ФОТО: JOHN M. HELLER/GETTY IMAGES/FOTOBANK

7 вопросов Яну Харлану, продюсеру Стэнли Кубрика

О снятых и не снятых Кубриком фильмах

О снятых и не снятых Кубриком фильмах

Ян Харлан, брат вдовы Стэнли Кубрика, помогал режиссеру с пятью фильмами, а после был продюсером «Искусственного интеллекта», снять который Кубрик завещал Стивену Спилбергу. Недавно Харлан посетил Санкт-Петербург по случаю мини-ретроспективы фильмов своего покойного свояка

Антон Широких поделиться:
15 мая 2014
размер текста: aaa

1. Почему «Наполеон» не был снят? Неужели только из-за того, что в это время вышел фильм Бондарчука «Ватерлоо»?

Именно. Выпускать «Наполеона» сразу после провала «Ватерлоо» значило подвергнуть себя большому риску.  

2. Что зацепило Кубрика в фигуре Наполеона?

Кубрик видел в нем противоречивую смесь гения и дурака. Главные ошибки Наполеона были в том, что он не заключил мир с Англией и что напал на Россию. Кубрик хотел воссоздать эту историю и показать, что сегодняшние политики ничем не отличаются от своих предшественников.  

3. У Кубрика было еще как минимум два нереализованных проекта — фильм про холокост и «Искусственный разум».

Да. Над подготовкой к «Арийским бумагам», фильму о холокосте, мы работали целый год, но когда уже были готовы приступить к съемкам, Warner bros. заморозили проект, потому что в это время вышел «Список Шиндлера». Потом мы начали работу над «Искусственным разумом», были уже на подходе к производству, но внезапно Стэнли уже сам предложил эту историю Спилбергу.  

4. Жизненная философия Спилберга немного отличается от взглядов Кубрика: он, к примеру, верит, что люди непременно могут измениться к лучшему, если захотят.

Понимаю, о чем вы. Безусловно, их подходы разнятся, но Спилберг, работая над «Искусственным разумом», был верен оригинальному сценарию. И, кстати сказать, Кубрик хотел, чтобы этот фильм снял Спилберг. Думаю, он не ошибся, предпочтя в итоге работать над экранизацией «Новеллы о снах» Артура Шницлера. Права на «С широко закрытыми глазами» мы купили еще в 1971 году, и в течение тридцати лет он обыгрывал этот сюжет у себя в голове. А спустя неделю после того, как фильм был завершен, Кубрик умер. Он считал эту картину самой важной в своей фильмографии.  

5. Многие пытаются найти в «Широко закрытых глазах» какие-то скрытые послания, намеки на некоторые личные моменты из жизни режиссера. Можно ли себе представить, чтобы Кубрик, живший достаточно обособленно, решился на откровение?

Вообще-то невозможно создавать кино, не будучи общительным человеком. Просто Стэнли не любил общаться с журналистами, а с обычными людьми он общаться любил. Что касается каких-то личных мотивов, не думаю, что они там были, а если и были, то это, скорее всего, случайные и не имеющие смысла детали. Я убежден, что Шницлер аплодировал бы этому фильму, как и Кубрик аплодировал бы фильму Спилберга.  

6. По крайней мере двое писателей не были довольны тем, как их экранизировал Кубрик: Берджесс и Кинг.

В отношении Кинга вы правы, в отношении Берджесса — ошибаетесь. Берджессу фильм «Заводной апельсин» на самом деле понравился. Просто права на экранизацию он продал не напрямую, а компании Raab & Litvinoff, которая не стала снимать, а перепродала права Warner bros., заработав на этом кучу денег, ну а Берджесс, к сожалению, остался ни с чем. Да, безусловно, Кубрик изменил финал — но его финал был лучше именно для фильма.  

7. И крайне пессимистическим, в отличие от финала книги.

Но это не означает, что Кубрика можно называть пессимистом. Он был пессимистически настроен относительно будущего человечества, но был оптимистом в повседневной жизни. И если взглянуть на фильмы Стэнли, у всех у них есть некий общий знаменатель. Этот общий знаменатель можно сформулировать так: люди глупы и тщеславны.

Совместные работы Харлана и Кубрика

  • 1971. «Заводной апельсин»; помощник продюсера
  • 1975. «Барри Линдон»; исполнительный продюсер
  • 1980. «Сияние»; исполнительный продюсер
  • 1987. «Цельнометаллическая оболочка»; исполнительный продюсер
  • 1999. «С широко закрытыми глазами»
×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение