--

Возвращение в 60-е

31 октября 2013

Главные призы на проходивших одновременно кинофестивалях в Варшаве и Лондоне получила польская драма «Ида» Павла Павликовского — картина, встраивающаяся в едва ли не главную тенденцию польского кино последних лет, связанную с «денацификацией» истории Польши и искуплением ее вины за участие в холокосте.

поделиться:
размер текста: a a a

До недавнего времени эта тема в Польше была под запретом. Лишь в 2001 году поляки официально признали, что истребляли евреев во время Второй мировой, кто добровольно, кто из страха самому быть убитым фашистами. С тех пор поляки наснимали с десяток фильмов о тех событиях.

«Ида» — самое изящное решение этой темы. Когда главная героиня была маленькой, ее семью убили поляки, не желавшие терпеть евреев на своей территории, оккупированной немцами. Иду пощадили только потому, что она не была похожа на еврейку, то есть не смущала антисемитов. Девочку сдали в женский монастырь, где она и выросла, пока ее, уже совершеннолетнюю, не забрала оттуда тетя, у которой маленького сына тоже убили поляки. Ида, благоверная польская католичка, узнает от нее правду о том, что католики сделали с их близкими, и вместе с ней ищет братскую могилу, где они захоронены.

Павликовский сталкивает двух противоположных героинь — правоверную и убедившуюся в том, что бога нет, безвольную идеалистку и волевую нигилистку, — но дает понять, что ни один из этих путей, как и всякий путь вообще, не совпадает с реальной траекторией судьбы, частенько вышибающей почву из-под ног и оставляющей человека в полной прострации — не только без имеющихся ответов на неслабые вопросы, но и без каких-либо вопросов вообще.

Остается добавить, что снят фильм в изысканной черно-белой палитре и напрямую отсылает к эстетике шестидесятых. В каком-то смысле тут кроется сверхзадача Павликовского — снять свое кино так, будто сейчас шестидесятые, но о том, о чем тогда никто не мог и пикнуть.


Ида
Павел Павликовский

Фотография: BFI London Film Festival

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение