Коллайдер нашли на Солнце и другие новости

25 июля 2013

Для изучения антиматерии нужны дорогостоящие громоздкие установки, что существенно затрудняет исследования. Ученым из Технологического института Нью-Джерси в сотрудничестве с Институтом солнечно-земной физики СО РАН удалось обойти эту проблему: они научились использовать Солнце в качестве лаборатории для исследования позитронов. Недавно они получили первые результаты и зафиксировали позитроны, образованные во время солнечных вспышек. Данная разработка позволяет исследовать античастицы, испускаемые не только Солнцем, но и другими внеземными объектами, находящимися в области видимости наземных радиотелескопов. Так наука еще на шаг приблизилась к ответу на один из ключевых вопросов современной физики: в чем причина дисбаланса между материей и антиматерией во Вселенной? (1)

Планктон умнее, чем кажется

Долгое время считалось, что крошечные обитатели морских глубин не могут передвигаться самостоятельно. Однако последние исследования показали, что многие из них способны управлять своим плаванием, избегать препятствий и сближаться друг с другом. Для этого организмы используют турбулентное движение морских волн.

Неспособные к передвижению частицы в турбулентном потоке воды распределились бы равномерно, планктон же образует отдельные скопления особей. «Необычайно и­нтересно узнать, как ведут себя одни из важнейших организмов на планете в своей обыденной турбулентной жизни», — добавляют авторы исследования. (2)

Искусственные органеллы будут лечить клетки

Создана искусственная клеточная органелла, которая может подменить свой естественный аналог. Исследователи из Швейцарии разработали з­амену для так называемых пероксисом — органелл, которые содержат а­нтиоксиданты и разлагают на безвредные компоненты активные формы кислорода (АФК), ядовитые вещества, непрерывно образующиеся в клетках. Если пероксисомы не справляются со своей работой, то накапливающиеся АФК приводят к развитию рака и ускоряют старение. Искусственные пероксисомы состоят из двух белков-антиоксидантов, заключенных в мембранную оболочку, пронизанную каналами для этих белков. Они способны проникать внутрь клеток и помогать проводить д­етоксикацию. Это первый шаг к лечению нового типа — на основе искусственных органоидов. (3)

Сломанный ген можно заменить

Синдром Вискотта — Олдрича — редкое, потенциально смертельное наследственное заболевание, поражающее иммунную систему. Оно связано с мутацией гена WASP. Для лечения синдрома научились использовать генную терапию — метод исправления ошибок в геноме. Нормальную копию гена, поломка которого привела к заболеванию, вставляют в вирус. Он способен доставить ген в клетку и встроить его в ДНК. Ученые брали стволовые клетки костного мозга пациентов, страдающих синдромом Вискотта — Олдрича, и в лаборатории вводили в них ретровирус с нормальной копией гена WASP. После этого клетки подсаживались пациентам обратно. За больными после такой терапии наблюдали в течение 30 месяцев, их состояние значительно улучшилось, а вновь образовавшиеся клетки крови содержали нормальную копию гена WASP. (4)

Источники: (1) http://www.njit.edu/news/2013/2013-228.php  (2) W. Durham et al. // Nature Communications. 2013. 15 July  (3) P. Tanner, V. Balasubramanian, C. G. Palivan. Aiding nature’s organelles: Artifical peroxisomes play their role // Nano Letters. 2013. No. 13  (4) A. Aiuti et al. // Science. 2013. 11 July.

Рамс Василий 6 августа 2013