Найден вулкан размером с Британию и другие новости

26 сентября 2013

Геофизики из Техасского университета, исследуя дно Тихого океана, наткнулись на огромное вулканическое плато в полутора тысячах километров к востоку от Японии. Обследовав его со всех сторон, ученые поняли, что перед ними настоящий подводный вулкан, только не простой, а самый огромный из когда-либо найденных на Земле. Его площадь — 310 тыс. км2, что сравнимо с размерами Британии. По словам исследователей, вулкан давно спит и не должен потревожить жителей планеты. (1)

На ногах насекомых нашли шестеренки

Зубчатое колесо стало величайшим изобретением человечества. Оно легло в основу зубчатой передачи — когда два колесика-шестеренки, цепляясь друг за друга, приводят механизм в движение. Благодаря этому появились часы, ветряные мельницы, велосипеды.

Но, как утверждают ученые из Кембриджского университета, пока человек додумывался до шестеренок, насекомые давно и успешно ими пользовались. К этому выводу исследователи пришли, наблюдая за прыгающими насекомыми рода Issus. Ученые сняли их прыжки на высокочастотную видеокамеру и заметили, что задние ноги насекомых перемещаются с огромной скоростью и поразительной синхронностью. Быстрота движения ног намного выше скорости реакции нервной системы этих существ. Когда же кадр максимально приблизили, то обнаружилось, что в движение ноги насекомого приводит зубчатый механизм — шестеренки, расположенные на сгибах ног. (2)

Карликовость у мышей лечат при помощи гена человека

Ахондроплазия — редкое генетическое заболевание, связанное с аномальным развитием костей, ему подвержены многие млекопитающие. До настоящего момента развитие этого недуга можно было только затормозить. Но недавние исследования группы французских ученых показали, что карликовость у лабораторных мышей вполне лечится при помощи человеческих генов. Они провели эксперимент на новорожденных мышах, больных ахондроплазией. К пораженному мышиному гену FGFR3, который отвечает за развитие болезни, ученые добавили такой же, но только здоровый ген человека sFGFR3. Его вводили подкожно в течение трех недель, с каждым днем увеличивая дозировку. В итоге костная ткань начала расти нормально, при этом ни у одной испытуемой мыши не возникло осложнения. (3)

Нехватка кислорода делает людей креативнее

Ученые из Новосибирска решили проверить, как на креативность людей влияет гипоксия — иными словами, кислородное голодание. Испытуемых просили в течение нескольких минут дышать газовой смесью с содержанием кислорода 10% (при норме для человека в 20%), в это время показывали им недорисованные картинки по методике Торренса и просили представить, как удачнее всего можно было бы завершить рисунок.

Эксперимент показал, что на пике кислородной недостаточности, когда содержание гемоглобина в крови резко падает и пульс учащается до 100–120 ударов в минуту, испытуемые сначала наотрез отказываются как-либо фантазировать. Но в переходный период стабилизации дыхания, когда содержание кислорода повышается примерно до 15%, люди начинают вести себя активнее и предлагают множество оригинальных идей по дорисовыванию картинок. (4)

Источники: (1) William Sager et. al. // Nature. Published online. September 11, 2013. (2) Malcolm Burrows et. all. // Science. September 13, 2013. Р.1254–1256. (3) Stéphanie Garcia et. al. // Sci Transl Med. September 18, 2013. P. 203–209. (4) Разумникова О. М. и др. // Физиология человека. 2013. Т. 39. № 4. С. 105–111.