 человека,  в том числе 28 детей. Сегодня в районном суде Казани допрашивают подсудимых. Их пятеро*. Но многие остались безнаказанными. Проведя собственное расследование, спецкор «РР» Ольга Тимофеева называет людей, которые построили цепочку отношений, позволившую им уйти от ответственности, и причины, по которым, если ничего не менять, подобные катастрофы будут продолжаться.

Ольга Тимофеева поделиться:
27 июня 2013
размер текста: aaa

Руслан проснулся от того, что ему в лицо плеснула вода.

– Ветер, – подумал он и закрыл иллюминатор.
Теперь вода хлестала из-под обшивки иллюминатора. Он испугался.

– Бужу товарища, кричу: хватай вещи! Схватили мы документы и быстрей бежать, а тут девчонки пришли нас будить.
По щиколотку в воде, ребята выбежали в коридор и захлопнули дверь.
– Смотрю, вот эта стена, с дверьми, на нас пошла, на коридор, деревянная. Ее выдавливать начало!

Они находились на самой нижней из четырех палуб, в трюме. Наверх вели узкие крутые лестницы. Мгновенно образовалась давка.

– Я девчонку хватаю – и наверх. Добегаем, первая палуба, пролёт, двери аварийные – закрыты!

Наружу вел и прямой путь – через аварийные двери. Во время швартовки как раз через них на «Булгарию» поднимались пассажиры. Но сейчас они были заблокированы.

– Штырями заблокированы!

– А, штырь поставили еще?!

–  Да. И зажали их.

Через месяц после катастрофы Руслан приехал на встречу с капитаном Миняевым. Черная футболка, джинсы. Держится отстраненно. Кажется, он сам себе чужой в наступившей жизни.


Капитан Миняев работал на «Булгарии» за несколько лет до катастрофы, требовал ремонта, скандалил, отказывался выходить в круиз. За что и был уволен. Гибель электрохода не дает ему покоя – он ведет собственное расследование
 

– Больше всего воды возле вот этого аварийного шлюза самого. Я думал сначала через него выйти, а потом смотрю – поток...

Капитан Миняев работал на «Булгарии» за несколько лет до катастрофы, требовал ремонта, скандалил, отказывался выходить в круиз. За что и был уволен. Гибель электрохода не дает ему покоя – он ведет собственное расследование.

– Спрашивайте все, что хотите, – повторяет Руслан. – Сейчас я смотрю на себя со стороны…

Улица Татарстан в центре Казани. Мимо с грохотом проносятся машины. Их приходится перекрикивать, как в метро.

– И ты… в воде уже выходил?

– Моя девушка в воде выходила.

– Ну, она тоже жива осталась?

Его голос натягивается, почти рвется:

– Нет…

За три дня до круиза Руслан и Нина отнесли документы в ЗАГС.

– Я Нинке кричу: бегом на вторую палубу!

– Так тут же еще двери есть!

– Это сзади. Их не было. Это, может, в передней части есть.

– В задней есть! – кричит капитан. – Смотри! Тут ресторан, ниже выходишь – вот и дверь!

– Да, – не своим голосом говорит Руслан.

– Есть. Но ты не знал, – тихо говорит капитан.

Про эти двери знала только команда. Но пассажирам никто этого не сказал. Радио не работало. Сверху по цепочке передавали команду капитана: всем перейти на левый борт.

– Давайте на левый борт, будем противовес делать! – кричала какая-то женщина.

Никто не осознавал, что происходит.

– Какой, на …, противовес! – закричал Руслан. – Бегом отсюда!

На каждой ступеньке стояло по три человека. Поток людей двигался к выходу медленно. Крен увеличивался, и на лестнице, которая идет под углом 45 градусов, девушки стояли, как на ровном полу. Коридор начал наполняться водой.

– Я своей девушке кричу: бегом на вторую палубу! Она побежала. А крен уже шел, теплоход ложился на бок. Грубо говоря, на этой лестнице, которая под 45 градусов идет, мы уже стояли ровно. Я смотрю – коридор заполняться водой начинает, двери закрыты. Ну, думаю, остаюсь! Приготовился смерть принять. Девчонки, главное, выбежали.

Когда Нина, подруга Руслана, поднялась наверх, «Булгария» легла на бок, и вода хлынула вниз через палубы, сбивая людей, которые находились в шаге от спасения. Нина не удержалась, сорвалась и исчезла в воде. Что было дальше, Руслан помнит плохо.


Руслану кажется, что вместе с ним через этот выход спаслись человек десять. Его девушки, которую всего три минуты назад он держал за руку, среди них не было
 

– Переворачивает корабль, смотрю, у меня девушка – вот она за угол поручня держится, смотрю – срывается в воду! И как раз волна, мощная волна, по коридору ее забирает. Там еще человек пять-шесть с ней было. Я уже падать начинаю, падаю в воду, люди, как в «Титанике», друг за друга хватаются, к окну подплыл, давай бить кулаком. Бил, бил, я все кулаки себе разбил. Какой-то человек со мной был рядом, потом он исчез.

Он не помнит, как его откинуло к аварийной двери. Но увидев ее перед собой, он собрал все силы и ударил по штырю. Штырь вылетел, двери распахнулись, люди ринулись к выходу. Они цеплялись за Руслана и тянули его назад. Он отбивался, чтобы выбраться наружу.

– Я ничего не видел. Я чувствовал.

Ему не хватало воздуха, начиналось удушье. «Булгария» погружалась на дно. Над бортом уже было несколько метров воды.

– Встал на борт, оттолкнулся, всплыл.

Руслану кажется, что вместе с ним через этот выход спаслись человек десять. Его девушки, которую всего три минуты назад он держал за руку, среди них не было.

– В мозгу: щас воронка пойдет. Давай людей откидывать от корабля. Но воронки не было. Потом смотрю – плоты, пара плотов открыта, на них команда сидит, в панике бьется. Смотрю – круг удаляется с человеком. Мне потом сказали: это старпом уплыл на круге! До берега километра четырк-пять. Я смотрю на эту полоску – нет, не доплыву. Мы сами пассажиров спасали. Сами все делали. Людей вытаскивали за волосы, за трусы. Все в мазуте были! А из команды только двое мальчишек ныряли, плоты открывали. Остальные сидели тупо. Радист, вроде человек в возрасте, кричит на меня: «Че ты орешь!» Я говорю: «Ты сам встань да помогай людям!»

Среди тех, кто спасся, не оказалось людей в спасательных жилетах. Тех, кто надел жилеты, вода прижала к потолку, лишив возможности выйти в дверь. В иллюминаторы не смог бы пролезть даже ребенок. Их диаметр – 30 сантиметров.

Мимо с грохотом несутся машины. Переведя дыхание, капитан Миняев берется за сердце.

– Ты меня за всех речников извини, команда пьяная была?

– Ну, когда поднимались на борт, боцман датый капитально был, матросня мелкая. Никакие они были. Ну ладно, думаю, свободные от вахты. Можно, наверное. Потом от Болгар отошли, смотрю – бегают, суетятся, лампочки меняют…

Руслан вспоминает, что сквозь иллюминаторы еще на пристани по каплям просачивалась вода. В каютах было жарко, иллюминаторы открыты. Судно слегка кренилось – апельсины скатывались со стола.

– Я не говорю, кто виноват, тут общий позор, – говорит капитан Миняев. – Он не должен был выйти, этот пароход, понимаешь, не дол-жен! Вот я не пошел в рейс из-за того, что ТЕХНИЧЕСКИ неисправен был пароход. И меня тупо сняли. Пришли: вот ваша смена, идите на берег. А почему мы с тобой должны плавать на таких пароходах?!

У Миняева уже десять минут звонит телефон. Но он не берет трубку.

– Понимаешь, у нас все время виноват капитан! Да, он пошел в рейс! Но если бы он сказал «не пойду», другой бы пошел! Другой бы утопил!

Они обнимаются посреди улицы.

– Слава богу, плоты купили! Я выходил – плотов у меня вообще не было!

– Кругов там две-три штуки, что ли, алюминиевые болтались, – тихо говорит Руслан. – Остальные круги вниз все ушли…

– Их привязывают, чтобы ветром не сдуло.

 

Продолжение следует… 


См. также:

«На глубине — город мертвых». Катастрофа «Булгарии»: репортаж и свидетельства

«Это корыто годится лишь для перевозки скота…». Что стало причиной трагедии на Куйбышевском водохранилище

«Ретростиль в каждой детали». Почему отечественный транспорт остался в прошлом веке

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение