--

Сталинград не сдается

Новый фильм Бондарчука сперва разочаровывает, потом очаровывает

30-миллионный бюджет, пять лет труда, сложнейшие технологии, 3 тысячи копий — ребятам со «Сталинграда» отступать явно некуда. Или громкий провал и скандал, или… На всякий случай фильм уже рекомендован к номинации на «Оскар». «РР» посмотрел новый фильм Федора Бондарчука.

Ольга Андреева
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

8 октября 2013, №40 (318)
размер текста: aaa

Начинается неожиданно. Руины, пламя пожаров и взрывы. Но это не Сталинград, а «Фукусима». На экране 2011 год. Наши спасатели прилетают в Японию, чтобы разбирать завалы, под которыми еще остаются живые. Русский спасатель разговаривает с немецкой девушкой, над которой нависает бетонная плита. Спасатель рассказывает ей о своей маме и пятерых умерших отцах. «Пять отцов, так не бывает», — говорит девушка. «Бывает, еще как бывает», — усмехается русский. За начало минус пять по десятибалльной шкале, автоматически отмечаю я.

Начинаются сцены, известные по трейлеру. Саперы, идущие по воде аки посуху, переправа в тумане, пылающие солдаты. Минус три, констатирую я, пару баллов можно накинуть за техническое совершенство.

Наконец появляется тот самый дом. Сценарий Ильи Тилькина только намекает на прообраз — знаменитый сталинградский дом Павлова. Его история закончилась почти хорошо: из тридцати защитников дома Павлова погибли только трое. История Тилькина куда трагичней, но и она не выдумана. Исторические подробности и человеческие судьбы взяты из подлинных мемуаров сталинградцев, причем как русских, так и немцев.

Дом Бондарчука — это обычный жилой дом. Бутафоры вложили в него душу. Елочные игрушки, обгоревшие старые фотографии, жестянки из-под чая, в которых хранятся письма, фарфоровые чашечки — все эти обломки хрупкой жизни, перемолотой в военной мясорубке, ненавязчиво «утепляют» кадр, переводя восприятие в регистр личного воспоминания. Здесь ходили почтенные старушки и бегали дети.


Главный ужас формата IMAX 3D состоит в том, что красивого будет больше, чем настоящего. И неважно, про что фильм. Красиво можно снять и разлагающийся труп, и первый снег, а войну и подавно.


Но главная елочная игрушка, которую чудом сохранил этот дом, — девушка Катя. Остальные жильцы погибли, а она осталась. У нее в гостях сначала были немцы, а потом с боем и пламенем атаки пришли эти несколько человек наших. Закрепиться на немецком берегу не удалось, наступление отбили, и русские снова ушли за Волгу. Все, кроме нескольких ребят, оставшихся в доме Кати. Начинается история противостояния.

В какой-то момент я ловлю себя на том, что перестала ставить баллы. Да, кажется, вот эта сцена воздушной бомбардировки напоминает фильм «Перл Харбор», да, пролетел обязательный для 3D снаряд в рапиде, да, грязь слишком грязная, а звездное небо слишком звездное. Но все это теряет острую прелесть киноведческого опыта на фоне лиц актеров. Смешная и чумазая рожица солдата Чванова, крепкий мужик Поляков, Тютя, герой и губошлеп в одном флаконе, девушка Катя в старых лыжных штанишках, страшный, озверевший от войны капитан Кан. Война выворачивает человека наизнанку и обнаруживает там все того же человека.

Главный ужас формата IMAX 3D состоит в том, что красивого будет больше, чем настоящего. И неважно, про что фильм. Красиво можно снять и разлагающийся труп, и первый снег, а войну и подавно. Настороженный зритель, пришедший посмотреть на высокотехнологическое чудо, неизбежно втягивается в игру под названием «поймай режиссера». Пережмет или не пережмет оператор с выразительной панорамой, затянет ли красивый кадр, засыплет ли все падающим снегом, чтобы зрители ловили в зале снежинки? Пожалуй, первые десять минут просмотра все в зале играли в эту рулетку. Но когда на середине фильма ты понимаешь, что игры кончились, ты просто смотришь кино — значит, режиссер выиграл. А значит, выиграл и зритель.


См. также:

WikiLeaks в Средней Азии. Джулиан Ассанж пообщался со зрителями после премьеры фильма «Медиастан»

Счастье моё. 5 самых депрессивных фильмов о борьбе с депрессией

Кино для патриотов. Сэм Клебанов о том, зачем военным своя киностудия

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Заря Василий 18 октября 2013
"Главный ужас формата IMAX 3D состоит в том, что красивого будет больше, чем настоящего."

Формат IMAX 3D для того и создан был, чтобы удивлять картинкой зрителя. Чтобы можно было прийти в кино и забыть на два часа о рутине, отвлечься от проблем. Настоящего и так хватает в жизни, а в кинотеатре хочется получать положительные эмоции, как за счёт грамотно выстроенного фильма, так и за счёт картинки, позволяющей по-новому наслаждаться кино.
Андриенко Дмитрий 12 октября 2013
Мне фильм понравился. Главное что всего в меру-есть бои, но не мясорубка на час, нет сопливой истории, но люди гибнут за любовь, нет добрых немцев и нет "непобедимой Красной Армии". И пусть танкисту не показали голую грудь, хочется верить во все, что происходит в фильме. Этот фильм нужно смотреть всем, и прежде всего тем, кто считает, что 9 мая-это всего лишь еще один выходной день.
Золотарева Татьяна 12 октября 2013
Андриенко Дмитрий: меня тоже впечатлила Надя Михалкова с голой грудью, весь фильм этой сценой зачеркнут.
Воронова Екатерина 9 октября 2013
Я так и не поняла, понравился фильм автору или нет.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение