--

Елена Ковальская: «Мы за сохранение и развитие государственного театра»

10 самых авторитетных деятелей культуры

Арт-директор Центра имени Мейерхольда

×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

26 сентября 2013, №38 (316)
размер текста: aaa

Что отличает Центр имени Мейерхольда от репертуарного театра?

Давайте не путаться. ЦИМ — государственный репертуарный театр, как и 88 других театров в Москве. Он содержится на средства налогоплательщиков, и у него есть репертуар. Только в отличие от большинства театров у нас нет труппы, а есть резиденты — люди, которые на конкурсной основе ставят экспериментальные спектакли. Также у нас есть проект «Школа театрального лидера», в него вовлечены сотня молодых театральных харизматиков и полсотни педагогов.

ЦИМ — это генератор идей. Вроде Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Ведь что сделала «Стрелка»? Она создала напряжение мысли, дискуссию о современном мегаполисе. И что на выходе? Перемены, которые переживает Москва, — многие из них растут из урбанистических идей «Стрелки». Это могло состояться еще и потому, что сегодняшняя культурная власть в Москве обладает редким для наших широт качеством: она предпочитает выкладывать плиткой те дорожки, которые люди протоптали сами.

А что в театральном образовании, в иерархии, понимании театра вы бы последовательно меняли?

Мы за сохранение и развитие государственного театра. Театр был государственным делом в древних Афинах, в ренессансном Лондоне, во Франции, когда складывалось государство, в Советском Союзе. От СССР нам досталась огромная индустрия, которая способна производить смыслы и доверие между людьми. За годы она утратила эти свои способности, поскольку сосредоточилась на самой себе, обслуживала саму себя. Нынешняя власть стряхнет с себя театр как обузу и оптимизирует до нуля всю нашу, так сказать, отрасль, если театр не повернется к людям. Сделать это надо по собственной воле, а не потому что директива пришла. У нас если придет директива, то она будет не о смысле, не об ответственности театра, а об оптимизации.

Мы также за государственную альтернативу репертуарному театру — иные организационно-хозяйственные формы. Театр с репертуаром, но без труппы. Сцена без труппы и без репертуара. Продюсерский центр без сцены.

Еще мы — за альтернативу государственному театру. Как говорит театральный педагог профессор Дадамян, «культуре, чтобы лететь, нужны два крыла: государственная поддержка и поддержка общественная». Чего по-настоящему не хватает нашей культуре, так это того, чтобы государство отпустило поводья и вдохновляло налоговыми льготами бизнес и общество поддерживать искусство. Люди сами решат, что им нужно: фильм Миндадзе про русских и немцев или «Гагарин», напичканный религиозной риторикой, картина Серебренникова о Чайковском или духоподъемная «Легенда 17». Чехов или Пряжко, МХАТ или Театр.doc.

Кто из учившихся в Школе театрального лидера достиг успеха?

Ну, например, целая группа наших выпускников была приглашена в Театр на Таганке сделать масштабный документальный проект к юбилею театра: Дмитрий Волкострелов, Ксения Перетрухина, Настя Могинова, группа замечательных театроведов из Москвы и Питера, драматург Андрей Стадников. Ими еще в Школе как учебная работа была придумана выдающаяся программа на пять лет — умная, творческая, уважительная по отношению к создателю театра и труппе, с которой он находится в конфликте. Соглашаясь на эту работу, они рассчитывали на возвращение туда Юрия Любимова. В январе Любимов был к этому готов. Но ситуация изменилась. Сегодня они работают над проектом вместе с труппой театра — не подвергая сомнению роль Любимова, но исходя из того, что феномен этого театра в основе своей имеет хрущевскую оттепель, общественный подъем.

А какие ваши театральные идеи не могли быть реализованы в обычном театре?

В том-то и смысл, что ни один из наших спектаклей не мог бы появиться где-то еще. Не могу себе представить ни в одном театре ни лекцию на ходулях, как в спектакле «Алиса и государство», ни разговор о театре «Крюотэ», ни синтезатор текста и пантомимы под названием «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает», ни акустическую мистерию «Сотворение мира». В репертуарном театре эти спектакли погибли бы уже на премьере, потому что столкнулись бы с ожиданиями публики. А у нас это возможно.

 

Елизавета Александрова-Зорина
Куратор литературного раздела сайта Thankyou.ru

Thankyou.ru — это сайт, где писатели и музыканты могут выкладывать свою прозу в открытый доступ, а читатели потом переводить через сайт вознаграждение понравившимся авторам. Александрова-Зорина возглавляет книжную часть проекта, и благодаря ее усилиям сайт превратился в современную разновидность толстого литературного журнала — площадку для публикации новых авторов. Сама Александрова-Зорина перспективный прозаик: ее роман «Маленький человек» попал в шорт-лист премии «НОС».

Александр Гагарин
Солист екатеринбургской группы «Сансара»

Группа «Сансара» существует уже 15 лет и известна тем, что постоянно меняет стили и направления. Вокруг «Сансары» в Екатеринбурге сложилась определенная музыкальная и творческая среда. Гагарин часто вступает в музыкальные альянсы и участвует в запуске интересных проектов. Так, он принимал участие в создании медиалаборатории S.G.T.R.K., объединяющей музыкантов Екатеринбурга и других городов. Гагарин был арт-директором знаменитого бара «Горностай», названного так в честь музыкального проекта Ильи Лагутенко — друга группы.

Валерия Гай Германика
Кинорежиссер

Говорим «молодое российское кино» — подразумеваем Валерию Гай Германику. Она единственная из наших режиссеров, кто точно фиксирует на камеру не метафоры, фантазии и иносказания, а жизнь во всей ее неприглядной и одновременно захватывающей полноте. Валерию часто обвиняют в том, что она режиссер одного приема, вынужденный все время снимать все более барочные вариации своих знаменитых «Девочек». Убедиться в обратном можно будет примерно через год, когда Германика закончит свой новый фильм «Ночник». Это должен быть вольный пересказ сказки «Оле Лукойе», главные герои которого — девочка-гот и оживающий по ночам плакат.

Василий Сигарев
Кинорежиссер

Режиссер сурового стиля, стремительно взошедшая звезда нашего кино. Дебютный фильм Сигарева «Волчок» был экспериментом по приданию автобиографии зрелищной формы. А вторая его работа, фильм «Жить», оказалась совершенно зрелым, безупречным, монолитным высказыванием. После такой картины снимать и дальше про то, как страшно жить, — значит стать заложником собственного успеха. Но Сигарев, не переносящий фальши, немедленно свернул с пути страданий: известно, что сейчас он работает над комедией.

Марат Гацалов
Главный режиссер новой сцены Александринского театра в Санкт-Петербурге

Тридцатипятилетний Марат Гацалов как режиссер начинал в Театре.doc. За последние несколько лет сделал головокружительную карьеру. Получил три «Золотые маски», поработал главным режиссером театра в Прокопьевске, а теперь возглавил новую сцену Александринского театра, продолжая при этом руководить Русским театром в Таллине.

Катя Павлова
Музыкант, солистка группы «Обе Две»

В 2011 году дебютный альбом группы «Обе Две» вызвал непривычный для российской независимой музыки резонанс. Клип на песню «Милый» попал на телевидение, «Обе Две» выступили в эфире «Первого канала», а Катя стала самой известной инди-рокершей России. Однако на взлете славы группа приостановила свою деятельность из-за разрыва отношений между ее основателями — Катей Павловой и Артемом Клименко. Сейчас Катя продолжает писать песни для «Обе Две», ищет недостающего музыканта в ее состав, поет собственные песни в электронном проекте Alpha Beta, играет на бас-гитаре и поет в новой группе, которая готовит премьеру дебютного альбома.

Елена Ковальская
Арт-директор Центра имени Мейерхольда

Елена Ковальская — пример успешного культурного менеджера. Долгое время работала в «Афише» театральным критиком, семь лет возглавляла фестиваль молодой драматургии «Любимовка» в Театре.doc, была отборщиком и членом жюри «Золотой маски». В 2013 году Елена Ковальская была назначена арт-директором Центра им. Мейерхольда его новым руководителем Виктором Рыжаковым.
 

Елена Тупысева
Руководитель камерного балета «Москва»

В 2001 году Елена Тупысева стала одним из соучредителей агентства театров танца ЦЕХ (Центр экспериментальной хореографии). Она проводила ежегодный международный фестиваль театров танца ЦЕХ, курировала фестивальный проект «Интраданс», проводила Летнюю школу современного танца ЦЕХ. В 2012 году ее назначили руководителем балета «Москва». Так, новаторские идеи Тупысевой теперь воплощаются главной городской балетной труппой.
 

Виктория Ломаско
Художница и куратор

Ломаско делает графические репортажи на социальные и политические темы. Графика Виктории Ломаско печаталась на обложках левацких самиздатовских журналов и западных арт-изданий, выставлялась на анархистских выставках и Московской биеннале. Виктория не пытается вписаться в престижное арт-сообщество Москвы, а создает вокруг себя собственную среду: в прошлом году она вместе с искусствоведом Надей Плунгян выступила куратором выставки «Феминистский карандаш». В этом году «Феминистский карандаш — 2» собрал почти четыре десятка художниц.

Константин Шавловский
Куратор, продюсер, редакционный директор журнала «Сеанс»

Возглавляемые Шавловским журнал и издательство «Сеанс» являются той объединяющей площадкой, где сходятся противоположные мнения, а смертельные споры превращаются в дискуссию, где задаются важнейшие вопросы о состоянии кино, и российского, и мирового. Кроме того, Шавловский руководит клубом «Порядок слов» — одной из важнейших культурных площадок Санкт-Петербурга: лекторием, киноклубом и книжным магазином одновременно.


Комментарий РР

В культуре последние несколько лет были временем не творцов, а менеджеров. Обычно эти люди находятся в тени и редко попадают в списки авторитетов. В киноиндустрии на фоне упадка российских фильмов именно организационная, кураторская деятельность, скрепляющая вечно ссорящееся киносообщество, стала особенно важна и заметна. В литературе на фоне кризиса идей и книжной индустрии на первое место выходят люди, придумывающие новые форматы для существования книг и литературного процесса. В музыкальной индустрии заметны исполнители и лидеры групп, которые организуют различные интересные проекты вместе с другими музыкантами. Театральные режиссеры, известные своими экспериментами, становятся успешными культурными менеджерами, а художники — кураторами.


См. также:

Новая элита России - 2013. 100 самых авторитетных профессионалов, которых должна узнать страна

100 самых авторитетных людей России - 2013. Каким будет российское общество в ближайшее десятилетие

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение