Рассчитали третьего и другие новости

10 октября 2013

Яркая звезда Фомальгаут находится от нас в 25 световых годах. Звезда примечательна многим: вокруг вращается протопланетный диск, внутри которого астрономы то находят планеты, то доказывают их отсутствие; движется она в составе так называемой группы звезд Карстера, якобы имеющих общее происхождение; наконец, у нее есть звезда-спутник — оранжевый карлик Фомальгаут В. И вот сейчас астрономы посчитали орбиту другой звезды — еще одного карлика, только красного, и выяснили, что он тоже входит в систему Фомальгаут. Правда, расстояние между ними очень большое — 2,5 световых года, поэтому полный оборот вокруг общего центра масс звезды делают приблизительно за 20 миллионов лет. Если, конечно, подтвердится, что LP 876-10 действительно связан с Фомальгаутом. Расстояния и сроки немаленькие, будем ждать. (1)

Вулканы были давно

Древние супервулканы обнаружили планетологи на Марсе. Сравнивая фотографии, сделанные несколькими орбитальными аппаратами, ученые пришли к выводу, что многокило­метровые вмятины Земли Аравии — не следы от древних метеоритов, а именно кратеры вулканов. Вообще-то, планетологов марсианскими вулканами не удивишь: именно там находится самый большой вулкан Солнечной системы Олимп, вздыбившийся на высоту 25 километров. Немало там и других остывших вулканов. Однако до сих пор не находили столь древние кратеры — периода первого миллиарда лет жизни планеты. Если вулканы и правда действовали в те далекие времена, они могли подогреть атмосферу и создать условия для зарождения жизни, считают ученые. (2)

Дети плачут

Известно, что к юным мышкам взрослые особи мужского пола не пристают. Но до сих пор было неясно, каким образом мышь-самец останавливает свою похоть при виде двух-трехнедельной самочки. Оказалось, что молоденькие мышки выделяют ювенильный феромон ESP22, напрочь блокирующий половое влечение к ним. Вырабатывают этот феромон слезные железы. Во время опытов мышиные слезки брызгали взрослым самцам в нос, после чего их сексуальность на время угасала. Если же экспериментировали с самцами, чьи гены, отвечающие за обоняние, были отключены, то они самым бесстыдным образом спаривались с неполовозрелыми особями. Аналогично самцы не принимали во внимание юный возраст самочки, если в ее слезе недоставало нужного феромона. Таким образом, исследователи получили новое доказательство того, что социальное поведение определяется запахом. (3)

Разрушили антибиотик

Московские исследователи из нескольких научных центров изучили модификации антибиотика олигомицина. Это вещество известно тем, что может не только убивать бактерии, но и подавлять рост опухолей. Одно плохо: антибиотик довольно токсичен. Посему фармацевты всего мира ищут способ сделать его менее ядовитым, сохранив антираковые свойства. Группа московских ученых несколько лет назад уже получила патент на такие производные олигомицина, а сейчас сосредоточилась на его частичном разрушении. В результате удалось найти и обезвредить особо «ядовитые» места молекулы. Впрочем, противоопухолевый эффект тоже снизился. (4)

Источники: (1) Eric E. Mamajek et al. // arXiv:1310.0764v1 [astro-ph.SR]. October 2, 2013. (2) Joseph R. Michalski & Jacob E. Bleacher // Nature. 2013. V. 502. P. 47–52. (3) David M. Ferrero et al. // Nature. Published online 2 October 2013. (4) Lyudmila N. Lysenkova et al. // The Journal of Antibiotics advance online publication.